Вахтангов

Надежда Днепровская
<div align=right> Евгений Багратионович Вахтангов — российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра имени Вахтангова. </div>

13 октября 2014 у стен  Театрального института имени Щукина состоялось торжественное открытие памятника Евгению Вахтангову. Автор скульптуры молодой скульптор Студии военных художников имени Грекова, Алексей Игнатов.
Скульптура выполнена в реалистичной манере и гармонично вписалась в этот московский скверик.
На открытии выступили Министр культуры РФ Владимир Мединский, ректор Института Князев Евгений Владимирович, депутат МГД Евгений Владимирович Герасимов.
На крохотном пятачке собралось столько прекрасных актёров и деятелей искусства, истинная элита московских театров! Шифрин, Лановой, Селезнева, Филиппенко, Ярмольник… они поздравили студентов, и в их словах была теплота и дружеская поддержка.

Посмотрите, какие глаза у этой молодежи - полные творческого огня! Среди студентов, как могучие дубы среди тоненьких саженцев в полном единении стоят корифеи русской сцены.
Шифрин не преминул пошутить, мол, а знаете ли вы вообще, кто такой Вахтангов?
Там, у монумента шутка была поддержана, но люди, далекие от искусства, ассоциируют эту фамилию только с названием театра. Это и понятно, крайне редко публикуется информация о людях Искусства. Я не говорю здесь о поп-культуре.

Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в армяно-русской семье, однако почти всю свою короткую жизнь - он прожил всего 39 лет - был связан с Москвой.
Учился в Московском университете, потом увлекся театром. Его наставниками стали Станиславский, Немирович-Данченко, Сулержицкий. Он играл на сцене Московского художественного театра.
В 1913 году возглавил студенческую студию,
в 1921-м - основал Третью студию МХТ, которая и была преобразована в театр, носящий ныне его имя.
Живой, ищущий, творческий человек!
Несколько воспоминаний Михаила Чехова:
Вахтангов обладал особым чувством актера. Его педагогика заключалась «в умении проникнуть в чужую душу и говорить на ее языке. Он как бы незримо становился рядом с актером и вел его за руку. Актер никогда не чувствовал насилия со стороны Вахтангова, но и не мог уклониться от его режиссерского замысла. Выполняя задания и замыслы Вахтангова, актер чувствовал их как свои собственные».

Вахтангов обожал мистифицировать окружающих. Собирал компанию на «сеанс гипноза», заранее договорившись с Завадским — тот будет гипнотизируемым. Сначала Вахтангов долго всматривался в присутствовавших, поедал демоническим взглядом робких девиц-студиек, колеблясь в выборе подходящей особы, наконец, после обморока какой-нибудь особенно впечатлительной дамы, останавливал свой выбор на Завадском. Тут вступал в игру намеченный партнер — он отнекивался, неуверенно поднимался с места и со страхом приближался к Вахтангову. «Подопытному» завязывали глаза, и Вахтангов начинал демонстрировать свои гипнотические возможности.
— Это что? — спрашивал он, прикасаясь, как было условлено, к позолоченной раме.
— Золото, — отвечал Завадский, вызывая восторженное удивление всех окружающих.
— А это?
— Бархат.
Самое интересное: когда Завадский, ослушавшись Вахтангова, раскрыл секрет ошеломляющего сеанса, ему не поверили, что это был только розыгрыш. В глазах окружающих Вахтангов вырастал до всесильного мага.
В одном из южных городов России он разыграл Михаила Чехова.
— Вы не племянник Антона Павловича? — спрашивали все швейцары и кучера, встречавшиеся Михаилу Александровичу во время гастролей Первой студии. То были проделки Вахтангова, подговаривавшего всех донимать Чехова по поводу родства с Антоном Павловичем.
В 1921 году  Вахтанговым были поставлены "Свадьба" Чехова, "Чудо святого Антония" Метерлинка, "Эрик XIV" Стриндберга и, конечно же, "Принцесса Турандот" Гоцци. К сожалению, на премьере последнего спектакля Вахтангов уже присутствовать не мог. Он был тяжело болен.
27 февраля «Турандот» показывают Станиславскому и товарищам по МХТу. Студийцы вовсе не играют всерьез старую сказку Гоцци — они накидывают на себя одеяла в качестве плащей, обматывают головы полотенцами-чалмами, привешивают полотенца вместо бород: Вахтангов продолжает принципы «Двенадцатой ночи» Станиславского и идет дальше учителя. Представление, остроумное и грациозное, редкое по изяществу, пенившееся весельем, режиссер сумел связать с неустроенной, но полной надежд жизнью двадцатых годов. Именно оптимизм и вера в силу и энергию жизни составляли основное содержание «Турандот». «За 23 года существования Художественного театра, — сказал Станиславский в своем обращении к труппе, — таких достижений было немного. Вы нашли то, чего так долго и тщетно искали многие театры».
После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшается. Он не узнает близких; забываясь от морфия, представляет себя полководцем...
Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и супруга Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича... Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра.
 В день похорон, утром принесли сирень от зрителей. Сирень — далекое эхо Студенческой студии — сопровождала Вахтангова в последний путь.
В 1926 году Вахтанговская студия стала Государственным театром имени Евг. Вахтангова.
Ещё в 1914 году он написал Игумновой: «О войне больше не думаю». Сразу же за этой фразой: «Она была неминуема… она приведет к тому, что войн после нее будет мало — 2 – 3.
И станет мир на земле.
А то люди стали дурными, эгоистичными и нерадостными. Если историческому ходу вещей нужно, чтоб нас убили люди, — пусть так будет. Раньше я боялся — теперь успокоился. Этому способствовало то, что я внимательно прочел “Войну и мир” и теперь только хорошо понял эту замечательную книгу. Если Вы забыли, — прочтите»…