Лазурный берег. 3-й день путешествия

Аркадий Костерин
   Начало следующего дня было прекрасным. Поднялись рано. Я снова искупался в прохладном чистейшем море и заснял удивительный вид, открывающийся с пляжа — необъятный простор и огромную упавшую скалу, целый лесистый остров рядом с высоким берегом. А также гостеприимный приморский городок Спотрано, приютивший нас на две ночи. После завтрака все потянулись с вещами к автобусу. Нам предстоял насыщенный перездами и экскурсиями трудный день. Паломническая программа его звучала так: «Царские храмы Лазурного берега». Имелись в виду православные храмы в Ницце и в Каннах.

   И вот опять мы едем через Лигурийские горы к морскому побережью в направлении Лазурного берега Франции. Вот снова открылась солнечно-синяя даль Средиземного моря, гористые бухты с множеством яхт, портовые городки. Синь моря соперничает с синевой неба, здесь и пальмы, белоснежные пароходы, в общем, сплошная романтика! Экскурсовод Миша неустанно рассказывает о княжестве Пьемонтском, Савойской династи, о Монако и Сан-Ремо, о богатой истории этих мест. Потом речь заходит о роли русских в развитии и всемирной известности Ниццы и Канн. В Ницце огромное количество мест, которые связаны с именами членов царской семьи. Они открывали православные церкви, закладывали бульвары. В этом с ними соперничали англичане. Так они, например, построили знаменитую Английскую набережную — самую большую и знаменитую улицу в Ницце.

   На Английской набережной особенно любили жить русские аристократы. В путеводителях конца 19го века отмечалось: "На Лазурном берегу много русских владений"; отели Ниццы рекламировали себя: "У нас останавливается русская аристократия". Вообще русским духом пропитаны многие знаменательные места побережья. Русские занимали целые этажи в шикарных отелях и покупали виллы. Ницца была «брендом» шикарного отдыха, роскоши и процветания для русских аристократов. Всё это возобновилось сейчас. Однако, нас, в первую очередь интересовала не «ярмарка тщеславия», а культурные и духовные связи Ниццы с Россией. Они также богаты. Здесь жили и творили Гоголь, Тютчев, Чехов, Шагал и Бунин. В 1859 году здесь был построен первый русский храм во имя свт. Николая. Ну, а потом был построен и второй прекрасный храм, к которому мы направлялись.

   История храма начинается с печального события. В 1865 году, находясь в Европе тяжело заболел наследник русского престола цесаревич Николай Александрович. По настоянию врачей, его отправили на лечение в Ниццу, но здесь состояние царевича резко ухудшилось. Вскоре стало ясно, что он умирает. Император Александр с семьёй примчался в Ниццу за 12 часов, на специальном поезде, чтобы успеть попрощаться с царевичем. Скорбь его после потери старшего сына была безутешна. А историки говорят, что смерть этого прекрасно образованного и умного наследника престола была большой потерей и для России. Император Николай II,  повелел построить невдалеке от места, где скончался цесаревич, памятный храм во имя свт. Николая и выделил для этого свои средства. Храм был освящен в декабре 1912 года. В крипте собора находится Музей русской колонии в Ницце. Одна из улиц в Ницце названа в честь наследника престола Николая Александровича - бульвар Цесаревича. А широкая улица, ведущая к собору, носит имя Царя-мученика Николая II - avenue Nikolas II.

   Всё это мы узнали, пока подъезжали к величественному собору Святого Николая, сверкающему куполами и красочностью изразцовых стен. Но, тут нас ждало некоторое разочарование. Мы увидели строительные леса вокруг собора, а когда вошли в церковный дворик, нам сказали, что в храме капитальный ремонт. Вышел приветливый батюшка, рассказал нам о соборе и приходе и предложил нам помолиться перед чудотворной иконой свт. Николая, поставленной в специальном шатре. Эта прекрасная икона за годы упадка русской колонии пришла в плохое состояние и сильно потемнела. Но, когда её снова поместили в храм и начали перед нею молиться, икона сама обновилась. Копоть и грязь, скопившиеся на иконе скатались в крошечные шарики, а икона засияла первозданными красками. Поэтому сейчас вся поверхность иконы испещрена чёрными точечками — скатавшейся копотью. Икону представляли учёным на экспертизу и они не смогли объяснить произшедшее обновление. Ну, а мы, вдохновлённые чудом, написали свои записочки, помолились сообща великому заступнику свт. Николаю и благоговейно приложились к прекрасной иконе.

   Дальше нам предстояла экскурсия по городу. Автобус проехал по великолепной Английской набережной и остановился на площади Массена. Мы собрались у фонтана Апполона в стиле модерн. Фонтан однажды закрыли из соображений приличия и, по-моему, не без оснований. Потом, правда, снова открыли. Началась наша краткая экскурсия. Смотреть, в общем-то, было особо не на что. Прошли по торговой улице, застроенной особняками 19-20 века, и нас распустили почти на 2 часа. Я спросил у нашего гида Миши: «Для чего так много времени? Город-то простой, что тут смотреть в такое пекло?» Он ответил вопросом на вопрос: «А куда вы торопитесь? В Каннах вообще нечего смотреть». Стали думать — куда отправиться? В ресторанах цены заоблачные. Слышали, что здесь много музеев «второй город после Парижа по числу музеев», но не знаем, куда идти и что там смотреть. Я решил отправиться с группой наших прихожанок на пляж.

   Бесплатный пляж в Ницце совершенно не обустроен. Он располагается сразу под красивой набережной и состоит из крупной гальки. Ходить по ней — просто мучение. Ни кабинок, ни туалета нет. Единственное удобство — стойки для обливания пресной водой. Рядом платный пляж — там за 25 евро дают лежак. Ну что делать, мы переоделись, как сумели, стали купаться. Это, конечно, прекрасно, хотя чистота воды не гарантируется. На пляже полно детей всех оттенков из всех арабских и африканских стран. Много и французов и других граждан Европы. Рядом с нами оказались русские девушки, живущие в Ницце. После купания, бодрые и радостные, мы вернулись к фонтану с Апполоном. Вскоре подъехал автобус, мы погрузились и распрощались с Ниццей. Впереди по курсу лежали Канны.

   Ближайшей целью нашей экскурсии был храм Архангела Михаила в Каннах. В храме множество старых икон и захоронения членов императорской фамилии. Правда, нас не очень обнадёживали возможностью его посещения. Построенный в 1894 году на пожертвования великих князей и русской колонии прекрасный храм после революции претерпевает нескончаемую череду общинных и межцерковных конфликтов, постоянно фигурирует в судебном разбирательстве и переходит из рук в руки. Вот и сейчас, руководящие лица общины заявляют о своей принадлежности к Константинопольской патриархии, хотя в списке приходов этой патриархии такого храма нет. Вот наш автобус остановился у этого прекрасного храма, мы вышли, посмотрели на него через решётку сада и горько пожалели о нестроении в душах православных. А потом отправились в супермаркет напротив, чтобы пополнить свои запасы.

   Нас высадили в очередной раз на прекрасной набережной у Киноцентра. Рассказывать здесь было нечего, да и делать, собственно, тоже. Набережная в Каннах — двойник набережной в Ницце. Такие же роскошные отели парижского стиля с ценой ночлега 1000 евро, те же пальмы и море. Только пляж поодаль, так что искупаться уже нет возможности. Однако здесь произошло опять небольшое чудо, которое меня воодушевило. — Дело в том, что только я заснял Киноцентр, в моём фотоаппарате закончилась карта. Это повергло меня в шок — ведь впереди ещё три города: Марсель, Арль и Лион, с множеством святынь и достопримечательностей. Теоретически, можно было бы воспользоваться компьютером в гостиннице, но и флэшку, куда можно было бы скачать фото, я забыл взять. Растерянный, я обратился к встретившейся мне прихожанке Виктории: «У Вас, случайно, нет флэшки?» А она, узнав, в чём моя проблема, достаёт из своей кинокамеры карту и протягивает мне — попробуйте. Оказывается, она ей не нужна. И, о чудо — карта подошла! Я успел поснимать набережную с отпечатками ладоней знаменитостей, погулял и умиротворённый залез в автобус.

   Нам предстояло проехать ещё более 200 км до Марселя. Приехали в кемпинг в 22 часа, уже в полной темноте. По дороге я переживал, как буду готовить для нас ужин с моим слабым кипятильником. Весь день я питался сардинками с хлебом, а сейчас хотелось горячего — попить вдоволь чаю и поесть геркулесовой кашки с вареньем. И тут французы меня просто спасли. Открыв нашу душную каюту, мы увидели большой электрочайник в очень приятном интерьере. Хорошо проветрив комнату, мы как следует поужинали и завалились спать с открытыми окнами. Ночлег был хороший, хоть и далеко от моря. Завтра опять ранний подъем и большое путешествие...
   

Июнь 2015.