Интерстеллар Аватар с человеческим лицом

Лилия Брудницкая
Кинопрому не хватает космоопер, зрителю не хватает высокого (после «Звездных войн» что-то снимать в этом жанре стремно). Так и топтались почти полтора десятка лет. Успех «Аватара», как и следовало ожидать, был скоротечным, потребовался новый прорыв. Им и стал «Интерстеллар» - смелая попытка скрестить традиционную космооперу с притчей, плотно натоптав в повествование псевдомудреных выражений, принятых у астрофизиков, квантовых физиков и автослесарей. Претензии чувствуются с первого кадра. А дальше-то что?

Пыль скрывает пустоту

Весь 2014 год не доходили руки до «Интерстеллара»: то скачивался некорректно, то времени не хватало. Наконец, заболела и решила всполнить пробел.
Стремление охватить максимум сегментов аудитории сыграло плохую шутку со многими картинами. Можно вспомнить «Брата-2». В «Интерстелларе» есть все и для пионеров, и для пенсионеров, и для тоскующих по «Звездым войнам», и для мечтателей-первооткрывателей. Нет главного – смысла.
После первых 12 минут восторгов (начало «цепляет», не разучились в Голливуде кропать сценарии!) наступает некое недоумение, вызванное логическими нестыковками и уходящими в пустоту эпизодами.
Во-первых, почему на Земле поменялся климат и растения болеют? Мы можем лишь догадываться. Видимо, здесь оставлен простор для домысла. Ладно, пусть.
Во-вторых, и это следует из «во-первых», мы не знаем, от чего именно нужно спасать человечество. И все ли человечество страдает (вообще, оно страдает или как), почему лекари и МРТ-аппараты повывелись как класс и отчего нет войн. Если «во-первых», мы еще можем дофантазировать, то «во-вторых» требует некоей конкретизации.
Наконец, самое главное, в-третьих, проистекающее напрямую из двух первых. Имея лишь смутное представление, чем так люди насолили Земле, мы видим попытки а-ля Ноев ковчег. Но почему-то люди даны как блеклые тени, практически без эмоций (кроме главных героев, тут с эмоциями перебор). Нет ни одного – ни одного (!!!) – человека, который бы, наблюдая, как лихорадит Землю, не задался вопросом, может, нужно что-то изменить в людях, в цивилизации.
Отсюда следует закономерный вывод, который перечеркивает весь пафос поиска «нового пристанища»: не исправив что-то в себе, в своей цивилизации, люди подыщут и загадят очередной дивный новый мир. И интерес к происходящему (полеты, стыковки и т.п.) моментально теряется.

Гони волну

Если нечем заполнить хронометраж, гони волну и хрономиражи. Рецепт известен. Ляпсусы неизбежны. Так, профессор говорит о том, что через несколько лет кукуруза будет болеть, но проходит 23 года. а она как росла, так и растет. 
Для меня осталось загадкой, зачем Куперу понадобился беспилотник, с каой радости он так долго гонялся за аппаратом, чтобы благополучно о таковом забыть.
Опять же, я не астрофизик, но кое-что о черных дырах читала. Помню твердо: время и пространство там меняются местами, а центр дыры так тяжел и имеет такую гравитацию, что ни человеку, ни шелезяке там не выжить даже на подлете. Помимо прочего, сокрушительная радиация и невидимые лучи неведомой энергии, над разгадкой природы и свойств которой бьются сейчас ведущие астрофизики мира. Кроме того, червоточины и черные дыры слегка разные понятия, как считает современная астрофизика. Но, быть может, я чего-то и не знаю. Вселенная велика, чего не бывает.
Да и убивать главного героя, хотя это был бы закономерный и красивый финал, было бы несмотрибельно. А вот то, что он рванул к Энн Хэтуэй, вот это классический штамп второразрядной мылодрамы. Хотя до сих пор не пойму, зачем было ее оставлять. Впрочем, бросил дочь – бросит и ее.
Так что, перейдем к штампам и заимствованиям. Последних столько, что закрадывается сомнение: может, решили снять краткую антологию кинофантастики? 
Прием с тайной миссией НАСА настолько затаскан, а расшифровка таинственных посланий с помощью книжек с полок так недвусмысленно отсылает к «Близким контактам третьего вида», что становится неловко за сценарную группу. Временные парадоксы куда лучше и внятнее растолкованы в простенькой трилогии «Назад, в будущее», а нежные чувства к роботам в полной мере раскрыл еще советский мультик «Тайна третьей планеты».
Скудость найденных планет ничем не объясняется. Первая планета сразу воскрешает «Солярис», но, кроме гигантской волны, ничего придумать не получилось. Вторая планета – зимняя – сразу отсылает к «Игре престолов», где зима – сквозная тема. Третья планета с какими-то камнями слишком уж земная, чтобы быть запредельной.
Игра героев на выбывание отбрасывает картину к уровню штамповок Эммериха, а сцены в корабле (управление и т.п.) слишком напоминают его же «День Независимости».
Возможно, это было бы малозаметно на фоне классной игры актеров, но и таковой я не увидела. Затянутые эпизоды, откровенно идиотские штампованные диалоги и наигрыш. У меня нет претензий к актерам – они сделали что смогли. У меня претензии к сценарной группе и к постановщикам, которые навязывают такую чушь.

И где мораль?
 
Прорывом «Интерстеллар» мог бы стать за счет острой постановки морально-этических вопросов, чего не было в двухмерном «Аватаре» (и отчего он быстро сдулся). В «Интерстелларе» были претензии на новый уровень психологизма и морализаторства, но все они свелись к банальным и малопонятным, однако весьма затасканным сентенциям, что «любовь побеждает гравитацию» и пафосным фразам вроде этой.
Таким образом, мораль сей басни заключается лишь в одном: куда человека не забрось, в черную дыру, в гиперпространство, в червоточину,- он останется такой же свиньей, как и на Земле. И все повторится. Это, конечно, правда. Но это же лишает человечество надежды на дивный новый мир и светлое будущее.
И еще. Меня просто добил эпизод, когда Купер просыпается, походит к окну и видит какой-то перпендикулярный мир, но где играют в бейсбол. Вертикальные пашни, стоящие торчком дома….Даже плоские мультики сейчас так не рисуются. И безо всяких объяснений, как это держится. Итого: хотели как лучше – вышло как всегда, хуже.
Впрочем, одну полезную вещь «Интерстеллар» все же сделал. После удавки «Аватара» с его кошколюдьми, фиолетовыми деревьями и панегериками примитивной жизни, в Голливуде наконец-то будут снимать нормальную космофантастику.
И – да! – мне страшно понравился эпизод стыковки доктора Манна. Это как раз тот случай, когда хочется вырезать кусочек фильма и сохранить, чтобы пересматривать. Великолепный монтаж с отменным хронометражом.