Перестройка

Пётр Деметр
Лайош   сидит   в  следственном   кабинете  за столом,  ещё  раз   внимательно   перечитывая   дело.  Дверь  открывается,  и   охранница   заводит   заключённую.                Охранница  : -  Заключённая   Христофорова   доставлена  для  беседы   с  адвокатом.                Лайош  :  -  Спасибо,  вы   свободны.        (   Гитане )
 Проходите,  присаживайтесь.                Гитана :  -  Спасибо,   я  уже  насиделась  (садится).                Лайош :  Я  ваш   новый  адвокат.  Зовут  меня  Лайош   Дэмбицкий .            Мэ  романно   чаво.                Гитана :  Вижу,   тэ  авэс  бахтало!                Лайош :  -  Поверь,  мне  стоило  большого  труда,  добиться   пересмотра   твоего  дела.  Теперь  ты  мне  должна   рассказать   всё,  ничего  не  скрывая,  ничего  не   утаивая,  ничего   не  приукрашивая.                Гитана : -  Морэ,   угости   ман   сигареткой,  пожалуйста.               
( закуривает,  жадно  и  с  наслаждением   глотая   дым)                -  Ну,  расскажу   и  что?   Сто  раз  уже  рассказывала   и  прокурору (  тэ  хасёл   лэскро  шэро )  и  следователю.  И  что?                Лайош  :  -  А   ты   мне  расскажи,   да  поподробнее,  и  будем   добиваться   досрочного   освобождения.                Гитана :  -  Забожись!               
Лайош   (  улыбнулся  и  перекрестился) : -  Акэ,  тукэ!
      
Рассказ  Гитаны.   (  действие   периодически   возвращается   в  следственный   кабинет).

Небольшой   рынок  на  окраине  Москвы.  Хозяин  рынка    много  лет   женатый   на   цыганке,  предоставил   цыгану  Бэби    на  своём   рынке   место,  где  тот   и   открыл   небольшой   магазин  и  успешно   торговал  бакалеей,  а  также   причудливыми   поделками- сувенирами ,    изготовленными   самими  цыганами.  Магазин   назывался  « Бахтори».  Жена   Бэби  Ляна  и   дочь   Гита   охотно   помогали   отцу.  Поздний  вечер.  Магазин   ещё   открыт,  но  покупателей   нет. Гита,  примостившись   в   углу   на   табуретке,   наводит   макияж,  глядясь   в  маленькое   зеркальце  -  у  неё  сегодня   концерт  в  ЦДКЖ.   Ляна    протирает   влажной  тряпкой    пол.  Бэби,  стоя   у  кассы,   подсчитывает    выручку.                Бэби :  -  Тэ   умарэн   ман   гаже,    не  густо    сегодня,  не   густо.               
Ляна :  -  Да,  ладно,  не  переживай.   Сар   пхэнэлапэ,   нынче   с  квасом,  завтра   с  мясом!  Не   гневи   бога,  Бэби.                Гитана : -  Вы  только   не  забудьте,    что  Дёрдику   ещё  надо    купить   белую  рубашку.  Ваш   любимый   сынок,  а  мой   противный   братишка   идёт  в  первый   класс -  это  событие!                Бэби  : -   Это  событие,   которое   просто   необходимо   отметить!                Ляна : -    А  тебе,   лишь   бы,   кирнуть.               
Бэби :  -   Авэла,   злыдня!   Будет,   пириячь!   Зазвенел  колокольчик (  это  придумала   Гита),  и  в  магазин   вошли   двое.               

Первый : -  « Бахталэс»! -   сказал  он  по  цыгански   с  кавказским   акцентом.                Бэби  :   -   Здравствуйте,   пожалуйста ,    проходите.                Второй  :  -   Пройдём,  пройдём.  Обязательно   пройдём!                Ляна :  -   Что   вас   интересует?                Второй  :  -   А   что   нас   интересует,  генацвале?                Первый  :  -  Денежки!   Такой   уж   у   нас   имидж!    Как   в   песне :  «  Всюду   деньги,  деньги,   деньги!  Всюду   деньги,  господа!»                Гитана  :  -   Хорошо  поёшь,  где  сядешь,  красавчик!                Первый  :  -   Слушай,   цыганский   Барон,   пусть  женщины   выйдут   -  мужской   разговор.                Ляна  :  -   Что   происходит?   Я  никуда   не   пойду.                Второй :  -  Генацвале,   ты   перепутал   слово  « барон»   со  словом     « баран».  Он   даже   над  женщинами   не   хозяин,  а  потому   я   помогу   им  покинуть  помещение»,-  и  он  вытолкнул    женщин  из  магазина ,  закрыв   дверь   на   защёлку.                Первый  : -    Ты,  что   не   знаешь   закон?   Делиться   надо,  Барон,  делиться!               

Бэби  :  -   Но,  ведь   я  плачу!                Первый  :  -   

Кому?               

Бэби  :  -   Седому!   Он   моя  крыша.               

Второй  : -   Поехала   твоя   крыша  -  нет  больше  Седова!   Кончился!  Так  что,   гони   лавэ,   Барон.                Бэби :  -   Нет  у  меня  денег !  Вот   смотрите,   пустая   касса!                Второй :  -   Не  хами,  Барон!  Не  надо  с  нами   шутковать.  Мы  ребята   отчаянные!   Не  играй   с   огнём!                Бэби :  -  Не  гони,   кацо!   Я  тоже   не  пальцем    деланный!   Ни  на   лоха   накатили,  отмахнёмся!   Собирайте   сходку,  и  будем   решать   по   закону, а  сейчас,  милости   прошу,   на  выход.  Пошли   на   х…                Первый :  -   Тебя   же   просили   не  хамить!   ( второму)  Юноша,   пора  приласкать   цыганского   барона.                Второй  :  -  Хорошо,   генацвале.  Это  я   умею».                Он  надел  на  руку  кастет  и  двинулся   на   Бэби.  Бэби  ловко   увернулся  от  удара,  и   в  следующую    секунду   бандит   лежал   на  полу   в  глубоком   нокауте.                Бэби  :  -  Ну,  кацо,   теперь   твоя   очередь?  Ты   ко  мне,  или  я  к  тебе? А  может,   ты  заберёшь   своего  подонка ,  и  вы   свалите?»,-   говоря   это, Бэби   медленно  двигался    ко  второму   бандиту   и  не  заметил,  как   другой   очухался   и  в  его  руке  блеснуло   лезвие   ножа.   Нож  вонзился  в  спину   по  самую   рукоять.  Бэби  упал  на  пол,  стукнувшись   головой  о  прилавок.  Бандиты  быстро   убежали   из  магазина.  Бэби   тяжело    дышал,  лёжа  на   окровавленном   полу.  Когда   в   магазин   ворвались  запыхавшиеся   Ляна   и  Гитана   в  сопровождении    двух  милиционеров,  Бэби   был  ещё   жив.                Бэби  (  едва  шевеля   губами)  :  -  Акэ,  дем  ма   армая,   ай  ви   умардэ   манн   гаже (  вот   забожился «  чтоб   гаже  меня   убили»,  а  они  взяли  меня   и  убили.               

 Гитана  (в  следственном  кабинете) :               

- Похоронили  отца   на   Кузьминском   кладбище.                Лайош : -  Ну,  а  дальше?  Что  было  дальше?                Гитана : -  Далше?   А  дальше  начался  конец   света! Апокалипсис,  как  говорят  образованные  люди.

 В   квартире  Бэби.               
На  столе   портрет  Бэби,  перед  ним   букет   в  вазе   и  стакан  водки,  накрытый    куском   чёрного  хлеба.  За  столом   Ляна ,   уже  изрядно   выпившая,  Гитана   и  Дёрдик.               
 Ляна  :  -  Говорят,   через   сорок   дней   душа  его  улетает  из  этого  дома.               
Гита  :  -  Мам,  надо  было  цыган  позвать,  не  хорошо,  а  ты  одна.                Ляна : -  Видеть  никого  не  хочу,  а  чтобы  я   была  одна,  видно  судьба   моя такая. Мардя   ман   о  Дэвэл.   Ох, прими,  господи   его  в  царствие  твоё. (пьёт).                Дёрдик : -  А   мы?  Мам,  мы  же  с  тобой.               
Гита : -  Надо   как-то  дальше   жить.  Не  пей  больше.                Ляна : -  А  я  не больше,   я  чуть-чуть. Я  для  души.  Горит,  доча    всё   внутри,    душа   горит,  мочи   нет  ( пьёт ).                Звонок   в  дверь,  Гита   идёт  открывать.  Входит   молодой   мужчина .                Ярулин :  Здравствуйте.  Моя   фамилия  Ярулин.   Я   председатель   акционерного    общества   « Созидатель».  Вот  моё   удостоверение.                Гита : -   Ну,  и   что?                Ярулин : -  Вот,  зашёл   выразить   соболезнование   и   поговорить,   кое-что  обсудить.                Ляна : -  Садись,  коль   пришёл.  Помянем    моего   Бэби.  Пей. 
Ярулин  :  -  Мы   с  ним    знакомы   не  были,  но   все   говорят,  что  парень   он    был    мировой.  Пусть  будет   земля   ему   пухом!                Ляна :  -  Так  о  чём  ты   хотел   поговорить, Ярулин?                Ярулин :-  Видите, ли,  уважаемая?...                Ляна : -  Ляна.               

 Ярулин : - Так  вот,  Ляна,  ваш  рынок  будет  реконструироваться,  и  магазинчик  « Бахтори»,  скорее  всего,  пойдёт  на  снос.                Ляна :  -  Хасиям!  А  что  делать?                Ярулин : -   Вот  я  и  пришёл  поговорить.  Чтобы  не  лишиться  магазина,  вам  надо  участвовать  в  реконструкции. Комиссия  определит  долю  вашего   взноса,  и  в  результате,  вы  получите,  новый  магазин  на   обновлённом  благоустроенном  рынке.                Ляна : -  А  где  же   я  возьму   денег, Ярулин?
Ярулин  : -  Я  хочу  вам  помочь.  Я  помогу  вам  выгодно  продать  вашу  квартиру, а  взамен  мы  купим  небольшой  домик   под   Москвой,   не  далеко  от  рынка,  где  вы  будете  жить. Я  готов  вместе  с  вами  решать  ваши  проблемы.       Гитана ( в  следственном  кабинете) : - Вот  так,   адава  Ярулино,  тэ  хасёл   лэскиро   шеро,  оставил  нас  без  квартиры.  В  подмосковном  сарайчике  жить  было  невозможно.  Зимой  грелись, зажигая  газовую  конфорку,  и   однажды,  мамка  пришла  домой  пьяная,  включила  эту   конфорку,  а  спичкой  чиркнуть  забыла.  Так   и  не  стало  нашей  мамы,  и  остались  мы  с  Джорджиком  одни   на  всём   белом  свете. Но  беда  не  приходит  одна :  ещё  и  осталась  без  работы -  сокращение  в  « Москонцерте».
 Лайош : -   А  родственники? Мы  же  цыгане – все   родственники.                Гитана :  -  А  то  ты  не  знаешь,  что  родственники  ищут  богатых.  Говоришь,   цыгане  все  родственники,  вот  я  и  пошла  к   цыганам.
                У  цыган.                Подмосковный    посёлок   Челобитьево,  где   живёт   много   цыганских   семей.   В  доме   цыгана  Савки.  Вечер.  На  женской  половине  за  самоваром    женщины   пьют   чай.  Мужчины,  как  водится,  в   другой  половине  дома.
-Золфина  ( хозяйка  дома)  :  - Пен    пе  састимасте,   жипун   пхабардо. (  пейте ,  пока  горячий).   Хан  щеяле   о  савияко.   Муры   бори   э  Дана  адес   пекля (  моя   старшая   сноха  Дана   сегодня   пекла).                Лула : -   Лащё,  гугло!  Те  дел   о  дел   бахт,  ви   тя  броякэ,  ви  тукэ   ( Хороший,   сладкий!   Дай   бог   счастья   и  твоей  снохе  ,  и  тебе).                Фарди (  приоткрыв   дверь) : -  Мамо,  о   Дад  пущел,  кай   пале    гарадян   э   глажа ?(  Мам,  отец   спрашивает,   где   ты   снова  бутылку   спрятала)                Золфина  :  -  Ся  пел  песко    шэро!  (  порывшись  в  комоде)  Ле,   ингэр   те    дадескэ,  мук  пел   пе  састимасте( Всё  пьёт   свою   голову.  На,     неси,    своему   отцу,    пусть   пьёт   на   здоровье!  (  паренёк   уходит ).                Мыца  :  -  Кэ   пхаро  дес   сас   адес ( Тяжёлый  был  сегодня   день)  Ви  шилимос,  ви   брышинд  жял,  ай   ле  гажя   нашентар,  чи  камен  те  драбарэнпе (  холод  собачий,  и  дождь,  позастыли,  околели,  и  бабы   все  убегают,  не  хотят   гадаться) .                Золфина  :-  Акана   манай  амари  бахт,  ле   гаже  коркоро   акана  драбарэн.  Перестройка! (  прошла  наша   лафа,  теперь  не   цыгане,  а  все  гаже   гадают.   Перестройка).                Хыба  :  -    Мишто  тукэ,   ле  гажя   пхирэн   тукэ   ворта   кхэрэ ( Хорошо  тебе,   гажя   приходят   к  тебе   прямо   домой).               
Чамба (перекрестилась): - Наис  ле  девлескэ( Спасибо,  тебе  Господи!).                Золфина  : -  Гита,  ай  ту  со  чи  пес,  чи   хас? ( Гита,  а  ты  что  ни  ешь,  ни  пьёш?)                Гитана :  -  Чи   камав.  Чи  кэрдем    ме   адес   лове   по   хабе.  Бибо,   чи   десар  чи    анклел   мангэ    те   драбарав ( Не  хочу.  Не  заработала   я  сегодня   на   хлеб.  Ну,   никак   не   получается   у  меня,    гадать,   не  умею  и  всё!).                Золфина  :   Девоньки,   давайте-ка    попробуем   моей   наливочки – сама   приготовила. (пьют)  А   ты,   девка,   не  переживай.  Господь   и   так   послал   тебе   много   испытаний.  Царство   Божие  и  матери  твоей  Ляне ,   и   отцу  твоему  Бэби!  Пусть  земля  им  будет   пухом!( выпили). Не   получается,   говоришь?  Завтра ,      пойдёшь   с  моей   Даной   на       « трянду»,    может   это  у   тебя   получится?  Не  плачь,   доченька,  вот  так,   вытри  слёзки   и  спой   нам,   знатно   ты   поёшь.  Дай,   детка  волю  голосу   своему .               
 Гитана  грустно   поёт.               
Золфина   (расчувствовавшись): Ну,  королева!   Равных  нет,  те  марэл   о  Дел!  ( обращаясь  к  невестке)    Дана,  доченька,  пойди  сюда. (Дана  подходит)  Научи-ка   эту  «жарптицу»,  как  на  хлеб  с  маслом  заработать.  Жалко  девку,  надо   помочь.                Дана (  Гите) : -   Ну,  пойдём,  птичка,  научу.  Да,  тут   ничего  сложного -  ловкость  рук,  и  никакого   мошенства. Пошли  ко  мне  в  комнату,  королева!               
                На  автовокзале.
Скопление   автобусов,  автомашин. Люди  с  чемоданами,  авоськами  и  баулами  снуют  взад  и  вперёд,  торопятся,  кричат.  На  углу  магазин « Продукты».  В  магазине  полно  людей – покупают  продукты  в  дорогу.  Гитана  стоит  в  очереди. Большой  чёрный  кошелёк,  в  который  Дана  положила  вчера  1000   рублей,  она  держит  в  руке.                Кассирша :  -  Следующий!                Гитана : -  «Мне,  пожалуйста,  чай  Индийский   со  слоном,  сахар  и  батон  хлеба», -  и  Гита   вытащила  из  кошелька   тысячу   и  подала   кассирше   в   окошечко.  Кассирша  быстро  пробила  чек   и  протянула  в  окошко  вместе  со  сдачей. Кассирша : -  Следующий!               

 Гита , взяв   в   правую  руку   сдачу,  ловко  перебирала  пальцами   так,   что добрая   половина  денег  осталась  у  неё  в  зажатом   кулаке,  а  другая   половина  осталась  между  большим  и  указательным  пальцем.   Она  протянула  оставшиеся  деньги  в  окошко.                Гита : - Извините,  я  в  дорогу,  мне  бы   помельче,  разменяйте,  пожалуйста.   
Кассирша   поворчала,  но  деньги  взяла,  бросила  их  в  ящичек  кассы  и, отсчитав  900 р.  сотенными  купюрами,  протянула  Гите.  Гита,  быстро  проделала  уже  знакомую  процедуру.               
  Гита :   Ой,  если  можно,  полтинниками,  пожалуйста.
Кассирша ( беря  деньги) :  Вы  же  очередь  задерживаете!  Возьмите!   
Гитана ( в  следственном  кабинете) : -  Как  на  крыльях  я  вылетела  из  магазина.  Забежав  в  туалет,  я  закрылась  в  кабинке  и  принялась  считать  свой  заработок. Душа  моя  пела!  У  меня  получилось!  Надо  повторить – кассирша  дурная!  Другой  такой  и  не  найдёшь,  и  погуляв  с  часик,  я  снова  вошла  в  магазин.               
Лайош :  -  Да,  два   раза  в  одну  Воду?                Гитана  в  магазине   ( протягивая  деньги  в  окошко) :
Гитана  :  -  Мне,  пожалуйста,   300 грамм   любительской  колбасы   и   бутылку  минеральной  воды.                Кассирша ( ухватив  Гиту  за  руку): -  «Вот  она. Рука!   Мне  из  окошка  лица  не  видно,  я  клиентов   по  рукам  узнаю! Держите  её!  Она  воровка!»,- и  схватив  старые,  уже  никому  не   нужные  счеты, выбежала  из  кассы.                Кассирша : -   «Вот  она!  Помельче,  помельче,  а  я,  дура,  меняла  и   меняла.  А  у  меня,  граждане,  в  кассе   недостача! Ух , ты  воровка!  Цыганская  морда», - и  кассирша  счетами  ударила  Гиту   по  голове. Кровь  медленной  струйкой  стекала  со  лба.                Женщина - 1 ( кассирше) :   Ты  что,  с  цепи  сорвалась?              Женщина -2 :  -  Она  же  совсем  девочка,  ребёнок.                Мужчина  ( Гитане) :-  А  ну,  выверни   карманы.                Гитана : -  Дядь,  у  меня  нет  карманов. (  протягивая  деньги)
Вот,  мамка  на  колбасу  дала.                Мужчина : -  Сами   воруют,  да    ещё  и   виноватых  ищут! Торгаши  чёртовы.                Женщина -3  : -  Пропустите,  я  врач. (  порывшись  в  сумке), Вот  перекись,  давай   промоем  ранку, и  потуже  завяжем.  Вот  так. А  ты  обязательно  сходи  к  хирургу, сделай  снимок.                Мужчина : - Сходи,  сходи,  доченька,  ведь  такая  и  убить  могла!  Ну,  идём,   провожу  тебя  к  мамке.               

Лайош  (  в  следственном  кабинете) : -  Да  ты  просто  прирождённая   актриса -  Джульета  Мазини!                Гитана : - А  что  делать,  дорогой,  есть  захочешь  -  носом  гвозди  забивать  будешь!  Ты   знаешь,  я  бы пошла   вагоны   разгружать,  да   видишь,  какая   я  толстая.                Лайош : -  Да  уж,   общенародная  проблема  похудения  тебе  не  угрожает.  Значит  так,  королева,   две  попытки  закончились  для  тебя  с  минимальными  потерями,  но,  вероятно,  была  и  третья? Гитана : -  Издеваешься,  красавчик? Была, была.  Иначе,  не  было  бы  сегодня  нашего  с  тобой  свидания  в  казённом  доме.
               
                На  рынке. 

Гитана : -  Эй,  красавица,  не  торопись  так.  Задержись,  милая  на  минутку,  расскажу,  что  было,  что  будет…                Женщина : -  Да  ничего  уже  не  будет,  отвяжись,  без  тебя  тошно.               

Гитана :  Гэян  бибах,  нэ  и  джя   пока.  Эй, красавец,  тормозни,  милый,  не  пожалеешь. В  любви  помогу!                Парень : -  В  любви  поможешь?  А  вот   скажи,  как  меня  зовут?               
Гитана  :  -  Карты  не  милиция,  а  вот ,  что  в  любви  не  везёт, я  тебе  сразу  скажу,  вижу.               

Парень : -  Это  правда,  не  везёт,  так  уж  не  везёт.               
Гитана : - А  ты  дай  25 р.  И  будем  разбираться.                Парень : -  Неужели   поможешь? ( даёт  деньги)                \
Гитана : -  Красивая  она  у  тебя, высокая,  беленькая  такая. Парень : -  Откуда  знаешь?                Гитана : -  По  глазам  вижу,  дорогой.  Ты -  парень,  хоть  куда,  значит,  и  она  красавица.  Ты  высокий,  значит,  и  она  не  маленькая, а  все  брюнеты  любят  только  блондинок.
Парень : -  Ну,  ты  психолог.  А  проблема  у  меня   серьёзная.  Понимаешь,  всё  у  нас  с  ней  хорошо,  кроме  одного,  кроме…постели. Не  получается  у  меня  с  ней. Вот  с  другими  получалось,  а  с  ней  никак.  Страдаю.                Гитана : -  А  ты  не  страдай,  дорогой.  Я  могу  помочь,  но  это  уже  будет  стоить 1000 р.                Парень : -   Не  пожалею,  если  поможешь.               
Гитана : -   Вот  в  этой  коробочке  есть  порошок.  Вечером   примешь  душ,   поужинаешь,    а  потом   выйдешь   на  балкон,  и   вместо  сигареты - этот  порошок , и сразу   в  койку.  И  всё   у  тебя  получится!   Благодарить  меня  будешь!                Парень : -  Это  же  обыкновенный  спичечный  коробок  со  спичками.                Гитана : - А  ты  спички-то  развороши,  а  там  и  порошок.
Парень : -  Так  здесь  мало,  на  один  раз.               
Гитана :-   А  ты  по  чуть-чуть ,  и  на  долго  хватит.                Парень : -  А  у  тебя  ещё  то  есть,  а  то  у  меня  дружок…               
Гитана ( перебивая) : Найдётся,  ты  не  переживай.                Парень : -  Да  я  не  переживаю.    Вот  ты   сказала, что « карты  не  милиция»,  а  я,  видишь  ли,  как  раз  из  милиции. Красивая  ты  девушка,  забавная  и  мне, вообщем-то,   жаль  тебя. Знаешь, мы  не  будем  ещё  и  моему  другу  помогать, а  то  срок  большой  дадут,  а  так,  ты  же  в  первый  раз,  правда?                Гитана ( обалдев) : -   Срок?  Какой  срок,  дорогой?                Парень : -  Если   ещё  поможешь    моему  дружку,  до   восьми, а  так,  думаю,    трёшку  схлопочешь.
               
 В  следственном  кабинете.               

Гитана  :  Ну,  вот ,  Морэ,  все   три  попытки   я  использовала,  Дёрдик   в  детском   доме,  а  я   добралась  до  финиша.               

Лайош  :  Ну,  не  надо  так  мрачно.  Будем  бороться,  королева.    А  когда   выберемся   отсюда,  я  тебя   познакомлю   со  своими  друзьями -  они   настоящие,  мэ  тэ  мэрав!