Эх, ты жизнь моя цыганская. глава xx

Пётр Деметр
               

В  доме  Ёрданы  и  Романа.               
Роман  Степанович   смотрит  по  телевизору   футбол.  Рядом    в  кресле    развалился   большой  рыжий    кот.  Ёрдана  за    столом   раскладывает   карты.                Ёрдана  :  -  Да   выключи   ты  свой   телевизор.   Давай  лучше   поговорим,   а   то  мне   скучно.                Роман :  -  Так  ведь  «Спартак»  же  играет!  Скучно  ей,   вон   кот  умывается -  намоет   тебе   гостей.                Ёрдана  :  -   Мы  гостям  всегда  рады.               
Звонок  в  дверь.   Роман  идёт   открывать   дверь.               
Роман   :  -  Кто  там?                Зефа  :  -  Роман   Степанович,   это  я,  Зефа.                Роман ( открывая  дверь)  : -  Милости   просим.                Зефа ( входя)  :  -  Лачи   бельвель,   добрый   вечер.               
 Ёрдана  :  -   Добрый  вечер!   Проджя,  на   ладжя.               
 Зефа  :  -   А  нам   в  бюро   выдали   новые   путеводители,  и  я  вспомнила,  что   Вы  интересовались,  вот   я  и  принесла.                (  подаёт   буклетики).               
Ёрдана (  рассматривая)  : -  Господи,  красота  -  то,    какая!   Рома ,   иди   посмотри.                Роман  подходит,  и  они  вместе   рассматривают   буклет .-  "Да,  очень   красиво,   а ,  главное,   весь  город,  как  на  ладони!   Вот  она,  престройка!                Ёрдана :  -   Спасибо  тебе,   детка".                Зефа : -  Ой,   да  что  Вы,   не  стоит,  пустяки.  Роман  Степанович,  я  Вам   не   помешала,  может ,  Вы  заняты,  а  я ,   может   быть,  не  вовремя?                Ёрдана : -  Вовремя,  вовремя.  Не  переживай.   Джя,  бэш.               
Роман  :  -   Чем  занимаемся?  Я  вот  футбол   смотрю,  а  Ёрданка  свои   пасьянсы   раскладывает.                Ёрдана  :  -  Не  издевайся,  я   пасьянсов   не  раскладываю!               
 Зефа  :  -   А   Вы    любите    смотреть  футбол?                Роман  : -  Дык    ведь   «Спартак»   же!    Самая   цыганская   команда!  Знаешь   почему?   Когда- то,  руководитель   «  Спартака»    Андрей   Петрович    Старостин  был   женат   на  цыганке   Ольге  Николаевне.  Она   была  артисткой   цыганского   театра  «  Ромэн»,  а   когда  Старостин   был  осуждён,  как  тогда  называли,   за   « космополитизм»,    эта  Ольга   Николаевна    поехала    за   ним  в  Сибирь.               
Зефа  :  -  Как  декабристка?                Ёрдана  : -  Цыганка -  Декабристка!                Роман  : -  Дык    вот,  все  цыгане  и  болеют   за  « Спартак»!                Ёрдана :  -  Ромаша,   ты  так  интересно  рассказываешь  -  тебе  бы   романы   писать.                Роман  :  -   На  что   мне   писать   романы,  когда  я  сам   Роман!               
Ёрдана  :  -  Ты   Роман.  Мой  единственный   и   неповторимый   роман.                Роман  :  -   Ладно,  не  подлизывайся,  пойду    самовар   принесу,  наверное ,     уже   кипит.                Зефа  : -  А  Вы   чай  из  самовара   пьёте?                Ёрдана  :  -   Водичка  из  родничка,   да  чай  из  самоварчика  -   вот   муж  всю  жизнь  и  будет  похож   на   мальчика!                Зефа  : -  Как  у  Вас  хорошо!   А  зачем  Вы,  Бибо,  в  спальне   шатёр   раскинули?                Ёрдана  :  -  Зачем   шатёр  в  квартире?  А,  спать  не  могу!   Потолок  на   мозги   давит!   В  шатре  глаза   ночью   откроешь -  и   звёзды,  звёзды!..   А  тут   -  люстра   трёхрожковая.                Зефа  : -  Какая   Вы  сейчас красивая!                Ёрдана  :  -   Ага!  Сыр   рани  и  бала   опрэ!    Вот  ты,  детка ,   стала    просто   красавицей.  Ведь  я  помню,   в  первый   раз,     ты  из  дома  к   нам  в  табор    убежала,  тебе   лет  восемь   было?                Зефа  :-    Девять.                Ёрдана  :  Тогда   твоя  мамка   с  милицией    за  тобой  нагрянула .  Шуму  было!   А  во  второй –то    раз,   когда   уже   школу   закончила.                Зефа :  -   Я,  как  только    паспорт  получила,    сразу  сказала   матери  и  бабушке,  что  теперь  я   человек   самостоятельный   и   поеду,  куда  захочу,  и   никто   меня  не  удержит.  Пхэндём ,   пэхроми,   что  поеду  в  Караганду,  а  сама   опять  к  Вам  в  табор.   Не  могу  я   без  Вас!   Наверное,   всё-таки   есть   во  мне   что-то   цыганское.  Говорят,  прабабушка     наша   была   цыганкой.  ( входит  Роман  с   самоваром).                Роман  : -  А,  может,   просто   переспала   бабка  с  цыганом!                Ёрдана  :  -  Как  тебе   не   стыдно?  Замолчи.  (  Зефе)  :  - Конечно,   есть!   Вон,  как  ты   быстро   выучилась   говорить  по  -   нашему .                Роман  :  -   И  работу    себе   нашла   цыганскую.                Ёрдана  :  С  каких  это  пор,   водить   экскурсии  по   городу   цыганское    дело?                Роман  :  -  А,   как  же!   Кочует   по  всему   городу,  а   туристы    за  ней   табуном!   Чачо?                Ёрдана   :  -  И  замуж   тогда   за    Бакалоя    попёрлась,  а,   ведь  я  тебе   говорила,  что  он  плохой  человек.  Ты  ему  отдала   свою  красоту,  молодость.  Он   был  много  старше,  а  бросил  тебя.  Конечно,    Бог  его  покарал  за  это.   Всё    лошадей  воровал,   за  это   и   убили,   земля  ему  пухом.                Зефа  : -  Да,  мне  с  одноклассниками,  да  со   сверстниками  вовсе   и  не   интересно,  а  потом,   я  за  цыгана  хотела.  Он  ласковый   был,  красивый,   сильный,   только   мечтать    не   умел (  рассмеялась)   и  пел   плохо .                Роман  :  -  Да,   с    песней     хорошо    мечтать!   Мечтаешь,   и   поёшь!   Поёшь   и   мечтаешь !   Хорошо!    Ну,  давайте   чай    пить  с  бубликами.        (  разливает   чай   по  чашкам)                Ёрдана  :  -  Мангэ   покрепче,   соб   товэрэса   тэ   на   росчинэс!                Роман  : -  Грех    пить  чай,  заваренный    женщиной!   Прошу!       ( Пьют   чай).                Зефа :  -  Роман  Степанович,  Бибо,  а   можно  Вас  попросить   спеть ?                Роман  (  поперхнулся  чаем)  :  -  Спеть?   Прямо   сейчас?  Вот   так   вдруг?                Ёрдана  :  -   А   что   мы ,   не  цыгане,   что  ли?  Ну-ка , Ромаша,    сними-ка     свою   старенькую   со  стены,  да  ударь   по  струнам.                Роман  : - Конечно,   цыгане    мы,   не  китайцы,    можно   и   по    струнам   ударить!   (  берёт  гитару.      Ёрдана   и  Роман   поют) :               
«Тихо   сумерки  спустились,     в   небесах   зажглась   луна,            Табор  в  поле   осветила,   песня   вольная   слышна».               
 Роман  (  опустив   гитару)  :  -   Вот,  под  такую  песню   мечтается   хорошо,   вольготно.                Зефа (  чуть,  не  плача)  :  -  Пожалуйста,   спойте   ещё.                Роман  :   -    Что,   нравится ?                Зефа  : -  Очень!               
 Роман  :  -    Ну,       Дальше,  так   дальше.  (  поёт)
«И   задумался   над  песней,   юность    промелькнула   вновь -            Вспомнил  ту,  что  песню   пела,  вспомнил   первую   любовь».                Зефа (смущаясь)  :  -  А   как  у  Вас   любовь    зачалася?                Роман  :  -  Да  я тогда ,  аккурат   после   ранения  с  фронту   вернулся.   Первым   делом,     в  церковь  пошёл   свечки   за  моих,     убиенных  товарищев    поставить.   Смотрю ,  в  толпе   дивчина   стоит    и   молится.  Красивая   такая,  чернявая.   Она  молится,  а  я  всё   на  неё   смотрю.  Она  из  церкви  -  я  за  ней.  Иду  за  ней,  значит,  и   молчу,  а  она   оборачивается   и  мне  : - «  Чего   надо?»,   говорит, значит, а  я : -  «Ничего  не   надо.  Просто,  красивая   ты  очень  -  глаз   нельзя   отвесть!» .  А   она  :  -  «  Я  цыганка,   и  мне   с  чужими    мужиками   разговаривать    не  положено».   Я  говорю : -  «  Я  только   посмотрю,  да  пойду». Она,  вроде   как  улыбнулась,   и   говорит  :  - «  Ну,   посмотри»,  а  я : -  «  А,  где  ж   мне   на  тебя   вдругорядь - то   посмотреть?   Где  ты   живёшь? »   -  :  «  А,  где  цыганка   может  жить?  -   В  таборе  и   живу».  А  я  и  спрашиваю  : -  «  А  где   ж ,   табор –то   твой?  А   она  : -  «  Захочешь  -  найдёш!» , -  и  пошла  своей   дорогой.                Зефа  : -  Влюбились    с  первого  взгляда?                Ёрдана   (  смешно   кокетничая) : -  Да   в  меня   было  невозможно   не   влюбиться!                Роман :  - Табор  я  быстро  нашёл,    и  шатёр  её  угадал,  но  зайти  в  табор,  ей-ей,     боялся.  В  то  время,  я  голубей   держал.  Бывало,  как   залезу     на  голубятню , одна  -  беленькая  такая,  с  коричневым   пятнышком    на  головке,    сразу   ко   мне   на  плечо,  вот  я  её ,  голубушку,  и  научил    записочки   мои  в   шатёр   таскать.   Получит   Ёрданка   моё  послание,  и  ко  мне , значит,   за  косогор.               
Ёрдана :  -  Ласковая   была   голубка.                Роман  :  -  А  уж ,  когда  я   ихнему   Вайде   отыскал   пропавший   было  табун,   то  цыгане   меня  в  свой   табор   и  приняли   жить.                Ёрдана  :  -  И  меня – красавицу   за  него  отдали.               
Зефа  :  -   Господи,  красота  - то   какая!  Прямо   цыганская   легенда  о  любви!  Вот  бы  кино   такое   снять.                Ёрдана  :  -  Да,  кто  его  смотреть – то   будет?               
 Зефа   :  -  Народ!   Да    у   нас  в  Росси   Цыган   все  любят.   Вот  я   выучусь   на  режиссёра   и  буду   снимать.                Роман  : -  Вона    как?   Так  ты,  значит,  артисткой   хочешь   стать?                Зефа  : -  Зефа  -  артистка? -   Смешно?                А  я   мечтаю   пушкинскую   Земфиру   сыграть.               
 Ёрдана  : -   И   ничего   тут   смешного  нет.   А,  скажи – ка,   милая,  почему   ты   всё   называешь   себя  «  Зефа»?   А,  почему   ни   Земфира?                Зефа :  «  Земфира» -  это,  как -  то ,  очень   звучит торжественно,  а  я  ещё  ничего  в  жизни   своей   не   добилась.   Я  хочу  сыграть   настоящую  «  Земфиру»   и  доказать  всем,  что  она   ни  какая - нибудь    там …  «Сорока  Воровка»…    Одного  полюбила,  потом    второго,  третьего…  Она,   просто  всегда    влюбляется   с  первого   взгляда,  и   по  гроб   жизни,  а  любовь ,  почему –то ,  быстро   проходит.  Так  , видно,  ей   судьбой,  Богом   предназначено.   Ведь   Старый    Цыган   говорит   Алеко :                «  Она   любви    не    изменила,               

Она  любовь   не  предала,               
 А   в  том,  что  страсть  к  тебе  постыла,               
 Знать,  воля  божия   была!»               
Ёрдана  :  -   Э,  детка,   да  ты  всего  Пушкина   наизусть   знаешь?   Вот  что,  милая,   тебе  надо  идти  к  нашему   Пэтру  -  он  известный   артист,  народный,  он  тебе   поможет.                Зефа ( мечтательно) :  -  Да,  я  видела  его  концерт  по  телевизору!    Он  такой  красивый ,   элегантный,  весёлый,  добрый.  Вообще,  он   настоящий  артист   и  замечательно  поёт!               
Роман  : -  Вот  ты  ему  и  расскажи   так,  как  нам   сегодня   рассказывала.                Зефа  :  -  Ой,  Роман  Степанович,   у  меня  же  и  для  Вас   сувенирчик  -  вот,  пачка   настоящих   американских   сигарет  «Кэмэл».  Туристы  угостили.               
Роман  :  -  Ба,  с  верблюдом!   Ну,  спасибо,  дочка,   уважила   старика.                Ёрдана  :   Ты  бы  бросил    курить-то,  Ромаша.   Вон,  как    дохаешь   по   ночам.    (  Зефа  собирается   уходить)                Роман :  -  Ты,  как  всегда  права,  звёздочка  моя,   мири   калы  чергэн!  Я вспомнил ,    у  меня   товарищ   был,  бросил  курить  и  помер.  Нет,  кажется,   сначала    он   помер,  а  потом   бросил   курить.  (  все  смеются)                Зефа :  -  Спасибо  Вам,  мои  дорогие.   Так  у   вас    хорошо!  Дай    вам   бог   жить    до  ста   лет!    Пойду  я,  а  то  на  автобус   опоздаю. 
 Ачен  пэ    Дэвлэса!                Ёрдана  :  -  Ступай  с  Богом,   детка.   Дэвлэса.