21 июня. ДНР, Макеевка. Будни выживания

Александр Гал
Моя жена стала коллаборционисткой. Ну, это если смотреть с точки зрения украинских властей.  Она подала документы в «Управление труда и социальной защиты населения» (УТСЗН) нашего районного исполнительного комитета, что в микрорайоне  «Капитальный», на выплату «детских» денег: копию паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Это произошло более месяца назад, в середине мая.  «А как я узнаю, что пришло время получать?» - спросила Лена у сотрудницы УТСЗН, когда оформление было закончено. «Деньги будут не раньше конца июня. Когда, вы сами все узнаете. Услышите от кого-нибудь. Или приезжайте сюда регулярно, узнавайте», - отвечала женщина, - «Но звонить не стоит. Телефона у нас считайте, нет».

И вот сейчас середина июня, на этой неделе Лена вместе с подругой (у которой аналогичная ситуация), наведались в одно из многочисленных отделений  единственного банка в ДНР – «Республиканского банка», этого альфа и омега банковской системы республики. Там девушки проверили свои имена в списках на выплату детских пособий, и обнаружили отсутствие себя в списках. Впрочем, подруга особо не расстроилась, так как вдруг припомнила, что когда оформлялась в УТСЗН, ей что-то сказали о выплатах через почту, поэтому  успокоила себя тем, что она есть в других списках – на почте. Ну а моя Лена на следующий день снова поехала в исполком.

Оказалось, что «детские» деньги уже начислены на ее личный счет. 430 гривен – за май, и 860 – за июнь. Однако получить эти выплаты можно будет не раньше следующего месяца – то есть в июле. Как у почтальона из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»: «посылка пришла, но отдать я вам ее не могу». По умолчанию, деньги действительно распределяются на почтовое отделение по месту прописки, там и получать. Но можно написать заявление, чтобы перевести выплаты на «свое» отделение «Республиканского банка». По местным слухам, деньги на почту приходят на 1-2 недели позже, чем в банк. Поэтому тут каждый сам решает, что ему удобнее.

Что касается Украины, то она все еще осталась «должна» нам чуть более 2400 гривен «детских» денег, за три заблокированных с января месяца выплат. Для того, чтобы их получить, нужно выехать на территорию подконтрольную Украине,  и переоформить статус переселенца.

Честно признаюсь, мы схитрили. Продолжай мы получать детское пособие по украинским законам, выплаты остановились бы в мае – на этот момент была бы выплачена все положенная нам сумма, по тому закону, который действовал на момент рождения Димы. Нам выплатили всю сумму до 2-х летнего возраста ребенка. Сейчас закон в Украине изменился, сумма увеличена, и выплаты продлены до 3-х лет, но я не уверен, что наши выплаты будут пересчитаны и продолжатся. А в ДНР мы получаем как бы лишний «бонусный» год выплат. Здесь выплаты «детских» начаты с 1 мая, без разбирательств, кто сколько получил в Украине. Суммы выплат, кстати, и в ДНР, и в Украине – одинаковы.
 
Если мы получим эти «детские» выплаты, то это будет первое получение денег от ДНР для нашей семьи. До сих пор мы старались избегать получать что-либо от ДНР, вытягивая бюджет на своих ресурсах, но сейчас ситуация складывается так, что выбор альтернатив невелик.
 
Как-то мы решили подсчитать, на какую сумму мы сейчас живем, и исправно вели подсчеты ровно один месяц, с 20 апреля по 20 мая. Вышла сумма чуть большая 4300 гривен. Если перевести эти деньги в доллары по текущему курсу (1:22), то получается, что наша семья из 3-х человек сейчас живет на сумму, меньшую 200$ в месяц. В рублях, по нашему курсу, это примерно 9000.

Ровно год назад, мои доходы составляли около 9-10 тысяч гривен в месяц плюс 820 гривен «детского пособия» у жены. Это не меньше 1200 долларов в месяц по курсу на тот момент. Увы, потом настали другие времена.

Я сегодня назвал свой обед «наполовину гуманитарным». На первое был гороховый суп, сваренный из двух пакетиков пищевого концентрата “Русский аппетит», с добавление мяса. Мясо – наше, т.е. купленное здесь. А пакеты с концентратом в числе прочего нам передали друзья из Ставрополя в феврале. Гуманитарка? Можно так назвать. Далее, на второе – каша пшеничная (это уже из «ахметовской гуманитарки», которой обеспечиваются мои родители-пенсионеры), а вместе с кашей я сделал себе яичницу с колбасой.  Яйца – также не покупные, из подсобного хозяйства тещи. Колбаса куплена с украинской банковской пенсионной  карточки мамы по безналу в магазине «Колбико», с 3%-й комиссией за использование сервиса LiqPay. Хлеб – ДНР-ский «социальный» по 2,80 грн (в 2,5 раза дешевле обычного).

Так и живем. Плюс еще свои ягоды: с огорода привезли черешню и клубнику. Спасибо лету за это! Скоро будут еще «свои» огурцы, помидоры, кабачки.

Мы не платим за коммунальные услуги с октября 2014 года, т.е. уже 9 месяцев. Исключение – только оплата электроэнергии и интернета. Отопление, квартплата, вода, вывоз мусора, телевидение, домофон – за все это накапливается долг, он уже около 6000 гривень. Но это еще не предел, есть соседи, у которых суммы долгов в два раза выше чем наши.

Вода, газ, свет – все есть, практически без перебоев. Иногда отключают воду, но это связано с ремонтными работами, сколько водоканал не латает местную течь, она дает о себе знать снова и снова. Но мы, как всякая мудрая макеевская семья, имеем запас – водонакопительный бак на 200 литров, чего хватает на день отключения.

Само по себе качество воды очень снизилось. Вода не вполне прозрачна, с легким рыжеватым оттенком, иногда с инородным, «металлическим» запахом и привкусом. Хлора в ней явно стало меньше. Даже А.Пургин (один из отцов-вождей республики), недавно плакался журналистам в том плане, что  мол, «нет реагентов в молодой республике чистить воду».  Этим летом ни в Макеевке, ни в «столице»  Донецке традиционное хлорирование с 2-х суточным отключением не производилось. Можно только предположить, что в менее значимых городах ситуация еще печальнее.

С 3 по 18 июля в ЛДНР не ходили «ахметовские» гумконвои. Блокпост «Георгиевка» был закрыт на проезд все это время, из-за боестолкновений под Марьинкой. Закрывались и два других коридора, пока 18 мая 31 машина все же привезла в Донецк гуманитарку, в объезд через Артемовск. У нас как раз дата получения была 18-го числа, я звонил на горячую линию Фонда, там сказали, что пока все пункты выдачи закрыты, звоните на следующей неделе, с 22-го числа. Позже появилась информация в новостях, что Фонд «Поможем» принял решение об ограниченном возобновлении работы – с 22 июня откроются пункты выдачи помощи только в Донецке. Остальным придется ждать, пока Фонд не наверстает отставание по графику – 200 тысяч «взрослых» и 22 тысячи «детских» наборов.

А вот я скоро стану «пособником террористов» и «участником финансирования террористической организации». Опять же, согласно украинским законам.  На этой неделе в налоговой службе меня «обрадовали» очередным фискальным новшеством. В мае Республика ввела новый налог на предпринимателей. Называется он «Единый социальный взнос». Работает твое предприятие, или нет, платить обязан каждый. В моем случае налог составляет 250 гривен (или 500 рублей) в месяц. Пока квитанцию об уплате налога не требуют сдавать вместе с отчетами, и я не плачу, накапливая долг. Но чувствую, что вскоре придется решать, закрываться ли (ведь все равно деятельность не ведется), или платить налог.

Кроме того, с мая власти ДНР ввели дополнительный налог на фонд оплаты наемных работников. Составляет он 31% от зарплаты. Предприниматели решили этот вопрос просто – вычли эти деньги из зарплат своих работников. Так, одна девушка-реализатор, продающая фильтры для очистки воды, рассказала мне, что одним прекрасным днем к ней подошла хозяйка и обрадовала тем, что «твоя зарплата уменьшается на 400 гривен», из-за введения этого самого налога. От нее же я первый раз услышал и про переоформление трудовых книжек, потом информация подтвердилась и от других работающих знакомых. Вместе с введением этого налога власти обязали предприятия переоформить трудовые отношения с наемными работниками. Необходимо сделать новые записи в трудовых книжках, где должна стоять новая печать предприятия. Новая печать показывает, что предприятие перерегистрировалось в ДНР. И у кого это не сделано, отныне считаются нелегально работающими, со всеми вытекающими последствиями. Кстати, несмотря на политические предпочтения, люди были шокированы перспективой «заиметь» в трудовой книжке «штамп ДНР». Мало ли как обернется ситуация в будущем?  Поэтому многие предприятия пошли на хитрость – работникам заводят новые, девственно чистые трудовые книжки, по которым оформляют по республиканским требованиям, а старые украинские возвращают работникам на домашнее хранение.

В конце мая после долгого перерыва в Донецке заработало первое из трех МРЭО. Теперь в ДНР можно даже получить автомобильные права (которые, правда, печатаются на бумажке, имеют статус «временных», а действуют лишь на территориях непризнанных республик) – за 100 грн. Также анонсирована большая компания по замене автомобильных номеров – с украинских на республиканские. До сих пор подавляющая часть автомобилистов ездит с желто-голубыми флагами на номерах, лишь немногие заклеивают ненавистную символику стикерами с новороссийским или ДНР-ским флагом.  Но замена автомобильных номеров связана скорее с попытками наполнить хоть чем-нибудь республиканский бюджет.  370 гривен стоит это “удовольствие», не считая потраченного времени и других издержек. «Временные» ДНР-ские номера будут выдаваться сроком на год. Когда я услышал эту новость, сразу представил, чем будут заниматься автомобилисты при пересечении блокпостов "ДНР-Украина" туда и обратно, чтобы скоротать время на ожидание в очереди. Пока вроде никакого принуждения к замене номеров нет, посмотрим, как пойдет дальше. Уже успел увидеть несколько машин с этими номерами. Похожи на российские. Самое смешное, что название страны на номере на латинице: DPR. Как будто эта территория прицеливается в перспективе быть признанной международно, и соответствовать каким-то стандартам. Уж лучше писали бы кириллической православной вязью, канонично.

Что еще нового в гражданской жизни? В мае пооткрывались новые отделения «Республиканского банка». Раньше Банк ДНР открывал отделения в бывших филиях «Приватбанка». Теперь открывают свои точки в бывших отделениях «Ощадбанка», «Райфайзен-Аваль». Мне рассказывали, что звонили персоналу, который остался здесь и никуда не выехал, приглашая снова выходить на работу. Якобы зарплата кассира – 3000 грн, зав.отделения – 4500, если не врут. Не знаю, цифры эти с учетом 31% налога или без него…

Российские рубли продолжают вытеснять украинскую гривну из оборота. В работающих супермаркетах, типа «Первый Республиканский» (бывшая сеть «АТБ»), «Амстор», количество людей в кассы, рассчитывающися рублями, стало заметно больше. Ситуация обратная, чем была еще пару месяцев назад, когда на руках у населения было больше гривны. Хотя здесь есть еще и другая подоплека. Официально в республике фиксированный курс гривны к рублю - 1:2. По этому принципу все ценники в магазинах и маркетах. У менял курс другой - от 1:2,2 до 1:2,4. Это означает,  что наличную гривну меняют на рубли по рыночному курсу, и уже потом идут в магазины. На рынке и частных торговых точках при расчете в гривнах можно торговаться и получить скидку в 5-10%.Недавно видел на Крытом рынке в Донецке рекламное объявление у продавца стартовых мобильных пакетов: «Акция! При покупке за гривну скидка 20%!».

Также возросло количество точек по обналичиванию банковских карт. С увеличением предложения расценки на обнал упали. Гривну на рубль обналичивают с 0% комиссии, гривну на гривну – от 2,5 до 5%. Можно найти объявления, где готовы приехать обналичить карточку прямо на дом. Конкуренция, однако…

А я, вдобавок, стал еще и коррупционером. Вернее, участником коррупционных схем. Иначе не получалось. Так как украинская «прозрачная» система подачи заявлений посредством электронной почты на получение «электронного пропуска» для зоны АТО за 2,5 месяца не привела к нужному результату, ни для меня, ни для жены, ни для других родственных лиц, пришлось этот самый пропуск купить. Через донецких друзей мариупольских милиционеров. Которые, оказывается, бывшие донецкие милиционеры, из той части, что остались «верными украинской присяге», и знающие здесь, в Донбассе, все ходы и выходы. Дело решилось буквально за три дня. Пока еще не удалось воспользоваться полученным преимуществом, так как основной и самый необходимый канал – через Курахово на Красноармейск – закрыт с украинской стороны с начала месяца.
 
Официальная Украина с 16 июня ввела еще более ужесточенный режим провоза товаров на неподконтрольные территории. Появился список запрещенных к ввозу коммерческих товаров (Приложение №6 к новому порядку СБУ). Самое интересное в этом списке из 34 пунктов: продукты питания, лекарства, медтехника, алкоголь, пиво, сигареты, топливо. Как по мановению волшебной палочки, цены в республике сразу полезли вверх. Та же "стратегическая" картошка взлетела с 12-13 гривен за килограмм до 18-19.

Сейчас набирает обороты «бензиновый кризис». С автозаправок начал исчезать бензин и соляра. Кое-где можно было наблюдать очередь за бензином на автоколонку а-ля «поздний СССР». «Параллели» Ахметов закрыл, на «Окко» только газ – по 9,60. На «DP» вчера видел 95-й по 23,95. Сегодня – уже никакого. Машины все еще ездят, говорят, что где-то бензин еще есть. Туда-сюда ездят ополченские бензовозы, для ребят это шанс подзаработать, потом спишут на военные действия…

А по «телевизионному» ДНР все благостно и спокойно. Свинчиваются дорожные указатели на украинском языке, меняются на русскоязычные… Третий месяц подряд выплачиваются рублевые пенсии… 21 числа отметили день Верности Республике, годовщину первой присяги ополченцев в Донецке. По материалам видно, что Денис Пушилин здорово отъелся за прошедший нелегкий год. Отбирают девушек-конкурсанток на конкурс «Краса Донбасса 2015». Назавтра плакаты и бигборды обещают грандиозный концерт-реквием в память о 22 июня 1941 года на центральной площади Донецка.
 
Panem et circenses – хлеба и зрелищ… Дешевый хлеб и фестивали, фестивали, фестивали…


(Продолжение на http://www.proza.ru/2015/07/01/2142)