Польская кампания

Николай Шахмагонов
ПОЛЬСКАЯ КАМПАНИЯ

 Итак, 10 ноября 1792 года Суворов был назначен командующим войсками в Екатеринославской губернии и Таврической области. Императрица тем самым исполнила то, что хотел сделать Потёмкин. Исполнила спустя год после смерти Светлейшего Князя. Суворов снова строил укрепления, строил их на Тамани, в Крыму, по Днестру и по берегу Чёрного моря.

И вдруг в апреле 1994 года - новое назначение: состоять под начальством П.А. Румянцева.

Назревали события в Польше. Императрица чувствовала, что руководившие военными операциями Н.И. Салтыков и Н.В. Репнин стремятся втянуть Россию в новую затяжную войну. Не раз в истории России бывало, когда некие военачальники, сумевшие пробраться на высокие посты, стремились, ради ослабления страны в угоду своим зарубежным хозяевам, либо втянуть её в невыгодные войны, либо затянуть сверх всякой меры уже развязанные боевые действия. Так было при Иоанне Грозном, когда Адашев, Курбский и прочие изменники убеждали Царя направить русские войска не против Ливонии, а против Крымского хана. С Ливонией Иван Грозный справился. А мог ли справиться он в то время с Крымским ханом, поддерживаемым Османской Империей, наводившей ужас на всю Европу? Так было и при Петре I, когда русские войска втянули в бессмысленный Прутский поход, так было и при Александре I, когда Россия рассчитывалась кровью своих солдат за интересы Австрии в 1805 году и Пруссии в 1806-1807 годах, так было и во время Крымской войны, и во время Японской, и в годы 1-й мировой. Так было и в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда главной задачей Троцкого и его зарубежных "коллег" было уничтожение русского народа путем не только красного террора, но и бессмысленных боевых действий, умышленно затягиваемых на различных фронтах. Но об этом читатели узнают из соответствующих книг "библиотечки".

Императрица разобралась в коварных планах Салтыкова и Репнина. Она разрушила их неожиданным назначением. Уже с 1789 года генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев находился на заслуженном отдыхе. Он сам просил об отставке Потемкина и Государыню. И вдруг, Императрица, признавшая в 1789 году, что Румянцев действительно заслужил отдых, направила его в Польшу... Удивительно? Да, удивительно для тех, кому не понятен тайный умысел Императрицы.

В годы русско-турецкой войны аналогичным образом поступил Потёмкин. Видя бездарность Мордвинова и Войновича, Светлейший хотел заменить командование Черноморским флотом, но даже ему не хватило сил поставить на высокий пост молодого еще в то время адмирала Ф.Ф. Ушакова. И тогда он испросил у Императрицы пост командующего флотом для себя. А, получив его, вызвал Ушакова и вручил ему полное командование.

Екатерина II не смогла поставить во главе войск, действовавших в Польше, Суворова из-за резкого противодействия Салтыкова и Репнина. И тогда она назначила Н.А. Румянцева.

А едва это назначение состоялась, она тут же сделала новое - Александру Васильевичу Суворову было поручено состоять под начальством Румянцева. Румянцев же поступил с Суворовым точно также, как в свое время поступил с Ф.Ф. Ушаковым Г.А.Потёмкин. Суворов по существу стал полновластным командующим в Польше. Характер боевых действий сразу переменился.

14 августа Суворов начал выдвижение к Бресту, 3 и 4 сентября одержал победы при местечках Дивин и Кобрин, 6 и 8 сентября разбил неприятеля при Крупчицком монастыре и Бресте. В октябре Суворов развернул наступление на Варшаву. 15 октября он одержал победу при местечке Кобылка, а уже 24 октября взял укреплённое предместье Варшавы Прагу. Варшава сдалась на милость победителя. Война победоносно завершилась.

19 ноября 1794 года состоялось производство Суворова в генерал-фельдмаршалы, 6 января 1795 года Императрица уже официально назначила его главнокомандующим русскими войсками в Польше.

Казалось, интриги позади. Императрица, пригласив Суворова в Петербург, в начале декабря 1795 года устроила торжественную встречу, а затем вновь направила его на юг, подчинив крупнейшую группировку войск.

Но смерть Императрицы 6 ноября 1796 года снова изменила судьбу полководца.