Бедный Ёжик экологическая сказка Один волшебный де

Михаил Супонин
               
               



                М. СУПОНИН               

                БЕДНЫЙ  ЁЖИК

                Пьеса для детей в 2-х действиях

                Действующие лица:               

                Ежик
                Медведь
                Заяц
                Белка
                Лиса
                Фридрих, воздушный снеговик




                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                Летний день, полянка.

          Но на небе одновременно светит и солнце, и луна и звезды!

               И от этого сияния деревья в лесу радужно расцвечены:

              тут и зеленые, и голубые, и розовые,  и оранжевые,

                и серебристые...

                Выходит Медведь, любуется небом.

МЕДВЕДЬ. Красота-то какая! Так смотрел бы и смотрел… Редкостный ФЕНАЗЕПАМ!
 
подобные слова Медведь произносит особенно торжественным голосом, воздевая руку

[лапу] вверх.)

               (Над кустами возникает прозрачный силуэт Снеговика.)

СНЕГОВИК. Миха-ал Потапыч! Феназепам это лекарство такое, надо говорить ФЕНОМЕН! (исчезает)

МЕДВЕДЬ. Верно, верно, Фридрих, это я маленько ошибся. Удивительный природный ФЕНОМЕН! Да…

Однако, и про работу забывать нельзя.
 
                (В одной руке у Медведя пластиковое ведерко, в другой

                лыжная палка. Он что-то ищет, высматривает  в кустах.)

МЕДВЕДЬ.  Там нету... и здесь нету...

                (На одном из листиков загорается крошечный огонек.)

А вот тут есть! Вот она, волшебная капелька! Катись, капелька, в ведерко!
   
               (Медведь подставляет ведерко: огонек гаснет, а в следующее

                мгновение ведерко изнутри озаряется светом.)

Сто пятьдесят три... или пятьсот тридцать четыре? Со счета сбился. Ну, неважно, главное

богатый урожай. Или улов? В общем, хорошее ДОСТИЖЕНИЕ! Теперь вот под этим кустиком поглядим...

      (Медведь палкой приподнимает ветку и видит... непонятно кого.)
 
Это чего это? Гриб как будто... Нет, не гриб. Непонятная зверюшка какая-то... Я таких в нашем
 
лесу раньше не видел. Приехал, что ли, откуда?

Вдруг опасный? Заразный какой-нибудь! Может, его, это самое… выбросить куда-нибудь?

ЕЖИК. Не надо мня… мня выбрас... пжлуста.

МЕДВЕДЬ. Чего-чего?  Не понял. Ты кто?
 
ЕЖИК. Яа… ёоо…

МЕДВЕДЬ. Как-то…   неудо… неудовлетворительно тебя слышно.
               
ЕЖИК.  Потому что ро… ротик  у меня… сломался.
 
МЕДВЕДЬ. Вот тебе раз! Ротик сломался. Да и ушки у тебя тоже… того?

ЕЖИК.  Ддда. Но если ккк… кто громко разговаривает, ттто слышно. Вот ва… вас слышно.

МЕДВЕДЬ. Ну да, я же Медведь. Я громко разговариваю. Меня Михал

Потапыч зовут. А вот ты-то кто?

ЕЖИК.  Я Ежик.

МЕДВЕДЬ. Ха-ха-ха!  Вот насмешил! Ежики без иголок не бывают. Где твои иголки?*

   (*Примеч. Далее текст Ежика будет печататься  обычным образом,

     а как сделают речь Ежика актер и режиссер – их решение. Автор.)

ЕЖИК. Нету. Пропали.

МЕДВЕДЬ. Ага, взяли вот и пропали. Нехорошо обманывать.

ЕЖИК. Я не обманываю, честное слово!

МЕДВЕДЬ. А почему у тебя всё сломано?  Вон и ручки-ножки какие-то не такие…Про иголки уж и не

говорю! Говори, где иголки-то?

ЕЖИК. Раньше были, а теперь нет...  Ничего нет. Неудачная история.

МЕДВЕДЬ. Подозрительная, брат, история!

ЕЖИК. Вы не беспокойтесь, я отойду, я вам мешать не буду!

            (Ежик, как пингвин, неуклюже отодвигается в сторону.)

     МЕДВЕДЬ. Колобок какой-то грустный... (Ежику) Эй, дружок, погоди!
               
                (От окрика Ежик спотыкается, падает.)

ЕЖИК. Вы меня решили все-таки...  Но я же вам ничего плохого не сделал (плачет).
 

МЕДВЕДЬ. Что ты, что ты! Не трону я тебя, не бойся! Не плачь!

ЕЖИК. Извините.

МЕДВЕДЬ. Давай я тебя к осинке привалю, а то тебе неудобно так-то.

                (Приваливает Ежика к дереву.)

ЕЖИК. Спасибо.

МЕДВЕДЬ. Я хотел у тебя спросить: как же всё это вышло-то? Отчего ты

такой... неудачный?

ЕЖИК. Раньше у меня всё было хорошее, и ручки и ножки, и всё остальное...

МЕДВЕДЬ. А потом? Случилось чего?

ЕЖИК. Случилось... На краю леса, с той стороны, где садится солнышко...

МЕДВЕДЬ. Где садится солнышко – запад называется.

ЕЖИК. Ну да, запад. И вот там стоит волшебная гора! Огромная-преогромная!

МЕДВЕДЬ. У тебя, Ежик, ЗАБЛУЖДЕНИЕ! Никакая это не волшебная гора, а самая обыкновенная свалка.

ЕЖИК. Свалка? Что такое свалка?

МЕДВЕДЬ. Место, куда из города всякий мусор, хлам и прочие отходы отправляют.

ЕЖИК. А откуда в городе хлам и мусор берутся?

МЕДВЕДЬ. А он у людей... это самое, сам заводится.

ЕЖИК. Как?

МЕДВЕДЬ. Как, как... Так. Вот как у нас в лесу трава заводится?

ЕЖИК. Сама растет.

МЕДВЕДЬ. Вот и у них мусор сам растет. Сам собой размножается. Они его сюда и ТРАНСЛИРУЮТ.

                (Появляется силуэт Снеговика.)

СНЕГОВИК. Миха-ал Потапыч! Транспортируют. (исчезает)

МЕДВЕДЬ. Понял, Фридих. (Ёжику) ТРАНСПОРТИРУЮТ!

ЁЖИК. Чего?

МЕДВЕДЬ. Ну, свозят в одну кучу, значит.

ЁЖИК. А кто это сейчас говорил?

МЕДВЕДЬ. Да так, не обращай внимания. И ТРАНСПОРТИРУЮТ, и ТРАНСПОРТИРУЮТ! Хуже места не видел.

ЁЖИК. Значит, вы тоже там побывали?

МЕДВЕДЬ. Сходил один разик, было дело... Но больше я туда ни ногой!

А вот тебя-то туда с какой радости занесло?

ЁЖИК. Я слышал, там много интересных вещичек можно найти, всякой еды в коробочках.

МЕДВЕДЬ. Ну да, люди теперь питаются из коробочек. И из прозрачных таких кулечков. Пакет называется.

ЁЖИК. Да, да, пакет! Мне сразу попался пакет с яичной скорлупой и рыбьими  хвостами.

МЕДВЕДЬ. Вкусно?

ЁЖИК. Не очень…  А потом я обнаружил маленькую пачечку, в которой было много-много белых

кружочков. Толстенькие такие кружочки, словно из мела.

МЕДВЕДЬ. Это ты, должно быть, таблетки нашел.

ЁЖИК. Таблетки? А они зачем?

МЕДВЕДЬ. Когда человек захворает, тогда он таблетки кушает. Лечится,значит. МЕДИЦИНА называется!

ЁЖИК. А я думал это еда такая.

МЕДВЕДЬ. И что, съел?

ЁЖИК. Всю коробочку...

МЕДВЕДЬ. И что вышло?

ЁЖИК. Ничего. Только горько во рту.

МЕДВЕДЬ. А дальше?

ЁЖИК. А дальше, через три дня, у меня вдруг в ушах зазвенело, слезы из глаз покатились,

я упал и три дня пролежал ни живой, ни мертвый. А когда встал, то у меня уже ничего не

осталось, ни ручек, ни ножек, ничего...

МЕДВЕДЬ. Глупый ты, глупый Ёжик! Разве можно неизвестно какие таблетки глотать! Да еще целыми

пачками! В любой таблетке сидит, всякий знает, ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ! Ведь ты мог насовсем умереть!
 
ЁЖИК. Не умер. Вот только стал... такой.

МЕДВЕДЬ. Бедный ты, бедный  Ёжик! (плачет) Очень мне тебя жалко! Несчастливая у тебя жизнь!

ЁЖИК. Грустная, конечно, жизнь...

МЕДВЕДЬ. (смотрит в сторону) Погоди, Ёжик, вон там капелька блеснула, надо её взять, а то

потом ни за что не сыщешь. Ты тут посиди, никуда не уходи, я мигом.
   
        (Медведь скрывается в кустах. Выбегает Заяц, прыгает вокруг Ёжика.)

 ЗАЯЦ.  (дразнится)                Все иголки отвалились,

                Глазки-ушки отцепились,

                Нету ручек, нету ножек,

                Получился лысый Ёжик!

ЁЖИК. Почему ты дразнишься?

ЗАЯЦ.  Потому что ты некрасивый! Откуда ты такой только взялся!

ЁЖИК. Я ходил на волшебную гору, то есть, на...

ЗАЯЦ. (перебивает) Неохота мне тебя слушать! Катись из нашего леса!

ЁЖИК.  (плачет) Куда же мне катиться?

ЗАЯЦ. Куда хочешь, туда и катись, мне-то какое дело (дразнится).

                Лысый Ёжик покатился

                И в овраге очутился!
 
                А в овраге пусто,

                Выросла капуста!
 
         (Из кустов выходит Медведь, наблюдает эту сцену. Заяц не видит его.)

ЗАЯЦ. Катись, катись! А то как дам лапой, будешь еще и горбатый! Ха-ха!

МЕДВЕДЬ. Очень смешно.

ЗАЯЦ. А, здрасьте, Михал Потапыч.
 
МЕДВЕДЬ. Вот зачем ты над Ёжиком издеваешься?

ЗАЯЦ. Потому что он некрасивый и больной.

МЕДВЕДЬ. Так ведь тогда наоборот – пожалеть надо! Проявить СОЧУВСТВИЕ!

ЗАЯЦ. Вот еще, всех уродиков жалеть. Пускай уходит из нашего леса!

МЕДВЕДЬ. Как же он пойдет, когда у него ножки плохие! И глазки!

И другое всё. Он же оступится и упадет!

ЗАЯЦ. Ну и пусть падает, мне-то что. Наоборот, весело получится! Он бряк – а мне смешно!

МЕДВЕДЬ. Угу… Любишь, значит?

ЗАЯЦ. Ага, люблю.

МЕДВЕДЬ. Понятно. Вот у меня мешок…

ЗАЯЦ. Зачем?

МЕДВЕДЬ. На всякий случай. Грибы попадутся, ягоды там… Поди-ка сюда.

ЗАЯЦ. Зачем?

МЕДВЕДЬ. Сюрприз будет.

ЗАЯЦ. Сюрприз – это неожиданный подарок. Правильно?
      
МЕДВЕДЬ. Правильно. Давай-ка этот мешок на тебя наденем.

ЗАЯЦ. Зачем?

МЕДВЕДЬ. Для сюрприза. Чего руки растопырил?

ЗАЯЦ. О зверях надо говорить «лапы».

МЕДВЕДЬ. Глянь, какой начитанный. Ну давай, давай! (натягивает на Зайца мешок).

ЗАЯЦ. И чего?
 
МЕДВЕДЬ. Чего – чего?

ЗАЯЦ. Где сюрприз-то?

МЕДВЕДЬ. Иди и найдешь.

ЗАЯЦ. Как же я пойду, когда я в мешке! Неудобно идти, и не видно ничего!

МЕДВЕДЬ. А ты все равно иди.
    
       (Заяц пытается идти, но получается это у него плохо,
                он     спотыкается, падает.)

ЗАЯЦ. Ой, упал! (хнычет) Я упал, Михал Потапыч!

МЕДВЕДЬ. Упал, так встань.

ЗАЯЦ. А где сюрприз?

МЕДВЕДЬ. Ты скачи, Зайка, скачи. Прыг-скок, прыг-скок!

                (Заяц прыгает, натыкается на дерево.)

ЗАЯЦ. Ой, больно! У меня шишка на лбу выскочила! Ой-ей-ей!

МЕДВЕДЬ. Вот. Это и есть сюрприз. ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ!

ЗАЯЦ. Вы надо мной посмеяться решили, Михал Потапыч!
               
МЕДВЕДЬ. Ну да. Смешно ведь вышло, ты же любишь.

ЗАЯЦ. Ничего смешного! Так делать нельзя!

МЕДВЕДЬ. Да что ты говоришь! Над тобой насмешничать нельзя, а над Ёжиком, значит, можно!
 
Скажи-ка мне: хорошо об дерево тюкнуться лбом? А все вокруг смеются!
               
ЗАЯЦ. Плохо...

МЕДВЕДЬ. Плохо ему! Зачем же ты Ёжика дразнишь? Ему-то еще хуже!
 
ЗАЯЦ. Его все дразнят, ну и я тоже. Я как все.

МЕДВЕДЬ. У тебя на плечах своя голова имеется?

ЗАЯЦ. Шишка имеется.

МЕДВЕДЬ. Вот именно что шишка. (снимает мешок) Запомни, Зая, что дразнить маленьких и слабых

нехорошо! Неправильно это! Понял, нет?

ЗАЯЦ. Понял...

МЕДВЕДЬ. Понял он... Вместо того, чтобы дразниться, ты бы посмотрел

какая вокруг красота – УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ! Деревья разноцветные

стоят, солнце, луна и звездочки вдобавок блещут!

ЗАЯЦ. Ну, блещут. Что такого.

МЕДВЕДЬ. Ладно, ступай себе, горемычный, да больше так не делай!

                (Заяц уходит.)

Как все, как все... (Ёжику) Ну что, всё слыхал?

ЁЖИК. Спасибо вам, Михал Потапыч, что за меня заступаетесь.

МЕДВЕДЬ. Да чего уж там...Ох! (хватается за бок)

ЁЖИК. Что с вами?

МЕДВЕДЬ. СИНХРОФАЗОТРОН у меня.

                (Появляется силуэт Снеговика.)

СНЕГОВИК. Надо говорить СИМПТОМ, Потапыч (исчезает).

МЕДВЕДЬ. Понял, Фридрих. (Ёжику) СИМПТОМ у меня – бок что-то побаливает. Ничего, сейчас пройдет...

ЁЖИК. А кто этот…

                (Неподалеку вспыхивает огонек.)

МЕДВЕДЬ. Глянь! Капелька засветилась! Я быстро.

                (Пока Медведь идет за капелькой, из кустов

                высовывается заячья мордочка.)

ЗАЯЦ. (дразнится)     Нету ручек, нету ножек,

                Получился лысый Ёжик!
ЁЖИК. (зовет) Михал Потапыч!

МЕДВЕДЬ. (издалека) Иду, иду!

ЗАЯЦ. Ой! (прячется).

                (Возвращается Медведь.)

МЕДВЕДЬ. Вот, еще прибавление.
 
ЁЖИК. А что это за капельки, Михал Потапыч?

МЕДВЕДЬ. А это, Ёжик, не простые капельки, волшебные! Капелька к капельке – получается водичка,

да не простая, а живая! Понял, нет?

ЁЖИК. А откуда эти капельки берутся?

МЕДВЕДЬ. Бывает такой день, один раз в году он случается, что на небе и

солнце встает, и месяц светит, и звезды горят! Всё сразу и все вместе!

Представляешь какой ФЕНАЗЕПАМ, т.е., ФЕНОМЕН?

ЁЖИК. Удивительно!

МЕДВЕДЬ. И в этот день вся роса на траве и на листиках становится волшебная!

И не высыхает до самого вечера!
 
ЁЖИК. А как вы издалека маленькие капельки видите?

МЕДВЕДЬ. Так очень просто же! Они вспыхивают волшебными огоньками!

ЁЖИК. И много вы нашли этих огоньков?

МЕДВЕДЬ. Да, поди уж, полведерка-то будет!

ЁЖИК. А зачем вам?
 
МЕДВЕДЬ. Понимаешь, Ёжик, какое дело, вот иду я, иду, да вдруг как

кольнет в боку, СИМПТОМ-то, вот тут, хоть криком кричи. До чего больно! Кажется – дух вон!

Умру сейчас! Потом ничего, отпускает. Вот я и надумал насобирать живой водички да бок полечить.

Может, пройдет? Как ты думаешь?

ЁЖИК. Конечно, пройдет!

МЕДВЕДЬ. А еще я слыхал – бывает, что целый дождик из волшебной воды идет! Представляешь?

ЁЖИК. Здорово!

МЕДВЕДЬ. Только это очень редко бывает. Совсем редко... Один раз в сто лет. УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Ну, ты тут посиди пока, а я еще поищу (удаляется в чащу).

                (Выходит Белка.)

БЕЛКА. Вот ты где, противный Ёжик!  Какой ты гадкий! (дразнится)

                Ёжик-мрожек дурачок,

                Потерял свой пиджачок!

                Пиджачок колючий,

                Зацепил за тучу!

                Туча по небу плыла,

                Ежу по носу дала!
      
Мне Заяц всё рассказал, как ты ему шишку набил!

ЁЖИК. Я ему не набивал, он сам стукнулся.

БЕЛКА. Всё равно из-за тебя всё вышло!
 
ЁЖИК. А зачем он дразнился?

БЕЛКА. Потому что ты гадкий и некрасивый!

ЁЖИК. Я же не нарочно! Я пошел на свалку и нашел там...

БЕЛКА. Никому не интересно, что ты там нашел (дразнится).

                Ёжик с кочки упал,

                Все бока себе намял!

                Три года катился,

                Пылью подавился!
   
Вот ущипну тебя! (щиплет) Вот тебе!
 
ЁЖИК. Мне больно!
 
БЕЛКА. Так тебе и надо! Вот! Вот!

ЁЖИК. (плачет) Мне больно!

БЕЛКА. А мне нисколечко!

                (Появляется Медведь.)

МЕДВЕДЬ. Белка, прекрати сейчас же!

БЕЛКА. Ой, здрасьти, Михал Потапыч!

МЕДВЕДЬ. Ты зачем бедного Ёжика обижаешь?

БЕЛКА. Потому что он гадкий и некрасивый. Плохой!

МЕДВЕДЬ. А я вот думаю, что плохая – ты!

БЕЛКА. Я плохая?! Почему?

МЕДВЕДЬ. Зачем ты Ёжика щипаешь?

БЕЛКА. Его все щипают и дразнят. Я как все.

МЕДВЕДЬ. Ну и я как все (щиплет Белку). Нравится?

БЕЛКА. Ой! Больно!

МЕДВЕДЬ. Неужто? Это я еще не сильно. А еще разик!

БЕЛКА. Ой-ей-ей! Не надо, Михал Потапыч! Нельзя щипаться!

МЕДВЕДЬ. Ёжика, значит, щипать можно, а тебя нельзя. Запомни, Белка, обижать маленьких

и слабых нехорошо! Им и так горя хватает. Поняла, нет?

БЕЛКА. Поняла...

МЕДВЕДЬ. Не будешь больше Ёжика обижать?

БЕЛКА. Не буду...

МЕДВЕДЬ. Ты бы лучше полюбовалась красотой вокруг! Один раз в году

такое случается! РАДОСТЬ ДУХА!

БЕЛКА. Радость уха?
 
МЕДВЕДЬ. Ухо-горло-носа! Эх!.. Ну, ступай себе...

                (Белка убегает.)

ЁЖИК. Спасибо вам, Михал Потапыч, опять за меня заступились.

МЕДВЕДЬ. Да что там... Я чего подумал-то, Ёжик… Глянь, какая звездочка загорелась. Как красиво!

ЁЖИК. (вздыхает) Я же плохо  вижу, Михал Потапыч...

МЕДВЕДЬ. Забыл я Ёжик, прости меня. Капелька там вспыхивает, то зеленым, то красным!

ЁЖИК. Красиво...

МЕДВЕДЬ. Очень красиво. Побудь здесь, я быстренько! (уходит)

                (Из-за дерева выглядывает Белка.)

БЕЛКА. (дразнится)      Ёжик-мрожек дурачок,

                Потерял свой пиджачок!

                (Возвращается Медведь, Белка прячется.)

МЕДВЕДЬ. Вот, еще одна прибавилась. Так я чего подумал-то: а давай мы тебя живой водичкой сбрызнем!

ЁЖИК. Зачем?

МЕДВЕДЬ. Ты поправишься!

ЁЖИК. А как же вы? Вы ведь для себя собирали. У вас СИМПТОМ.

МЕДВЕДЬ. Ничего, я себе потом еще найду. Ну-ка, ложись поудобнее, а

я пока веничек из травы сделаю.

        (Ёжик ложится на землю. Медведь сооружает из травы метелочку

        и брызгает на Ёжика водой из ведерка. С «выражением» декламирует.)

                Струись напиток обильно!  Стань Ёжик здоровым и сильным!

                Лейся водичка на Ёжика! Чтоб был он на вид э-э... пригожим!

ЁЖИК. Это заклинание такое?

МЕДВЕДЬ. Ну да. Я его сам придумал. Нравятся слова?

ЁЖИК. Очень хорошие слова.

МЕДВЕДЬ. С заклинанием-то лучше. НАУЧНЕЕ. Как ты считаешь?

ЁЖИК. С заклинанием, конечно, лучше.

МЕДВЕДЬ. А теперь давай я тебя потру. ПАССАЖ называется.

                (Появляется Снеговик.)

СНЕГОВИК. МАССАЖ, Потапыч! (исчезает).

МЕДВЕДЬ. МАССАЖ, конечно МАССАЖ! (массирует Ёжика).
 
ЁЖИК. А кто это… Ой, щекотно!

МЕДВЕДЬ. Ничего, потерпи... Как себя чувствуешь?

                (Ёжик молчит, не шевелится.)

Это от воды, на минуточку сон нападает.

ЁЖИК. (приподнимается) Ой, Михал Потапыч...

МЕДВЕДЬ. Что такое?

ЁЖИК. Я вижу! Далеко  вижу!!!

                (Ёжик вскакивает, – и он уже другой! )

И ручки у меня опять хорошие! И ножки ходят! Ура! Ура!!!

МЕДВЕДЬ. И ушки, и носик и ротик! Просто замечательно!!!

ЁЖИК. (испуганно) А иголки?

МЕДВЕДЬ. А иголок почему-то нету...

ЁЖИК. Нету...
    
МЕДВЕДЬ. Эх, волшебной водички, видать, не хватило... Вот ведь жалко!

Ну что же это такое! УДАР СУДЬБЫ!

ЁЖИК. Не сокрушайтесь вы так, Михаил Потапыч! Наверняка еще

где-нибудь эти капельки прячутся! Вместе поищем!

МЕДВЕДЬ. Я эту полянку сегодня уже два раза обошел...

                (Молча сидят, пригорюнившись.)
               
ЁЖИК. Михал Потапыч, а что это за палка у вас такая смешная?

МЕДВЕДЬ. Это-то? Это лыжная палка.

ЁЖИК. Это как понять?

МЕДВЕДЬ. Вот ты зимой спишь, потому и не знаешь.

ЁЖИК. Так и вы ведь спите.
 
МЕДВЕДЬ. Сплю, конечно. А один раз не спал. Не спалось что-то. Вот я

щелочку в берлоге проделал и смотрю – что в лесу делается? А там!..

ЁЖИК. Чего?

МЕДВЕДЬ. А там люди! Ты людей когда-нибудь видел?

ЁЖИК. Видел.

МЕДВЕДЬ. Вот. И эти люди на лыжах бегают!

ЁЖИК. Это как?

МЕДВЕДЬ. А так: на ногах у них деревянные такие дощечки, а в руках
 
вот эти самые палки!

                (Показывает, как бегают на лыжах.)

ЁЖИК. Для чего?

МЕДВЕДЬ. Что бы по снегу лучше катиться.

ЁЖИК. Зачем?

МЕДВЕДЬ. Это у них СПОРТ!  Веселье, в общем. Понял, нет?

ЁЖИК. Понял.
            
МЕДВЕДЬ. А еще они из снега снежного человека слепили! СНЕГОВИК называется.

Вот так вот снег катали (показывает).

ЁЖИК. Снеговой человек?

МЕДВЕДЬ. Ну да.
 
ЁЖИК. Зачем?

МЕДВЕДЬ. Так тоже для веселья. На голову ему вот это ведерко надели,

а в руку вот эту самую палку вставили. Все смеялись и говорили: похож на

нашего Фридрих Иваныча! Это ихний начальник, главный профессор.

ЁЖИК. Фридрих Иваныч обиделся?

МЕДВЕДЬ. Нет, что ты! Он сам больше всех хохотал. Они же смеялись не обидно.

ЁЖИК. Хорошо, когда смеются не обидно.

МЕДВЕДЬ. Ну, потом они уехали... А мы с этим Снеговиком подружились, беседы вели.

Я его Фридрихом и назвал. А умных слов от него набрал- ся. Сильно умный он, Фридрих-то.

Матерый, можно сказать, Снеговечище!

ЁЖИК. А откуда у него столько ума?

МЕДВЕДЬ. Так ведь лепили-то его не простые люди, а ученые, ПРОФЕССОРА! В НИЗе работают.

ЁЖИК. Внизу, в овраге?

МЕДВЕДЬ. Не внизу, а в НИЗе, что значит НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЗНАНИЙ! Когда они его лепили,

весь ихний ум к нему перешел. Он-то мне про волшебные капельки и рассказал.

И про капельки, и про снежинки. Всё до- подлинно знает. Сам как-никак из снега.

ЁЖИК. А потом?

МЕДВЕДЬ. А потом по весне он растаял... (вытирает глаза) А ведерко и палку мне завещал...

Только он не совсем умер.

ЁЖИК. Как это?

МЕДВЕДЬ. Он растаял, превратился в водичку. Водичка испарилась, стала облачком.

И он теперь воздушный Снеговик. Круговорот, это самое… природы в жизни.

Вот он меня и поправляет, если я чего не так брякну.

Спасибо ему. (всматривается куда-то) Стой-стой-стой...

ЁЖИК. Что там?

     МЕДВЕДЬ. Вижу много огоньков! Сейчас соберем водички!

ЁЖИК. Я с вами!

МЕДВЕДЬ. Нет, ты за мной не поспеешь! Сиди тут, а я скоро вернусь!

                (Схватив ведерко, Медведь убегает.)

ЁЖИК. Палку, палку забыли! Михал Потапыч! Забыл... (поднимает палку)

Надо же, вот я палку ручками взял. Как здорово! (ощупывает мордочку) И носик у меня есть,

и глазки, ушки... (смеется).
               
                (Появляется Лиса.)

ЛИСА. Здравствуй, Ёжик, ни головы, ни ножек!

                (Ёжик молчит.)

Что молчишь? Может быть, ты глухой?

ЁЖИК. Я не глухой! Теперь у меня и глазки, и ушки, и ротик есть!

ЛИСА. Ну, извини, не сердись. А где же твои знаменитые иголочки?

                (Ёжик молчит.)

А иголочек-то и нету, а иголочек-то и нету! И это очень, очень хорошо!

ЁЖИК. Почему?

ЛИСА. Потому что я тебя съем и не уколюсь!
 
ЁЖИК. Уколешься!

ЛИСА. Интересно! Как же я уколюсь, когда у тебя, у бедненького, нет ни единой колючечки?

ЁЖИК. Есть одна (поднимает лыжную палку). Вот!

ЛИСА. Это что еще такое?

ЁЖИК. Иголочка. Лыжная.

ЛИСА. Ничего себе иголища! Ты где её взял, негодник?

ЁЖИК. Михал Потапыч дал!

ЛИСА. Ну-ка, брось сейчас же!

ЁЖИК. Не брошу!

ЛИСА. Я тебе что сказала! (идет к Ёжику)

ЁЖИК. Не подходи, Лиса, уколю!

ЛИСА. Я тебе уколю! (идет на Ёжика).

ЁЖИК. (колет Лису) Вот тебе!

ЛИСА. Ай! Ой! Ах ты безобразник! Ну, погоди!

                (Лиса заходит с другого боку.)

ЁЖИК. Не приближайся ко мне! Уколю!

ЛИСА. Да я тебя на клочки разорву! (бросается на Ёжика.)

ЁЖИК. (колет Лису) Получай!

ЛИСА. Ой-ей-ей! Больно же! Хулиган!

ЁЖИК. Так тебе и надо!

ЛИСА. Разве можно так делать – острой палкой колоть?

ЁЖИК. А Ёжиков есть можно?

ЛИСА. Ладно, Ёжик, не очень-то ты мне и нужен. Найду себе обед в другом месте (уходит).

ЁЖИК. Ура! Прогнал рыжую! Придет Михал Потапыч, расскажу ему, как

Лису победил! (всматривается вдаль) Что-то его не видно...

               (Тем временем Лиса незаметно сзади подкрадывается к Ёжику,

               вырывает у него палку и забрасывает её подальше.)

ЁЖИК. Ой!

ЛИСА. Значит, Лису победил?  Я не могу! Я хохочу от смеха!

                (Ёжик делает движение в сторону палки, но Лиса

                преграждает ему путь.)

ЛИСА. Куда?! За палкой побежал? Не получится! (толкает его, Ёжик падает)

Вот съем тебя сейчас. Останутся одни косточки.

С какого бы боку тебя начать-то? (обходит Ёжика кругом)
 
Ты пока с белым светом попрощайся.

ЁЖИК. (плачет) Прощай, белый свет!

ЛИСА. С левого или с правого? Прямо не знаю... (Ёжику) С лесом, с природой простись.

ЁЖИК. Прощайте березки и осинки, прощайте ёлочки! Кустики прощайте

и травка-муравка зеленая! Прощайте цветочки и пчелки на них! Прощайте

жучки и паучки…

ЛИСА. (Ёжику) Ну, хватит, развел тут. Жучки-паучки. Начну с левого.

ЁЖИК. Еще одно словечко!

ЛИСА. Только быстро. А то у меня уже слюнки текут... Или с правого?

ЁЖИК. Прощай Меведюшко, Михал Потапыч мой дорогой!

ЛИСА. (передразнивает «противным» голосом») «Медведюшко! Михал Потапыч мой дорогой!»
            
ЁЖИК. Никогда не увидимся с тобой больше!
               
                (Неожиданно перед Ёжиком и Лисой возникает Медведь.)

МЕДВЕДЬ. Как это никогда не увидимся? Очень даже увидимся! Вставай,

Ёжик, поднимайся! (ставит на ноги Ёжика).

ЛИСА. Ой, Медведюшко! Михал Потапыч мой дорогой!

МЕДВЕДЬ. Что, Лиса Патрикеевна, замыслила бедного Ёжика съесть?

ЛИСА. Да что вы, Медведюшко, что ты, Михал Потапыч, мой дорогой!

Я пошутить хотела! Мой дорогущенький!

МЕДВЕДЬ. Плохие у тебя шутки, негодные! НЕРАКЕТНЫЕ!

                (Появляется прозрачный Снеговик.)

СНЕГОВИК. НЕКОРРЕКТНЫЕ (исчезает).

ЛИСА. Ой, батюшки! Это что было?

МЕДВЕДЬ. Не твоё собачье дело! Т.е., так говорить, конечно, нельзя, невежливо,

но шутки твои, повторяю, все равно негодные, НЕКОРРЕКТНЫЕ!

ЛИСА. Истинно так, Медведюшко! Неракетные! Правильно вы говорите,

Михал Потапыч мой дорогой! Я исправлюся!

МЕДВЕДЬ. Давай-ка, плутовка рыжая, убирайся отсюда! Попадешься в

другой раз – хвост оторву! Поняла, нет?

ЛИСА. Поняла, Медведюшко, поняла, Михал Потапыч мой дорогой!

Убралась уже, нету меня!

                (Лиса убегает.)

МЕДВЕДЬ. (Ёжику) Ну как ты, Ёжик?

ЁЖИК. Я её сначала вашей палкой, палкой – так она серчала, ругалась, а подойти не может!

МЕДВЕДЬ. Не любит, значит. Не в удовольствие!

                (Оба смеются.)

ЁЖИК. А потом она хитростью у меня палку отняла и в кусты забросила.

Ну, я думал, конец мне.

МЕДВЕДЬ. А я думал – не успею, изо всех сил бежал. Успел, однако. Ты

посмотри сколько я живой водички-то волшебной насобирал!

ЁЖИК. Вот это да! Много!

МЕДВЕДЬ. Там целый куст усыпан был этими капельками! Хватит

тебе на иголки новень... Ох! (хватается за бок) Что-то мне нехорошо…

(валится на землю) Больно-то как... Ёжик, Ёжик, умру я сейчас...

ЁЖИК. Не умирайте, Михал Потапыч!

МЕДВЕДЬ. (говорит с трудом) Ты вот что... Водичкой... на себя... побрызгай...

Тогда тебя... никто... (замолкает).

ЁЖИК. Не умирайте, Михал Потапыч!

                (Медведь молчит.)

Михал Потапыч, скажите что-нибудь!

                (Медведь молчит.)

Что же делать? Что же делать! Помогите кто-нибудь! На помощь! (смотрит

на ведерко) Стоп. Вот же она – помощь! Надо окропить Михал Потапыча

живой водичкой! Как я сразу не догадался! (брызгает на Медведя). Как там

в заклинании говорилось?... (декламирует)

         Струись напиток обильно!  Стань Медведь здоровым и сильным!

         Лейся вода на Потапыча! Чтоб был он на вид, ну это... замечательный!

                (Медведь не шевелится.)

Массаж, массаж сделать надо! (массирует бок Медведю) Ну как,

Михал Потапыч, не полегчало?

                (Медведь остается неподвижным.)

(плачет) Бедный, бедный Михал Потапыч! Как же мне тебя жалко,

мой дорогой Медведюшко!..

               
                КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

         
               



               
                ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

                (Из кустов выходит Лиса.)

ЛИСА. (передразнивает) Бедный, бедный Михал Потапыч! Как же мне тебя НЕ ЖАЛКО,

противный ты Медведище! (Ёжику) Что, загнулся твой дружок? Помер твой защитничек?

Так ему и надо! А что это ты воду на него льешь?

Эх ты, Ёжик-мрожек  дурачок! Тут водой не поможешь. Хоть цистерну вылей. Правильно я говорю?

                (Ёжик молчит.)

И бок ему натирал. Ха-ха-ха! Мертвому припарки! Верно я сказала?

                (Ёжик молчит.)

Ну, теперь-то я тебя съем! А потом и твоего Михал Потапыча! Медведюшку

нашего дорогого!

                (Медведь неожиданно поднимается.)

МЕДВЕДЬ. (Лисе) Не прокатит, Лиса Патрикеевна!

ЛИСА. Ой, батюшки, мертвый восстал! Караул!

ЁЖИК. Михал Потапыч! Живой!

                (Лиса пытается убежать, Медведь хватает её.)

МЕДВЕДЬ. Не уйдешь, рыжая! Обрадовалась! Не успел я помереть, ты уж

извини. Спас меня Ёжик. А все твои угрозы, все твои ВЫЗОВЫ я слышал!

ЛИСА. Михал Потапыч мой дорогой! Это тебе всё во сне привиделось! Никого я не вызывала!

ЁЖИК. Неправда! Собиралась меня съесть, а потом и Михал Потапыча!

ЛИСА. (Ёжику) Не стыдно обманывать? А на вид такой приличный!

МЕДВЕДЬ. Значит так. Последний раз тебя прощаю, Лиса. Последний!

ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ. Поняла, нет?

ЛИСА. Как не понять, Медведюшко! Уразумела, Михал Потапыч мой дорогой! (убегает.)

ЁЖИК. (обнимает Медведя) Михал Потапыч, как я рад, что вы живой

остались! Я так испугался!

МЕДВЕДЬ. Что ты, Ёжик, что ты! Всё хорошо закончилось.

ЁЖИК. Значит, бок у вас больше не болит? Симптома нету?

МЕДВЕДЬ. Нету! Не болит  нисколечко!

ЁЖИК. Ура! Всё прошло! Не болит!

                (Медведь вздыхает.)

Что же вы печалитесь, Михал Потапыч?

МЕДВЕДЬ. Как же мне не печалиться, Ёжик! Ты вот всю волшебную водичку

на меня истратил, а сам без иголок остался!

ЁЖИК. Ничего, мы еще наберем.

МЕДВЕДЬ. Легко сказать  – наберем... Теперь целый год надо ждать...

ЁЖИК. А мы вместе подождем. Вместе ждать не так трудно.

МЕДВЕДЬ. Это, конечно, верно...
       
                (На полянку, медленно передвигаясь, выходят два странных

                существа, чем-то схожие с Ёжиком, каким мы его видели

                в начале – без глаз, без ушек, без всего...)

МЕДВЕДЬ. (со страхом) Глянь, Ёжик, опять грибы! Или это... новые Ёжики такие?

ЁЖИК. Это не Ёжики...

МЕДВЕДЬ. А кто?
 
ЁЖИК. Не знаю...

                (Существа падают, встают.)

МЕДВЕДЬ. Эге-гей! Вы что за перцы такие будете?

                (Существа молчат.)

МЕДВЕДЬ. Чего молчите?

СУЩЕСТВА. Мы боимся.

МЕДВЕДЬ. Не бойтесь, никто вас не тронет. Идите сюда.

1-Е СУЩЕСТВО. А вы дразниться не будете?

МЕДВЕДЬ. Не будем, нет у нас такой привычки.

2-СУЩЕСТВО. И щипаться не станете?

ЁЖИК. Не станем.

2-Е СУЩЕСТВО. Честное слово?

ЁЖИК. Честное.

1-Е СУЩЕСТВО. Вы нас разве не узнаете, Михал Потапыч?

МЕДВЕДЬ. Что-то не припомню...

2-Е СУЩЕСТВО. И ты, Ёжик, не догадался?

ЁЖИК. Нет...

                (Существа садятся на землю, плачут.)

СУЩЕСТВА. Никто нас не узнаёт, никому мы не нужны...

МЕДВЕДЬ. Да скажите же вы, наконец, что вы за звери такие будете?

Совсем непонятные.

1-Е СУЩЕСТВО. Я Заяц.

МЕДВЕДЬ. Заяц?!!!

ЁЖИК. Не может быть!!!

ЗАЯЦ. Вот, значит, может...

2-Е СУЩЕСТВО. А я Белка.

ЁЖИК. Белка?!!! 
               
МЕДВЕДЬ. Не может быть!!!

БЕЛКА. Так и есть.

                (Вдалеке слышен раскат грома.)

ЁЖИК. Гром гремит.

МЕДВЕДЬ. Ага. (Зайцу, Белке) Так что же с вами случилось?

ЗАЯЦ. Пошли мы на свалку...

БЕЛКА. В той стороне которая.

МЕДВЕДЬ. (Ёжику тихо) Это кто сейчас говорит?

ЁЖИК. (тихо) Посерее – это Заяц, а порыжее – Белка.

ЗАЯЦ. И нашли там бочку... На ней еще череп с костями был нарисован.

МЕДВЕДЬ. Ох!

БЕЛКА. Бочка пустая, только внизу немного красной водички оставалось.

МЕДВЕДЬ. Водички! Да ведь это значит, там ядовитая жидкость была!

ХИМИЧЕСКАЯ! И что вы сделали?

ЗАЯЦ. Мы в эту бочку забрались, и стали плескаться и брызгаться!

БЕЛКА. И хохотать.

МЕДВЕДЬ. Вы что, это самое… чайники? Залезли в отравляющую жидкость и принялись хохотать!

У меня слов нет!

ЁЖИК. Когда вы на свалку ходили? Три дня назад?

БЕЛКА. Три дня.

ЗАЯЦ. И вдруг, прямо вот только что, на тропинке, у нас внутри словно огонь

какой вспыхнул! И мы упали, будто мертвые...

БЕЛКА. Полежали пять минут, встали еле-еле, а у нас уже нет ни ручек, ни ножек...

МЕДВЕДЬ. (Ёжику) Видишь, ты три дня пролежал бездыханный, а у них за пять

минут всё сделалось. УРАГАННЫЙ ПРОЦЕСС!

ЗАЯЦ. Ни глазок, ни ушек, ни ротика... Вот как у Ёжика.

МЕДВЕДЬ. Да что же это такое! Вы что, НЕАДЕКВАТНЫЕ? Зачем вы в

эту дрянь полезли-то?

ЗАЯЦ. Нам пошалить хотелось…

БЕЛКА. Повеселиться…

МЕДВЕДЬ. Довеселились! Дошалились! Ну что же это такое! Наказать бы вас,

да вы и так уже наказанные.

                (Удары грома всё ближе и ближе.)

ЁЖИК. Как грохочет!

МЕДВЕДЬ. Гроза приближается.
   
                (Из кустов высовывается Лиса.)

ЛИСА. (Зайцу, Белке) Так вам и надо, чмошники!  Вот попадете мне на

зубок, уродики!

МЕДВЕДЬ. (Лисе) Я тебе что, Лиса, сказал! Чтобы глаза мои тебя не видели!

                (Лиса прячется.)
            
ЗАЯЦ. Прости нас, Ёжик, что мы тебя дразнили!

БЕЛКА. Прости нас, что смеялись над тобой!

ЁЖИК. Я на вас не сержусь.
               
ЗАЯЦ. Михал Потапыч, а можно мы с вами останемся?

БЕЛКА. А то нам страшно одним. Вы нас не прогоните?

МЕДВЕДЬ. Да что вы такое говорите! Оставайтесь, конечно! Маленьким

и слабым надо помогать! Надо МИЛОСЕРДИЕ выказывать.

ЗАЯЦ. Наверно, мы скоро умрем...

ЁЖИК. Ничего вы не умрете! Вы бы видели, какой я стал!

ЗАЯЦ, БЕЛКА. Какой?

ЁЖИК. У меня теперь и ротик, и глазки, и ушки есть! И ручки в придачу!

Это меня Михал Потапыч волшебной водой вылечил!

ЗАЯЦ. А нас, нас, Михал Потапыч?!

МЕДВЕДЬ. Понимаете, ребята, тут... ПРОБЛЕМА. Живая водичка на этой

полянке уже закончилась...

БЕЛКА. А на других полянках?

МЕДВЕДЬ. На других не бывает. Только на этой. И только раз в году.

ЗАЯЦ. Нам столько не прожить...

ЁЖИК. Ничего, протянем как-нибудь!
 
БЕЛКА. Как же мы без шерстки зиму перезимуем?

МЕДВЕДЬ. А мы все вместе в берлогу заляжем! В тесноте да не в обиде!

                (Неожиданно резко темнеет, становится тихо…

                Ослепительно сверкает молния,

                небо разрывает раскат грома.)

ЁЖИК. Сейчас как ливанет!

БЕЛКА. Я боюсь грозы!

ЗАЯЦ. Куда бы спрятаться?

МЕДВЕДЬ. Да, надо найти убежище.

                (Появляется Снеговик.)

СНЕГОВИК. Потапыч! Дождик-то сейчас пойдет ТОТ САМЫЙ!

МЕДВЕДЬ. Неужели, Фридрих?!

СНЕГОВИК. Точно тебе говорю (исчезает).

МЕДВЕДЬ.  (смотрит на небо) Неужели… (зверям) Не надо никуда пря- таться! Не надо ничего
 
бояться! Это не простой дождик, а волшебный!

ЁЖИК. Который один раз в сто лет?

МЕДВЕДЬ. Он самый, он самый!!!

               (Слышен порыв ветра и на полянку падают первые

                разноцветные капли дождя.)

ЗАЯЦ, БЕЛКА. А нам что делать?

МЕДВЕДЬ. Стойте под дождем!

ЗАЯЦ. Прямо так и мокнуть?

ЁЖИК. Не бойтесь, вы от этого дождика вылечитесь! И лапы у вас
вырастут, и всё остальное!

                (Дождь усиливается, на землю льются радужные струи.)

МЕДВЕДЬ. Неплохо было бы для такого случая заклинание подходящее

придумать. (Ёжику) Как ты считаешь?

ЁЖИК. Хорошо бы, конечно.

МЕДВЕДЬ. (всем) Я начну, а вы продолжайте! (громко декламирует, перекрывая шум дождя.)

                ДОЖДЬ ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕЙ ОБИЛЬНО!

ЁЖИК.        НАМОЧИ НАС ОЧЕНЬ СИЛЬНО!

ЗАЯЦ.         ОТРАСТАЙТЕ ЛАПЫ СМЕЛО!

БЕЛКА.       И ДРУГИЕ ЧАСТИ ТЕЛА!

МЕДВЕДЬ. (Ёжику) Отличный заговор! Могут ведь, когда захотят!

ЁЖИК. (громко) Чего?

МЕДВЕДЬ. (еще громче) Хорошее, говорю, заклинание!

           (Ливень обрушивается сплошной стеной. Ветвятся многоцветные

           молнии. Раздается оглушающий удар грома и всё погружается в

           темноту… Но уже через мгновение небо светлеет, Ёжик, Заяц и
      
           Белка предстают перед нами в своем прежнем облике.)

ЁЖИК. Ура! У меня иголки появились!

ЗАЯЦ. И у меня все части тела отросли!

БЕЛКА. А у меня, смотрите, шерстка еще лучше стала!

МЕДВЕДЬ. После волшебного дождика у вас наступила РЕМИССИЯ!

ВСЕ. Чего?!

МЕДВЕДЬ. Ну, выздоровели, значит.

           (Выходит Лиса. Шерсть у неё торчит разноцветными клочьями,)

ЛИСА. (рыдает) Бедная я, несчастная!

БЕЛКА. Лиса драная!

ЗАЯЦ. Чмошница позорная!
 
МЕДВЕДЬ. (Зайцу, Белке) Ну вы, ребята, не очень-то! (Лисе) Что случилось, Лиса Патрикеевна?

ЛИСА. Я под дождик попала! И теперь вот шерсть выпадает! А на носу

бородавка выскочила! Вредный какой-то дождик!

МЕДВЕДЬ. Не вредный, а волшебный. Хороших зверей он лечит, а плохих…

БЕЛКА. …калечит! Хи-хи!

МЕДВЕДЬ. (Белке, укоризненно) Белка! (Лисе) Вот Белка с Зайцем вылечились, а ты…

ЛИСА. Какие же они хорошие? Они Ёжика дразнили!

МЕДВЕДЬ. Они у него прощения попросили. Поняла, нет?

                (Пауза.)

А плохие получают ДЕКРЕТ!

ЛИСА. (рыдает) Бедная я, несчастная! Вот за что мне декрет!

                (Появляется Снеговик.)

СНЕГОВИК. (Медведю) Потапыч, надо говорить ДЕФЕКТ (исчезает)

МЕДВЕДЬ. (громко Лисе) ДЕФЕКТ тебе, Патрикеевна!

ЛИСА. А-а-а!!! Дефект мне!!!

МЕДВЕДЬ. Вот ты покайся, может, и обойдется. Попроси прощения.

                (Лиса молчит.)
Ну так что?

ЛИСА. Не буду просить прощения.

МЕДВЕДЬ. Тебе же лучше будет!

ЛИСА. Не буду просить! Я на вас сердитая!

МЕДВЕДЬ. Ну, как знаешь. На сердитых воду возят. (зверушкам) Пошли, ребята.
 
После такого дождя ягоды в лесу необыкновенно вкусные!

                (Все уходят, Лиса остается одна.)

ЛИСА. Всё равно не… Ой! У меня хвост отцепился! Как же я без хвоста-то?

Ой, мамочки! (оглядывается) Михал Потапыч мой дорогой! Ёжинька любименький!

Белочка ненаглядная! Заинька миленький! (бежит в сторону зверей)

Обождите! Я прошу прощения! Я раскаялась! (скрывается в лесу).

        (Над полянкой встает великолепная радуга. На радуге сидит Снеговик.)
               
СНЕГОВИК. (в зал) Такая вот история, друзья мои… Ну, встретимся теперь зимой.

Как пойдет снежок, так вы меня и вылепите. Договорились?

А сейчас до свидания! (улетает).


                К О Н Е Ц
               
                Супонин Михаил Александрович 
                syponinma@inbox.ru