Что посеешь... Глава 10. Книга 2

Анисья Зудова
Из кухни доносился обворожительный запах свежеиспеченных шанежек.  Первой не выдержала Полинка. Набросив халатик, она быстро умылась и, зайдя на кухню, поцеловала бабушку:
-Доброе утро, ба!  Как у тебя тут пахнет!

-Доброе утро, Поленька! Сейчас Даша и Саша проснутся,  и будем завтракать.

- Доброе утро, мама,- поздоровалась со свекровью вошедшая Даша,- как у Вас тут пахнет. От одних запахов потолстеть можно.

- Ничего, вернетесь к себе на Север, на работу выйдете, некогда будет толстеть, быстро сгоните. А пока в отпуске, почему бы себя не побаловать. Саша проснулся?

-Нет, спит еще. Да пусть поспит, когда еще отдохнуть придется.

- Ну, ладно, пусть спит. А вы тогда садитесь завтракать, пока шанежки горячие.

-А дед где?

-Да к Василию Плотникову ушел. Не хочет в следующий рейс Алешку брать, пусть, говорит, отдохнет. Алеша-то наш, похоже, все-таки влюбился.  Так и не едет домой.  А дед говорит, не хочу ему мешать, у него сейчас самые сладкие дни, пусть потешится. Хочет Василия с собой в следующий рейс взять. Василий хоть и вышел на пенсию, но иногда с нашим дедом не отказывается в рейс  поехать. Не знаю, когда рейс будет, пока, говорит работы нет. Да что я вас баснями кормлю! Давайте живо за стол!

Закончив завтрак,  Даша и Полина решили пойти покататься с горки,  а потом пойти в гости к Вике.

- Хочу поближе познакомиться с Викой,- пояснила Даша,- все-таки она жена брата моего мужа. Мы с ней немного пообщались, она мне понравилась.

- Да Вика хорошая женщина, тяжеловато, конечно ей у нас.  Сходите, навестите их, я сейчас им тоже шанег заверну, угостите их.

-Ладно. Мы тогда сейчас сразу к ним пойдем, а потом на горку.

У поднявшегося, наконец,  с постели Сашки был вид тяжелобольного человека.

- Сынок, садись завтракать.

-Не хочется, мама.

-Садись, садись. Я твои любимые картофельные шанежки испекла.

-Ну, если шанежки, придется скушать парочку.

- Давай стопочку налью.

- Да не знаю. Что-то не очень хочется.

- Выпей, может настроение улучшится.

-Ну, ладно, уговорила, мам, наливай.

Настя достала початую бутылку водки, налила две стопки – полную для Сашки и во вторую «на пальчик» для себя.

-Давай, Санечка, выпьем, не пьянки ради, здоровья для. Ночь-то, наверное, не спал?

Сашка, утвердительно мотнув головой, выпил стопку, захрустел заботливо пододвинутыми  мамой солеными огурчиками. Настя тоже глотнула из своей стопки.

-Еще будешь?

-Нет, пока не хочу. Вечером, может,  с папой Лешей посидим. Виноват ведь я перед ним, обидел ни за что.

- Ну, нет, так нет. Ешь шанежки, они еще горячие. С чем будешь – с чаем или с молоком?

-Давай, мам, молочка холодненького.

И хотя Санька хотел ограничиться парой шанежек, но еще горячие шанежки с хрустящей нижней корочкой так и манили, сами просились в рот, хотелось съесть еще и еще.

- Все, мам, не могу больше. Сейчас точно лопну, - покончив с шестой шанежкой и допив вторую кружку молока, проговорил Сашка.

Пока Настя убирала со стола, он прилег отдохнуть после столь сытного завтрака на диван в гостиной. Помыв посуду, Настя присела к сыну на краешек дивана:

-Поделись, сынок, чем же ты вчера так расстроен был.

- Ой, мам, даже вспоминать не хочется.

- Расскажи, поделись, тебе же легче будет,- попросила Настя.

- Ну, что рассказывать? Ты же все лучше меня знаешь. Я же не знал, что отец так опустился. Ведь, пока я в деревне жил, он же не пил, по крайней мере – не столько. Я же, когда ему звонил, он мне все жаловался: работу найти не могу, в   деревне совсем работы нет, жить не на что, помоги, хоть чем можешь. Я и высылал ему деньги. Думаю, как же отца в трудной ситуации не поддержать? А ведь мне эти деньги не с неба падают. Работать на Севере не так просто. Платят, конечно, хорошо, но не за просто так. А оказалось, что ему эти деньги на выпивку нужны.

- Саша, я тебе не раз пыталась сказать, что не в толк эти деньги идут. Ты только способствуешь тому, что он все сильнее спивается. Ведь, если бы не было денег, он бы на трезвую голову     хоть немного задумался бы о завтрашнем дне. А так зачем? Сашка все равно денег пришлет!  Он мне как-то при встрече на почте высказывал, что вот, мол, ты хоть и растила  детей и меня, мол, попрекала, что не воспитывал  ни Сашку, ни Машку и денег на них не давал, а Сашка все равно меня любит.   Вот, мол, тебе он денег не шлет, а мне,  смотри,  сколько присылает, можно и не работать.

- Да, теперь я понимаю, что не всегда благие помыслы приводят к благим делам.

-Это правильно. Не зря говорят  « Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Сашка сел радом с мамой, обнял за  плечи:

-Мамочка, прости меня глупого.  Все моя  любовь! Я ведь тогда от отчаяния, что Соня замуж вышла, готов был на стены  лезть. Так мне плохо было. Вот и появилась мысль – это мама с папой Лешей виноваты. Зачем они Соню в наш дом взяли?  Не было бы ее, и мне не было бы так плохо. Глупо, конечно.  Сейчас я понимаю, насколько я был не прав. Мам, а что действительно отец денег на нас совсем не давал? Я как-то никогда об этом не задумывался. У нас ведь все нужное нам было. А откуда оно бралось, как-то тогда я и не думал.

-За все годы - ни копейки. Он даже бравировал этим. Когда ваш отец ушел от нас,  я пробовала взывать к его совести, но все бесполезно. А потом, когда мы сошлись с папой Лешей, он мне  сказал, что не проси, не унижайся, сами заработаем. Тяжело, конечно, было, но нам хорошо стали помогать Наташа с Володей. Так что постепенно как-то все вошло в колею. Я очень рада, что мы с тобой, наконец, так откровенно поговорили. Ты не представляешь, как мне было больно от того, что ты отдалился.

Настя не смогла сдержаться, и невольная слеза покатилась по щеке.

- Мамочка, пожалуйста, не плачь! Больше никогда в жизни я тебя не обижу!

-Да, ладно, сынок,- утерла слезы Настя,- все позади. Отец-то тебя вчера, похоже, пьяный встретил?

- Мам, ты представляешь,  он меня не узнал. Я зашел к ним в дом, а он спит на диване в кухне. Я его разбудил, а он  меня спрашивает 
- А ты то?
-  Сын твой,- говорю,  - Сашка.
-А, Сашка. А деньги у тебя есть?
-Есть,-  говорю.

-Тогда давай, а то мне опохмелиться не на что. Эта тварь Юлька все попрятала.
Дал я ему тысячу, а он стал возмущаться, что мало. Пришлось пять тысяч дать. «Спасибо» он мне не сказал. Я говорю « С праздником тебя, батя!», а он мне в ответ :  «Какой я тебе батя? Я отец! Вон иди Лешку батей называй!» Не выдержал я больше и ушел. Хорошо хоть  Даши со мной не было. И за это спасибо тебе. Теперь я понимаю, почему ты ее со мной не хотела отпускать.

-Я не стала тебе говорить, думаю, не поверил бы ты мне. Ну, а перед Дашей действительно было бы стыдно. Ладно, сынок. Ты теперь все знаешь, выводы, я думаю, ты сделаешь. У меня к тебе просьба.

- Какая, мам? Деньги нужны?

- Не нам. Валерке. Ты по возможности лучше ему помоги. Как-никак, а брат он тебе. Жаль мне парня. Жизнь его побила   уже столько раз, что другой человек до старости столько не испытает. Бьется парень, как рыба об лед, но без помощи   со стороны он из нищеты не выберется. У него ведь образования – школа да курсы шоферов в Армии.  А куда теперь с таким образованием устроишься?  А он ведь умный парень и учиться хочет.  А за учебу ведь платить надо. А он итак кое-как концы сводит. Ребенок ведь у них с Викой, то на одно, то на другое деньги нужны. Я,  как могу,  стараюсь помогать им, но этого   мало. Он же на вахты ездит, водителем на « Урале»  работает. Работает безотказно, а его еще и «обувают». В этот раз приехал, привез всего десять тысяч. А остальные, сказали, выдадут в следующую вахту. А в итоге еще и за предыдущую вахту  не   все заплатили. Обидно ему. Работает, работает, а денег нет. Возьми его на работу в свою организацию. Он хорошо будет работать. Может, он и на учебу   сможет накопить. Правда, жаль парня.

- Я поговорю с начальником, как только приедем. У нас сейчас свободных машин нет, но, может, что-нибудь придумаем. Хорошие работники всем нужны. И за учебу помогу  оплачивать.  Пожалуй, пойду я сейчас к нему в гости. Там и обсудим с ним все.

Собравшись, Сашка ушел.

Впервые за последние дни Настя осталась одна.  Она прилегла отдохнуть на диван. Все-таки уже не тридцать и не сорок лет. Возраст давал знать о себе. Стало частенько прихватывать сердце.  Она старалась скрывать это и от детей, и от Алексея. Но сама понимала, что со здоровьем что-то не так и надо съездить в поликлинику в райцентр.

«Ладно, вот гостей провожу, как-нибудь отпрошусь с работы и съезжу»,- подумала  Настя.