Тайна Наполеона

Валерий Ермыкин
Тайна Наполеона – один из десяти исторических романов об императоре Наполеоне,написанных Э. Лепеллетье и опубликованных на русском языке в 1910 году в серии "Тайны венценосцев". Издание А. А.Каспари, Петербург. Имена переводчиков не были указаны. Все новейшие переиздания сделаны по этой публикации.

"Лепеллетье (Lepelletier) Эдмон Адольф (26.6.1846, Париж - 23.7.1913, Виттель), французский литератор и публицист. По профессии адвокат. В конце 60-х гг. 19 в. выступил с рядом статей против режима Наполеона III, за которые был приговорён к тюремному заключению. Освобожден после революции 4 сентября 1870. Приветствовал Парижскую Коммуну 1871, хотя активного участия в ней не принимал. С 70-х гг. сотрудничал в радикальной прессе, выступал против сторонников буланжизма и антидрейфусаров. Писал романы, не имевшие большого успеха ("Мадам Сан-Жен", т. 1-3, 1894-95; "Фанфан-Тюльпан", 1896-98). Л. - автор оставшегося незавершённым труда по истории Парижской Коммуны 1871, в котором он с позиций мелкобуржуазной историографии пытается доказать, будто существование Парижской Коммуны способствовало утверждению Третьей республики во Франции".

Роман " Тайна Наполеона" интересен тем, что в нем верно расставлены акценты из жизни Фридриха-Сигизмунда-Наполеона:

"Наполеон был в прекрасном расположении духа. Он был очень доволен взятием Данцига и не мог дурно принять жену героя Лефевра, как ни был удивлен этим ее неожиданным путешествием через всю Европу. Екатерина, ободренная тоном императора, поспешившего предложить ей стул, осторожно начала свой рассказ. Она сообщила о беспокойстве императрицы. Вечно воображая себе разные опасности, которым подвергался император в этой далекой кампании, Ее величество захотела получить достоверные сведения о здоровье августейшего супруга, находящегося в армии.
Затем Екатерина перешла к первому пункту своей миссии: слегка глуховатым голосом она сообщила скорбную новость о безвременной кончине Карла Наполеона, сына Гортензии.
Император отрывисто и резко всхлипнул. Он любил этого ребенка, искренне привязался к нему. Этот безжалостный завоеватель, этот истребитель наций, этот покоритель континентов имел слабость обожать детей. Сколько раз видели его играющим с маленьким Карлом Наполеоном. Он приказывал приносить его во время обеда и сажал на скатерть среди блюд, оставляя барахтаться между серебряными колпаками, плато и подставками, смеясь, когда малютка ступал ножкой в один из соусников. Его приводили в кабинет к императору, и он бросал диктовать план сражения или распоряжения по гражданскому управлению, чтобы стать на четвереньки и возить на своей спине ребенка. Тогда он становился «дядей Бибиш», как на своем детском жаргоне маленький Карл Наполеон называл грозного завоевателя. Наполеон собирался усыновить сына Гортензии. Разумеется, для него не оставалась тайной ходившая на этот счет сплетня. Он знал, что пасквилянты распространяли слух, будто он выдал замуж за своего брата Людовика хорошенькую свояченицу тогда, когда она уже была беременна от него, газета «Монитер» сообщала, что «мадам Луи Бонапарт благополучно разрешилась от бремени мальчиком 18 вандемьера», словно дело шло о наследнике империи. Это официальное сообщение в свое время вызвало большие толки и пересуды. Но Наполеон был не такой человек, чтобы задуматься перед выполнением намеченного дела только из-за боязни сплетен и скандальных предположений. Он предусматривал возможность передать свою корону сыну Гортензии, да и в глубине своей души был даже рад, что его называли отцом. Ведь в этом случае армия и народ охотнее согласились бы с передачей власти ребенку Гортензии, если бы предполагали, что в жилах этого ребенка течет кровь Наполеона. Да это усыновление, наконец, положило бы предел бесконечным раздорам семейства Богарне с семьей Наполеона, и, таким образом, его династические заботы могли бы считаться оконченными. Но смерть этого ребенка разрушала все планы, низвергала родословное дерево, которое Бонапарт старался взрастить. Несколько минут Наполеон просидел безмолвно и не шевелясь, словно пораженный молнией. Екатерина с удивлением созерцала эту немую скорбь, в которой сердце человека, привязавшегося к ребенку, страдало столько же, как и мозг политика, видящего, как рушится часть того, что он создавал с таким трудом.
Наконец Наполеон поднял голову и, сделав над собой усилие и поборов свое внутреннее волнение, как привык это делать на полях сражения, спросил:
- Ну, а еще какую другую новость принесли вы мне?
- Ваше величество,— ответила Екатерина,— в жизни радость и горе так же идут рука об руку, как рождение и смерть.Я являюсь к вам вестницей не одной только  печали; я должна сообщить вам о рождении ребенка, который хотя и не сможет вполне утешить вас в понесенной потере, но, без сомнения, смягчит остроту   вашего горя... Одна из придворных дам,состоявшая при ее высочестве принцессе Каролине, только что стала матерью.
—   У Элеоноры родился ребенок?.. Может быть, даже сын? — быстро спросил Наполеон.
—   Да, Ваше величество, сын, нареченный именем Леона.
Наполеон бросился к Екатерине и, схватив ее за обе руки, спросил с дрожью в голосе, крайне редкой у этого особенного человека, великолепно умевшего владеть собой.
—   Вы уверены в том, что вы сейчас объявили мне?'
—   Разумеется, да, Ваше величество... Я сама видела ребенка, он похож на вас! — напрямик отрезала Екатерина.
Император пристально, но без раздражения посмотрел на нее.
—   Вас недаром зовут мадам Сан-Жень! — сказал он, протягивая руку, чтобы схватить Екатерину за ухо, как это у него было в привычке по отношению к гренадерам, дворцовым офицерам и даже маршалам. Затем он лихорадочно забегал из угла в угол. Екатерина слышала, как он бурчал: - У меня сын?!. Ведь это мой ребенок! Да, да, в этом не может быть сомнений!.. Да, это указующий перст судьбы... Ну, вот весь этот дурацкий слух, который распустили господа Богарне во главе с Жозефиной, да и мои сестры тоже, слух о том, будто от меня не может родиться ребенок, будто ради династических целей я должен пользоваться чужими детьми,— все оказалось вздором! Понятно, для чего всем им это было нужно... Но дудки!.. Я все-таки могу положить начало роду... и Корвизар просто болван, как и все доктора вообще... Природа ответила на мой вызов, теперь и будущее принадлежит мне! Да, дело моих рук не умрет вместе со мной... Ах, если бы вы знали,— обратился он уже к Екатерине,— какую хорошую весть принесли вы мне!.. Нет, вы с мужем положительно такие счастливчики, которым в данное время все решительно должно удаваться... Слушайте-ка! Как только ваш супруг совершит торжественный въезд во взятый им для меня город, так оба вы, надеюсь, будете мною довольны! — и, со свойственной ему резкостью отпуская Екатерину, он заметил ей, улыбаясь: — Вы владеете тайной Наполеона, так постарайтесь сохранить ее, по крайней мере!"

Мысль о создании нового дворянства соединялась у Наполеона с мечтой о разводе и надеждой на брак с принцессой из царствующего дома. Он хотел восстановить все былые социальные ступени и иерархию, хотел воздвигнуть пирамиду знати, на вершине которой в одиноком величии возносился бы он, император. Немного ниже его должны были стоять его братья, ставшие королями, а именно: Людовик, получивший Голландию, Жозеф - Испанию, Жером - Вестфалию; немного ниже их, сбоку - его зять Мюрат, король неаполитанский, Евгений, вице-король Италии, а еще ниже - принцы, великие герои сражений, Ней, Бертье, герцоги Лефевр, Ожеро, Ланн, Виктор, Сульт, графы и бароны, среди которых должны были находиться администраторы, финансисты, дипломаты, и, наконец, в самом низу - обыкновенное дворянство".

Старший сын Фридриха-Сигизмунда-Наполеона – Фридрих Август (1806-1825) (Петр 1, Федор Алексеевич), умер по дороге в Молдавии, тяжело раненный при штурме Измаила.
В романе идет речь о смерти Наполеона Людовика Карла (1802-1807), сына Гортензии де Богарне (фр. Hortense Eugеnie Cеcile de Beauharnais) (1783-1837) - королевы Голландии (1806-1810), падчерицы императора Наполеона I, женившегося на её матери в 1796 году.

После смерти наследника, произошел государственный переворот, в результате Фридрих был отстранен на пару лет от власти, в России он отразился как восстание декабристов.

У него в 1828 году родился младший сын – наследник.
У Фридриха-Сигизмунда-Наполеона все получилось, это на бумаге только (по ТИ) полная неразбериха: случайных людей выносит на вершину власти революция. В жизни все определяет родословная, либо на нашем языке блат и связи.
И создал он новую империю, потому что был женат на принцессе из царствующего дома.

Внешность Наполеона Бонапарта списана с Наполеона Жозефа Шарля Поля Бонапарта, носивший титулы принц Франции, граф Мёдон, граф Монкальери, известный как принц Наполеон по прозвищу Плон-Плон (1822-1891), второй сын Жерома Бонапарта, короля Вестфалии от его второй жены Екатерины Вюртембергской.
Это свидетельствует о том, что традиционная история стала формироваться лишь в середине 19 века.

Имя Наполеона Бонапарта (Napolеon Bonaparte) символично. Наполеон – великий полководец, где он должен находиться – на поле он.
Бонапарте сложное слово состоящее из двух слов "бона" и "парте",

"Бона (Bona) - польская королева, 1493-1557, дочь герцога миланского Джиованни-Галлеаццо Сфорца, вторая жена короля Сигизмунда I; благодаря энергии и уму, пользовалась большим политическим влиянием".
Парте (рarte) -  исходящий лишь от одной стороны, т.е. односторонний.
Бонапарт появился лишь благодаря свой супруге из царствующего дома.

Вверху приведены портреты Наполеона Бонапарта (слева) и принца Наполеона по прозвищу Плон-Плон.