Мифы как форма познания мира

Даша Иришкина
Миф  проявляется одновременно во множестве форм.   Разновидности мифов:
- космогонические мифы;
- солярные мифы;
- лунарные мифы;
- астральные мифы;
- эсхатологические мифы;
- этиологические мифы;
- антропогонические мифы;
- героические мифы;
- календарные мифы;
- мифы о животных и существах фантастических;
- культовые мифы.
               
В космогонических мифах отражена мысль   о происхождении мира. Главный  сюжет космогонических  мифологий – мифы о творении, о происхождении космоса из хаоса. Основным  мотивом является структурирование космического пространства и времени.
               
Солярные мифы  содержат мифологизацию Солнца и его влияния на земную жизнь. Солярными  называются и  мифы, в которых у героев  есть солярные черты, которые  сходны  с признаками солнца как мифологического героя.
               
Лунарные мифы рассказывают о  Луне и встречаются в мифологии разных народов. Наиболее распространённый сюжет  содержит  мотив «небесной свадьбы»:  Солнце и Месяц вступают в брак.
               
Астральные мифы  включают группу  мифов, связанных с небесными телами:   звёздами, созвездиями, планетами. В эту группу входят также солярные и лунарные мифы.
               
В ранней группе астральных мифов  звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах  речь идёт об охоте на животных.  Характерная черта астральных мифов - наличие нескольких космических персонажей,  в которых воплощаются расположенные  рядом созвездия.
               
В основе эсхатологических мифов лежит сюжет  о предстоящем конце мира. Значительная часть мифов повествует  о важнейших событиях прошлого времени – времени мифологического.  В отличие от них, данный вид мифов содержат пророчества о будущем конце света.
Мифы эсхатологические о конце мира опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.
               
Главное  содержание архаичных мифологий составляют  космогонические и этиологические мифы. Для архаичных мифологий характерно представление о катастрофе, отделяющей мифические времена от настоящего: о потопе, пожаре, гибели поколения великанов,  обитавших на земле до появления человечества.
               
Под  этиологическими мифами понимают  рассказы о происхождении животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов,  огня, смерти.
Мифы этиологические объясняют  появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
               
В антропогонических  мифах  отражены сведения  о происхождении (сотворении) человека,  мифических первичных предках народа. , первой человеческой пары и т. п., составная статья космогонических мифов.
               
Героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизни одного  героя. Отражают   испытания  героя со стороны старших родичей или враждебных демонов, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.  Героический миф служит  важнейшим источником для  формирования  героического эпоса и сказки.
               
Календарные мифы  связаны с циклом календарных обрядов: аграрной магией, сменой времён года,  ростом растений. В древних  земледельческих культурах преобладает  миф, символизирующий дух  растительности, зерна, урожая.
               
В мифах о животных и существах фантастических  персонажи имеют  характерные признаки: время появления,  место обитания или появления на земле, определенный внешний вид,  приносящие помощь или вред человеку, животным. Например,  мифологическое существо  появлялось в  святки или Духов день, в полночь или в полдень. Его можно было встретить   дома, в хлеву, в бане, в воде, в лесу, в поле.
               
Существа представлены  в виде персонажей, не очень любимых людьми: змеи, волка или в образах дракона и фантастических мифологических персонажей.
             
Животные являются  героями космогонических мифов, их образы используются и для описания –  космографии.  В  древнеиндийских поверьях земля  держится  на спинах семи слонов,  которые  стоят на спине черепахи.  В  свою очередь, черепаха стоит на змее.
Аналогичную  роль  играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, может привести  к землетрясению.  Если  рыба  опускает голову, то начинается наводнение.