Мусоровоз

Джонатан Ливингстон
   -Что же рассказать вам? Наверное, поведаю о том, когда я первый раз задумался, задумался по-настоящему. Мне тогда было 18 лет, совсем еще зеленый, только школу окончил, но думал, что все на свете знаю, все могу. При этом ни черта не понимал. Ну меня по блату и пристроили на работу, но кем? Водителем мусоровоза. Обучили недели за две, и я тут же начал выезжать на утренние рейсы. Конечно, моя работа не была лучшей, но после объездов все время находилось в моем распоряжении, а что еще надо было такому сопляку как я. Работали мы только в паре. Один руководил погрузкой контейнеров и отмечал дворы, а второй, то есть я, просто жал на педали и рычажки. Я привык к такой кооперативной работе и начисто пренебрегал правилами: не смотрел по сторонам, курил в салоне, а в остальном лишь слушал указания и выполнял. Так вот как-то раз мой напарник заболел, сообщил, что не сможет выйти со мной в утреннюю смену. А одному, согласно уставу, выходить на работу категорически запрещено, но что мне какая-то бумажка с правилами! Я и выехал один, как всегда, по нашему маршруту. Все проходило без происшествий и проволочек, но занимало больше времени, нежели обычно. Время подходило уже к девяти, из домов начали выходить школьники, да и вообще, город проснулся. Ну я и поехал в последний двор, а там какой-то кретин поставил газель, прям около контейнеров. Ну я мусор погрузил, на газ уже нажал. А обзор закрыт с левой стороны этим чертовым грузовиком… Но я туда даже не смотрел особо, вдавил педаль газа в пол и двинулся. А из-за этого старого куска железа паренек на велосипеде выскочил. Я не представлял что делать. Запаниковал. А это доли секунда. Вы же сами понимаете. А этот вонючий мусоровоз… Он уже по инерции проезжал по какому-то бугорку. Под колесами что-то щелкнуло. Машина остановилась. Раздался дикий крик. Душераздирающий крик, пронзавший самое сердце: «Стой!». Только одно слово, но в нем было столько боли и отчаяния. Но было уже поздно.
Старик закурил, отойдя к окну.
   -Сидя в тюрьме я размышлял над парадоксальным вопросом: в чьих руках наша жизнь? Если в руках господа, то за что поплатился ребенок? Почему дети страдают из-за ошибок взрослых? И я решил, что если и есть Господь, то Он лишь наблюдает за нами, но ничего и никогда не предпринимает. Хотя я и не верю в Его существование. Для Него, если не отрицать существование такового, мир-нескончаемое представление. Это театр драм и комедий. Кинозал, где крутят ужасы, триллеры, фантастику, но не более. Но в чьих руках тогда наша жизнь? В наших собственных? Резонно, вполне. Но тот мальчик, он не был виноват. А ему было лишь 8 лет! Восемь, черт тебя подери! Он торопился на праздник в школу. Если жизнь пассажиров «Титаника» была в руках капитана и команды, а жизнь этого мальчишки в моих, то в чьих руках жизнь каждого из нас? Может моя давно никому не принадлежит и потому-то мне уже 97 лет. Кто его знает… А может она в руках тринадцатилетнего сопляка, который еже даже не родился? А может быть в ваших… Что скажите?
-Я, право, даже не знаю…
   -Правильно! А вдруг ваша жизнь зависит от старика, который вчера умер? И что тогда? Или как прикажите все это понимать! А те, кто умер сам? Да и что такое жизнь?  Это огромная рулетка. Черное и красное, жизнь и смерть. Это череда случайностей. Это проверка на удачу и только. Кстати, не хотели бы сыграть со мной?
-Во что же?
   -В удачу, в колесо фортуны. Называйте так, как считаете нужным. Перед вами на столе, как было замечено ранее, три иглы. Одна, лишь одна из них отравлена смертельным ядом. Вы можете переложить их, перемешав, если не доверяете или просто считаете нужным. Ваш ход будет первым. Вы в праве взять за раз одну или две иглы. Тут нет подвоха, они все одинаковые и не имеют запаха. Да и для чего вас обманывать, собственно говоря. Так, например, вы возьмете одну, тогда и я так же смогу выбрать одну или две. Игра закончится, когда мы с вами разберем все иглы. Ну не смотрите же вы на меня так! Яд действует мгновенно. Это капля убьет даже лошадь. Но вы должны понимать, что это все ваше везение, а игла с ядом-ВАША смерть. Вы согласны прокрутить колесо фортуны?
-Не хотелось бы показаться трусом, но не собираетесь ли вы проверять яд на нас с вами?
-Нет, что вы! Я уже лишил жизни одного человека. Это мой удав,-старик прошагал к террариуму, который ранее я и не заметил,-он уже совсем стар, ему пора не покой. Вы согласны играть?
-Да.
-Ставки?
-Не люблю.
-Тогда ваш ход,- старик непринужденно развалился в кресле. Улыбка не сходила с его тонких губ.
-Я перемешаю, с вашего позволения.
-Ваша воля…
-Я возьму одну…правую.
-Теперь два варианта развития событий. Ну что же, моя так же правая, ваша последняя.
-Да, моя…
-Позвольте я проверю первый,-старик достал из террариума удава и вонзил иглу в чешуйчатый покров тела. Прошла минута, потом другая.
-Ну что же, он еще жив. Вы помните какую иглу взяли первой?
-Да, разумеется,-я протянул ему руку, сердце бешено колотилось в всем теле.
Он повторил эксперимент.
   -Никакого результата. А теперь посмотрите. Та игла, что осталась у вас, она содержит яд. Но вы ведь не собирались ее брать. Она у вас лишь потому, что я взял одну, а не две. Что же это значит? Давайте ее сюда,-он протянул сморщенную кисть,-К чему все это? Да к тому, что мы не являемся полностью хозяевами своей жизни, только и всего. Наша жизнь-сплошная теория вероятности. Вот он и умер,-старик погладил питомца по чешуйчатой коже,-Не забывайте, что это предназначалось вам, подумайте об этом как-нибудь на досуге. И я говорю вам спасибо. Вы первый из 193 человек, кто согласился на это. Остальные верили в судьбу и боялись, что яд окажется в их игле. А далее жизнь параноика. Но вы молодец. Скажите вы поверили в дело случая?
-Я первый раз задумался…