Доктор Сазанов и глубина рельефа по Булгакову

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов


Доктор Сазанов и глубина рельефа по Булгакову



Доктор исторических наук Сазанов в прошлом году написал в своей статье, посвященной Дому Пашкова: "И хотя изучение тени, отброшенной шпагой Воланда, недавно вызвало у Сагита Фаизова сомнения в общепринятой версии, мы можем быть уверены: лучшей наблюдательной площадки, чем балюстрада величественного строения на Ваганьковом холме, в Москве 1930-х годов было не найти" [1].  Сомнения Фаизова были изложены в его статье "Почему Воланд не мог сидеть на крыше Дома Пашкова" (отсылки к которой у доктора Сазанова нет) [2].

Мои "теневые" расчеты (см. статью) г. Сазонова не убедили. Но и меня ничем не обоснованное утверждение Сазонова о "лучшей наблюдательной площадке" удивило. Доктор мог бы, раз уж отстранился от расчетов, отметить, хотя бы, что, сидя спиной к заходящему солнцу в центре Москвы, Воланд мог видеть лишь половину Москвы. Если бы условия обзора это позволяли. Но таких условий не было (допустим, что Воланд, вопреки диспозиции М. Булгакова, действительно забрался на крышу Дома Пашкова).

Итак, Воланд с крыши известного дома смотрит на северо-восток, восток и юго-восток («наблюдает» с наблюдательной площадки; по Булгакову, он смотрел строго на восток). Находится он на высоте современного пятиэтажного дома от уровня земли. Уровень этот, в свою очередь, находится на высоте 140 метров над уровнем моря. При взгляде на северо-восток он увидит массив домов, расположенный на обширном возвышенном плато в северо-восточной части территории, окруженной Бульварным кольцом (своими южными границами плато выходит к Яузе [3], высота этого плато от 150 до 160 метров над уровнем моря (на 10 и 20 метров выше Ваганьковского «холма»). Если взгляд Воланда не упрется в стены и Арсенальную башню Кремля и ряд зданий, визуально примыкающих к Арсенальной башне слева, одно из них - новая гостиница "Москва" [4], то далее он упрется в стены или крыши зданий на Лубянке (высота местности над уровнем моря 150 метров, ряд зданий Лубянки выше Дома Пашкова) и в крыши зданий, примыкающих с обеих сторон к Мясницкой (высота местности над уровнем моря 160 метров, ряд зданий выше Дома Пашкова).   
 
На востоке взгляд Воланда упрется, на расстоянии 200 метров, в стены Кремля, стены и крыши зданий, расположенных внутри Кремля (приблизительно 75 градусов его обзора), правее и далее - встретится со стенами и крышами зданий, расположенных на обширном возвышенном плато, примыкающем к Яузе с юга, высота его 140 метров над уровнем моря. Близ устья Яузы Воланд мог бы увидеть строящийся 9-этажный первый блок высотки на Котельнической набережной.

На юго-востоке перспективе любования московскими перспективами будут мешать здания на обширных Красных холмах, высота над уровнем моря 140 метров.

Отдельные топографические прикидки: высота крыши Дома Пашкова находится на уровне 157,5 метра над уровнем моря, на 2,5 ниже нулевого уровня зданий в районе улицы Мясницкая (и на 2,5 метра ниже уровня зданий на Пушкинской площади, которая находится как бы на вершине возвышенности, юго-восточным краем которой является Ваганьковский «холм»); крыша расположенного напротив Дома Пашкова Большого Кремлевского дворца достигает высоты 192 метров над уровнем моря (высота Боровицкого холма 145 метров, высота здания 47 метров), разница в уровнях между точкой условного нахождения Воланда и верхней точкой крыши дворца равна 34,5 метрам.

Дом Пашкова, действительно, возвышается - над руслом реки Неглинки. Лучшая наблюдательная площадка для Боровицких ворот Кремля и Большого Каменного моста.

 У Булгакова: «Но им город был виден почти до самых краев. [...] Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обречённых на слом лачуг». Цитата извлечена из статьи Сазонова. Воланд смотрит прямо перед собой: на кремлевскую стену, Боровицкую башню, виднеющиеся из-за зубцов краснокирпичной крепости здания Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца. Будто бы.

Булгаков мог бы отправить своего читателя – для коррекции собственного текста – на крышу Дома Пашкова или к рельефной карте Москвы. Но даже московские читатели не смогли бы попасть на крышу здания, находящегося на расстоянии вытянутой руки от кремля, или к картам, которые и сегодня отыскать непросто (любопытное совпадение: вероятно самое ценное в стране собрание карт сегодня хранится в Доме Пашкова). Солнце же доступно всем читателям, и настенные календари, со сведениями о его восходе и заходе в Москве. Поэтому Булгаков предлагает читателю подумать, какой должна быть длина тени шпаги на закате. Вопреки «общепринятой версии».
 

Сноски и примечания.

1. Сазонов, А.В. Дом легенд // ж. Русская история. 1. 2014
(http://rus-istoria.ru/library/text/item/964-dom-legend).
2. Сагит Фаизов Почему Воланд не мог сидеть на крыше Дома Пашкова // http://www.proza.ru/2012/10/05/1963; см. также в ЖЖ sagitfaizov
3. Плато, в частности, объединяет Сретенский и Ивановский «холмы». См.: http://www.etomesto.ru/map-moscow_relyef/ (здесь же представлены сведения о других возвышенностях Москвы).
4. Кремль почти целиком находится на высоте 140 метров над уровнем моря, его здания не уступают по высоте Дому Пашкова, некоторые выше. Высота колокольни Ивана Великого 81 метр.

Иллюстрация-заставка: Панорама Москвы с наблюдательной площадки храма Христа Спасителя, 10 марта 2014 г. . Фрагмент. Фотоаппарат, по мнению автора статьи, находится на уровне ротонды, под зеленым куполом, на крыше Дома Пашкова (в левой части снимка). Источник копирования:
Автор снимка: Ludvig14
Изображение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported (заявление автора снимка).
Опубликована 22 июня 2015 г. Илл.-заставка опубликована 21.12. 2016.