Мифы

Даша Иришкина
На ранних этапах развития общественного сознания представления об обществе и природе  складывались в мифы, предания и легенды. Мифотворчество способствовало   культивированию  языческих обрядов, формированию основ  религий и философских учений.
               
Миф в переводе с греческого означает «сказание», «предание».  Мифическое  повествование отражает представления людей о происхождении мира,  явлениях  природы, месте человека в мире, о богах, легендарных героях.
               
Миф, как древнее народное сказание,   представляет собой  недостоверный рассказ, выдумку. Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.
            
В  древнем обществе мифы представляли  основной способ познания мира. Особенностью  мифологического  сознания является  установление мнимых связей между различными явлениями.
             
Мифы  являются способом  отражения  в коллективном сознании древних людей представлений об устройстве мира. Эти знания   зафиксированы  в произведениях устного народного творчества и письменных источниках.
               
Миф  представляет собой эпический  жанр устного народного творчества.  Как  форма устного коллективного творчества, миф  несёт  более познавательную, по сравнению с другими фольклорными видами искусства, функцию.
               
Повествование в  мифах   отражает власть бессмертных богов над судьбой человека, а все жизненные явления  как проявление божественной воли.
В мифах отражены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.  Сходные  и повторяющиеся темы и мотивы  присущи мифам разных народов.
         
Для мифов характерна всеобщая персонификация – очеловечивание всей природы.  Наиболее распространённая тема в  мифах: происхождение мира, Вселенной – солнца, луны, звёзд.  Также в мифах  отражены  познания о человеке –  установление определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Мифы отражают знания  о животных.
               
Мифы  о происхождении культурных благ, к числу которых относятся добывание огня, ремесло, земледелие,  занимают особое место.
               
Мифы не отражают историю –  события рассматриваются во временной последовательности, но  конкретное время события не имеет значения.  Главным в мифе считается содержание.
            
Мифы древних народов – культурное  достояние цивилизаций. Каждый народ слагал  свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.
               
Древние мифы  отражают  взгляды  древних на то, как устроен мир. Человек  не мог сам создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, поэтому  в  мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Создатели  мира были всемогущи и не могли быть полностью похожи на человека.
               
Для  многих мифологий характерны гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.
Миф  нельзя оценивать с точки зрения морали:  сам по себе миф не может быть  ни хорошим, ни плохим.
            
Благодаря мифу понятия реальности, значимости, трансцендентности, постепенно обнаруживают свою суть. Мир  понимается как в совершенстве организованный, разумный и значимый Космос.
               
Признаками  мифа являются историчность, реальность, гиперболизация их содержания, сакральность, практичность, моделирование повседневной действительности.
В целом миф описывает различные,  мощные проявления священного  или сверхъестественного  в этом мире.
          
Миф – это форма культуры. Мифы формируют целостную картину мира. Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления.  Конкретные  мифы историчны,  связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели.