Рассказы о былом. вертушка в небе! это наши!

Серафима Лежнева Голицына
                Вертушка в небе! Это наши!

  Родители умерли один за другим, сначала отец, а вслед за ним - мама. Так часто бывает с людьми, прожившими вместе почти всю свою жизнь. Поэтому волею судьбы я оказалась в местах, где прошли мои детство и юность. Вернувшись, не нашла ни бывших соседей, ни друзей. Мои ровесники разъехались, кто куда, а старшее поколение ушло в мир иной.
  Во дворе встретился седой бородатый дядька.
  -Привет,-улыбнулся щербатым ртом.
  -Привет!
  Дядька бродил по двору с утра до вечера, наверное, дома только спал. Он был всегда "подшофе", всюду таскал с собой скрипку.
  Выходя на улицу, часто сталкивалась с ним нос к носу.
  -Привет!-светит улыбкой, сиянием голубых глаз с лучиками морщин на смуглом лице.
  Взрослые люди редко улыбаются так по-детски радостно и наивно. Встретившись во дворе дядькой, сразу забывала о нём, предполагая, что он один из многих потерявшихся в этой жизни людей, одинокий и регулярно пьющий. На бомжа не похож, не было ощущения привычной немытости и случайной одежды с чужого плеча. Мало ли таких людей мы встречаем на улицах большого города?
  Вечерами дядька пиликал под окном "К Элизе" Бетховена. Под эту знакомую с детства мелодию я забывалась тревожным сном, всё в моей жизни было перевёрнуто с ног на голову, и уже в который раз надо было думать, как начинать жизнь сначала, что называется, с чистого листа. А с чего начать, я пока не знала.
  Возвращаясь поздно вечером домой, увидела дворового знакомого на асфальте, его лицо и одежда измазаны кровью.
  -Что случилось?-наклонилась к нему.
  -Чёрная машина,-прошептал он,-человек ехал, а я шёл...
  Набирая в мобильном 03, спросила:
  -Как вас зовут?
  -Не знаешь?-шарил руками вокруг себя.-Где скрипка?
  Диспетчер уточняла, куда ехать, я назвала ей адрес, объяснив, что раненый лежит во дворе.
  -Я Алёша Смирнов из 10-го "А". Забыла меня?
  В больницу с ним поехала я. В приёмном покое врач осмотрел Алёшу: переломы, внутреннее кровотечение.
  -Вряд ли дотянет до операционной, сердечко слабое,-врач сказал везти больного в операционный блок.
  -Кто вы больному?
  -Соседка по двору.
  -Родственники у него есть?
  -Не знаю.
  Санитары толкнули каталку, на которой лежал Алёша. Каталка громыхала по каменному полу, потом - грузовой лифт, потом - снова длинный коридор. Я шла рядом с каталкой.
  -Думала, я погиб в Афгане. А я выжил и вернулся. Ты была уже замужем в Москве... А мама умерла...
  -Не разговаривай, нужно беречь силы.
  -Для чего?-улыбка времён нашей юности,-Я оказался ненужным в своей стране. Ты давно замужем, к тебе приезжают взрослые дети. Где муж?
  -Мужа нет.
  -Он в Москве?
  -Не сложилось у нас...
  -Когда ты вернулся, Алёша? - спросила я.
  -Давно...-он прикрыл глаза, видимо, на разговор ушли последние силы. 
  Врач ошибся, Алёша дотянул до операционного стола. Ночь у дверей реанимации. К утру Алёша был жив, но сказали готовиться к самому худшему. Новой смене врачей назвалась женой Алёши. Сестричка, пробегая мимо, шепнула: "Он умирает". Разрешили проститься. Алёша был в сознании.
  -Я ждала тебя, долго ждала. Шли годы, ни весточки, ни письма.
  -Я был в плену. Выжил потому, что рвался к тебе и к маме. Мы убегали, нас ловили, возвращали обратно. Но я вернулся... Ты была счастлива?
  -Нет, Алёшенька,-плакала я,-не было счастья. Давно одна. Почему не признался, что это ты? Постарел, изменился...
  -Зубы такие не от старости. Там, где я был, били прикладами по зубам.
  Алёша прожил больше суток. Меня пускали в реанимацию. Все уже знали нашу историю.
  -Почему я не узнала тебя...
  -Я играл под окном "К Элизе". Не догадывалась, что это я?
  Травмы тяжёлые, но с ними Алёша мог выжить. Больное сердце не справлялось, он задыхался.
  -Такое изношенное сердце... - удивлялся врач.
  -Он был на войне,-объяснила я.
  -Когда была война, его ещё на свете не было.
  -Доктор, вы слышали когда-нибудь о войне в Афганистане?
  -Слышал, конечно,-молодой врач серьёзно посмотрел на меня.-Но и та война тоже была очень давно.
  Врач щупал пульс:
  -Вам надо уйти.
  -Алёша,-погладила его руку,-держись! Я вернусь, как только врач разрешит.
  Он смотрел спокойными счастливыми глазами.
  ...Когда он вернулся, меня не было в нашем городе. Почему я вернулась домой только когда тяжело заболела и была при смерти моя мама, почему не уехала оттуда сразу, когда стало понятно, что семейная жизнь не сложилась? Не хотелось возвращаться в родной город, всё здесь напоминало о моей первой, школьной, любви. Вышла замуж, как в омут головой, уезжала в другой город не "к кому", от "от кого". Убегала от себя и от своей памяти, к тому же, мой муж был светловолосым и голубоглазым, как тот, о котором я старалась забыть.
  -От себя не убежишь,-сказала тогда моя мудрая бабушка, и она оказалась права. У моего будущего мужа оказалось лишь внешнее сходство с тем, которого я любила и потеряла, как я думала, навсегда.
  -Я скоро вернусь,-повторила я.
  -Это я к тебе вернусь,-показалось, что он уже не видит меня.
  -Прощайтесь,-торопил врач. Я не хотела прощаться с Алёшкой!
  Последние слова:
  -Вертушка в небе! Это наши! Они заберут нас отсюда...
  "Вертушка" забрала одного Алёшу, а я опять осталась одна. Впрочем, как всегда в своей непростой и запутанной судьбе.
  Алешка по-прежнему вспоминается 18-летним мальчиком, каким мы проводили его в армию, не зная, что провожаем своих ровесников на войну. Таким я в последний раз видела его прежнего. Таким он останется в моей памяти навсегда.

22.06.2015.16:47.

   Был ещё стих на эту тему: http://www.stihi.ru/2014/08/07/3243