Искусство, согревающее души

Самая Счастливая Эльфийка
Кто такой журналист? Само звучание этого слова у кого-то вызывает кривую, если не презрительную усмешку… И неудивительно – в современном мире тот, кто называет себя этим словом, зачастую готов преступить законы совести, чтобы в газете/на телевидении появился сенсационный репортаж – а людская боль, право на частную жизнь, душевное спокойствие человека – все это в погоне за информацией, увы, такой горе-журналист обойдет своим вниманием, что и приводит к отчаянной нехватке благородства как на печатных страницах, так и, увы, в душах людей.

 Быть может, дело в том, что люди отталкиваются от прямого значения слова-предка: этимология слова ‘журнал’ восходит к французскому ‘jour’ – ‘день’. Журналом ранее называлось ежедневное печатное издание. Отсюда, разумеется, и ‘журналист’, и ‘журналистика’. Однако я осмелюсь утверждать, что журналистика – гораздо больше, чем просто перечисление событий дня, событий, за которыми так охотятся некоторые корреспонденты, - не суть важно, в городе, стране или мире. Это очень творческая сфера человеческой деятельности, да – не побоюсь сказать, что искусство. Искусство, а вовсе не ремесло. Толковый словарь русского языка журналистику определяет так: ‘Литературно-публицистическая деятельность в газетах, журналах’. Вслушайтесь, пожалуйста: ‘литературно-публицистическая’!

Итак, оттолкнемся от того, что каждая статья – это своего рода сочинение на свободную или пусть даже на заранее заданную тему. Но со школьной скамьи мы твердо помним: в сочинении непременно должна наличествовать основная мысль! Много ли мудрых, глубоких мыслей можно найти сейчас в газетах? Ответ более чем очевиден… кто-то вовсе не читает газет, ограждая таким образом свою голову от потоков ненужной, скандальной, а порою просто бессмысленной информации. Будучи журналистом, я таких людей понимаю! Человеку, стремящемуся к чистоте помыслов и ведущему осознанную, вдумчивую жизнь, громоподобный шум вокруг телезвезд или светских вечеринок совершенно не интересен. А что же делать людям, которые еще не освободились от этих шумовых атак? Журналисты раз за разом погружают их сознание в мелкие поступки, споры о жилплощади и Бог весть что еще. Во что же рискует превратиться общество свободных личностей, если в статьях не будет глубокомыслия, а будет лишь перечисление фактов, пусть даже филигранно отточенным языком?..

Кто-то возразит мне – мол, иногда человеку нужно и развлечься, или отвлечься. Но что же хорошего в смаковании скандалов и излишнем любопытстве по отношению к другим? Какой отдых лучше: с ‘желтой’ газеткой на диване под бормотание телевизора – или погружение в мечты с любимой книгой и чашкой крепкого бергамотового чая с лимонными дольками?

А ведь такой отдых, радующий ум и сердце, может подарить и газета! Да, зачастую хочется взять какое-нибудь периодическое издание и завернуть в него мусор… Но ведь бывают и статьи, которые хочется аккуратно вырезать, вложить в файлик и время от времени перечитывать, чтобы легко и свободно вздыхала душа…

Когда я только-только начала заниматься журналистикой – чуть более десяти лет назад – то услышала слова, которые больно ранили меня: ‘Ты занимаешься делом, которое совершенно не имеет веса’. Я стала размышлять – так ли это – и пришла к выводу: коль скоро каждая статья – это сочинение, оно может кого-то порадовать. Если я пишу о концерте, выставке, творческой встрече или беру интервью у музыканта/художника/писателя – это возможность подарить людям тепло своей души и заинтересовать их чьим-то творчеством и личностью. А еще, быть может, кто-то, прочитав жизнеутверждающие строки в газете, передумает прыгать с крыши, и вместо этого пойдет на концерт. Мой старший друг, режиссер театра ‘Эльф’, Анатолий Петрович Горлашкин, говорил: ‘От моих спектаклей должно хотеться жить’. Этот принцип очень импонирует мне – и если человек улыбнулся или ободрился духом после прочтения моей статьи – значит, написана она не зря.

И коль скоро я упомянула о жизнеутверждении - еще одна составляющая каждой статьи – эмоциональный заряд, который она в себе несёт. Если вглядеться в лица людей на улице, то поначалу можно подумать, что конец света уже наступил: хмурые брови, холодно сжатые губы, а порою – и нередко – это лица даже не просто грустных, а глубоко страдающих людей. Человек с трудом, по будильнику, поднял себя утром, наскоро позавтракал, собрал детей в школу, побежал на работу, и в оперативном режиме ему постоянно приходится решать множество вопросов, отвлекающих от важных размышлений и высокой чистой радости душевной. И вот он берет газету… Что он найдет в ней? Финансовые махинации? Криминальную хронику? Лесть и подобострастие людей перед людьми? Какой же смысл читать такие газеты? Разве их можно назвать Литературой, к которой тянется душа?

У людей методично, безжалостно отбирают радость – вместо музыки шелеста листьев они слышат рычание моторов, вместо добрых, участливых слов – вскользь брошенные шаблонные фразы, а порою и колкости, вместо жизни в ладу с природой – человек помещен в огромный, искусственно созданный мир, и не приходится удивляться, что глубоко в душе он страдает и ищет счастья… Так почему бы журналисту не стать своего рода ‘лекарем души человеческой’? У журналиста есть великая возможность радовать других словом – подчеркну особо – радовать. Почему бы не стать глотком чистого воздуха среди дыма и чада новостей, новостей далеко не позитивных?

Однако журналист может даже больше! Переводчиков Пушкин назвал ‘почтовыми лошадьми прогресса’. Думаю, с полной уверенностью можно назвать ‘почтовыми лошадьми духовного прогресса’ журналистов. Я не случайно упомянула словосочетание ‘эмоциональный заряд’. ‘Заряд’, ‘зарядка’ – каждый, конечно, знает, что в организме больше энергии, когда утром сделаешь зарядку. Подвигаешься. Однако помимо движений тела – убеждена глубоко – непременно - для хорошего духовного и физического здоровья необходимы движения ума. Почему у переводчиков, у научных сотрудников не бывает склероза? Потому лишь, что всю жизнь они трудятся умственно. И, на мой взгляд, задача настоящего журналиста – не только порадовать человека, но и позвать его к размышлениям, чтобы человек переборол в себе лень и вместо того, чтобы пойти на очередной боевик в кино, пошел в оперу, в музей или на концерт. Или взял в руки книгу – не легкий бульварный роман, разумеется, а книгу глубокую, несущую знания.

Итак, статья, по моему разумению, должна заряжать не только эмоционально, но и умственно. Как этого добиться? Помнится, в университетских учебниках (училась в лингвистическом ВУЗе) я впервые нашла что-то вроде схемы газетной статьи – если выразить суть, то состоит она в следующем: первый абзац должен ‘поймать’ внимание читателя, а последующие – ответить на так называемые ‘Wh’-questions (специальные вопросы: ‘Когда’, ‘Кто?’, ‘Где?’ и т. д.) Иначе говоря, учебник рекомендовал излагать те самые пустые факты и обернуть их фантиком искусных формулировок. Но ведь это заведомый тупик и для журналиста, и для читателя. Человек создал определенную схему, систему написания статей, но рискну предположить, что выход (выход к журналистике осознанной и жизнеутверждающей) – это антисистема, в которой журналист пишет от души. Именно тогда газеты станет читать гораздо интереснее и радостнее. Журналисту очень важно уметь не идти ‘на поводу у публики’ (еще один завет А. П. Горлашкина), не писать статей конъюнктурных, заказных. Не марать своей чести и души. Говорить лишь о важном, не оскверняя пера и духа.

Что есть важное? Думаю, ответ прозрачен – важно то, что помогает человеку жить, преодолевать трудности, укреплять веру в себя, в Бога, в мечты, во все Прекрасное, что есть в мире. То, что согревает и поддерживает, возвышает духовно. Мне в который раз вспоминается встреча в честь 75-летия Олега Куваева. Говоря о литературе, писатель отмечал: ‘Мне кажется, проповедовать, что жить – плохо, что нет перспектив – это преступно. Ковырять болячку во имя самой болячки – это сумасшествие. Литература должна быть здоровой, должна быть просто хорошей’. Уверена, эти слова целиком и полностью справедливы и в отношении журналистики.

И вновь мне могут сделать замечание: мол, как Вы, не имея высшего образования журналиста, смеете рассуждать о том, какой должна быть журналистика? Позвольте, уважаемые мои собеседники, а как же Маяковский писал прекрасные, проникновенные стихи, ‘не зная ни хореев, ни ямбов’? И как сочиняет космически великую музыку японец Китаро, не зная нотной грамоты? Да, я самоучка. Но по статистике добрая половина журналистов профильного образования не имеет, однако это не мешает им писать хорошие статьи.

Мне хочется, чтобы в мире было больше любви, красоты и тепла. Чтобы люди собирались с семьями и друзьями и читали хорошие книги. Чтобы все были здоровы и счастливы. И, на мой взгляд, этому очень даже могут поспособствовать своим трудом журналисты. Как именно – я пояснила выше. Присоединяйтесь, коллеги, прошу…