Жизнь, как она есть... Мортеза Катузиан. Иран

Алина Алексеева-Маркезин
Мортеза Кутузиан.Автопортрет

       Сегодня хотелось бы познакомить вас с творчеством современного иранского художника Мортеза Катузиана.Он представитель современного реализма.Мы очень мало знаем о творчестве исламских художников,но работы этого мастера вам обязательно понравятся.
 
         Его картины дают нам возможность заглянуть в обыденную жизнь иранских простых людей.Он не приукрашивает,а только показывает ,как бы смотрит со стороны.Его портреты настолько реалистичны,что видно каждую морщинку на лице.Он перенесёт нас в мир детства,наверное такое было у каждого из нас.

   Мортеза Катузиан родился 3 июля 1943 года в Тегеране. Рисовал с детства, специального образования не получил, но в 17 лет стал зарабатывать себе на жизнь рисованием. В молодости увлекался спортом, в 1970 году стал первым обладателем чёрного пояса федерации карате Ирана, в настоящий момент - обладатель 7-го дана (федерации Исламской Республики Иран).

ХУДОЖНИК О СЕБЕ
             Я потерял отца, когда мне было семь лет. Мое воспитание было возложено на мою мать и моего старшего брата - девятнадцатилетнего студента второго курса юридического факультета.

           Я рисовал много. Почему? Я действительно не знаю. Может,у меня были способности...У меня не было ни учителя,ни необходимых принадлежностей для рисования ,но была поддержка семьи,и это очень меня вдохновляло.

       По сравнению с сегодняшними детьми, которые озабочены ТВ, и компьютерами,у меня было много свободного времени, и я обычно использовал его для живописи.Мои школьные учителя,увидев мои работы,все как один повторяли как будто заученную фразу:это не ты рисовал.

                В 1960 году я познакомился с графикой, точнее с рекламным искусством. Реклама давала возможность мне,студенту зарабатывать.Оборудование у меня было примитивное.

            Дизайн,печать находились тогда в зачаточном состоянии,использование фотографии не было распространено.Короче говоря,моя высокооплачиваемая работа оторвала меня от живописи и связала меня с графикой.Но живопись я не забросил .

             Я не был доволен тем, что происходит, и думал, что я трачу впустую посланный богом талант. Кроме того, ограниченных  амбиций рекламы было недостаточно, чтобы удовлетворить жажду творчества моей души..И это стало причиной моих депрессивных состояний.

         Кто-то спросил, как долго я работаю, и я ответил, что я рисую с детства, и я работаю, профессионально, на протяжении более 30 лет. Он снова спросил, стоит ли жертвовать свои лучшие годы жизни на создание нескольких картин , и я ответил, что у меня не было выбора.Это было необходимостью для меня

   Первая выставка его работ ("Африканские заморыши") была в 1974 году. К этому моменту он уже считался одним из авторитетнейших иранских графиков, в годы, предшествовавшие революции 1979 года, он в течение двух лет возглавлял союз художников.
             Выставки его обычно не страдали отсутствием посетителей - в 1979 году его экспозицию в Музее современного искусства посмотрели более 20 тыс. человек. В 2008 году удостоен премии ЮНЕСКО, в связи с 50-летием творческой деятельности и в связи с признанием его педагогических заслуг.
    Издано 4 альбома его работ и множество отдельных репродукций, особенно графики. Его работы выставлены в Музее современного искусства в Тегеране.

Галерею работ художника можно посмотреть по ссылке.http://maxpark.com/community/6782/content/3530907