История шестая. Отец

Галина Арнаутова
   
     Хочу дать ссылку на стихитворение моей дочери, Марии Арнаутовой "Спасибо Деду!" Мне очень нравится это стихотворение. Оно посвящено моему дорогому отцу Арнаутову Евгению Николаевичу.

http://www.stihi.ru/2014/05/09/4659

   В то военное время,когда матери трудились в тылу для фронта, отцы бились на войне с врагом. Но у меня в семье было иначе. Мой отец отбывал срок наказания ни за что, будучи без вины виноватым в гулаге г. Ухты Коми АССР.

    Папа был арестован 28-го августа 1938 года и осужден по политической статье 58 п.7п.11.

    Отец, Арнаутов Евгений Николаевич, родился 15 мая 1902 года в семье дворовых людей князей Львовых. Мать его была белошвейкой, портнихой, а отец - парикмахером. В семье было двое детей. Страший сын - Евгений Николаевич, и младшая сестра - Надежда Николавевна. Семья была дружная и очень трудолюбивая. У князей Львовых было несколько домов. Один - в Петербурге, другой - в Зигулде (Латвия). Были у них дома и за границей, в том числе и в Баден-Бадене. Они круглый год разъезжали по своим домам и всюду возили за собой прислугу. Так прошло детство моего отца.
Дети Арнаутовых, закончив гимназию, продолжили образование уже при советской власти. Дочь Надежда поступила в акушерский техникум, а сын Евгений - в Ленинградский Архитектурно-строительный институт, окончив который, работал на реставрации старых домов и на постройке новых (в частности, на улице Красных Конников), где и получил от государства трехкомнатную квартиру в собственных новосторойках. Позже он был командирован в г. Остров Псковской области для строительства военного городка и назначен начальником стройки. Здесь ему было предъявлено обвинение в организации группового вредительства, хотя, конечно ничего такого не было и быть не могло. Такое время было. Распрастраненная была статья... Сажали по оговору, по доносу, каждый на каждого строчил донос, чтоб раньше успеть посадить соседа или начальника, чем тот его посадит. Московские проекты приходили с некоторыми неточностями, это и использовали, чтобы подвести статью Уголовного Кодекса "Умышленное вредительство".
    Сначала отца приговорили к расстрелу. Потом заменили сроком 15 лет в лагерях строгого режима северной Коми АССР. Отец отбыл из камеры предварительного заключения в Крестах вместе с уголовниками - уркаганами, убийцами. Ехал с ними в одном товарном вагоне до Котласа. Многих политических урки убивали. На то и был расчет... Отец пользовался у уголовников большим уважение, судил их, они его слушали и защищали от своих же уголовных отморозков. В общем, он выжил в этой среде.  В Котласе их сняли с поезда и послали этапом, пешком до Ухты, где отец и отбывал срок. Только на последние два года срока его перевели в Воркуту в лагерь строгого режима для политических заключенных. Отсидел отец все 15 лет "от звонка до звонка", после чего еще имел на 5 лет поражение в правах, он не имел права появляться в столицах и обосновался на севере, в Воркуте, где были очень рады ему, как крупному специалисту в области строительства все его бывшие коллеги - заключенные. Весь период заключения отец активно, день и ночь работал на строительстве шахт как организатор работ, был просто не заменим. На зоне в Воркуте у него была своя сметная контора, он нанимал себе персонал из заключенных. А грамотных специалистов там было очень много, так что коллектив был сильный. Как освободились - продолжили вместе трудовую деятельность. Мама уехала сразу к отцу в Воркуту, как он освободился. Как жена декабриста прямо - в один день собралась, ничего из вещей с собой не взяла. Рванулась к мужу, ведь ждала его 15 лет... Начали жизнь с нуля, а ведь им было обоим уже под 50... Ничего, заработали себе квартиры, организовали быт. Я жила с родителями в Воркуте несколько лет и могу сказать, что жили они очень хорошо. Дружно, весело, очень достойно. Было много друзей - все люди очень грамотные, высокие во всех отношениях, хорошие специалисты. Мама продолжили работать акушеркой, она обожала свою работу. Отец сутками работал на своих объектах, часто за ним прислылали машину даже по ночам. Безотказный был специалист.
    Через пять лет после освобождения отец был полностью ребилитирован "за отсутсвием состава преступления". Но отец  остался работать до пенсии в Комбинате Воркутуголь в отделе капитального строительства (ОКС) главным инженером. Последние три года перед пенсией отец перевелся в Ухту (немного южнее, климат не такой суровый, как в Воркуте), где работал на должности главного инженера в Дирекции Строительных Предприятий. После выхода на пенсию в возрасте 67 лет уехал в Ленинград, где получил по реабилитации однокомнатную квартиру в Московском районе. Здесь они мирно жили с мамой до глубокой старости. У меня родилась дочь, у моей родной сестры Нины - две дочери. Все три внучки очень любили дедушку с бабушкой, мы часто встречались все вместе у них дома, и как это было прекрасно! Это была большая дружная семья.
     Отец умер в возрасте 84 лет от глубокой старости. Он ничем особенно не болел, но очень переживал, что у него в преклонном возрасте ослабло зрение. Он писал мемуары, но из-за слабого зрения не мог продолжать эту работу. Кое что записала в сего слов его внучка, моя дочь Мария Арнаутова. Надеюсь, мы сможем выложить здесь мемуары Евгения Николаевича Арнаутова. Там много страшных страниц, там есть такие вещи, в которые не хочется верить.
    Я не хотела здесь воспроизводить рассказ моего отца. Просто привела некоторые сведения о нем для моих внуков и правнуков. Надеюсь, это будет полезно и интересно им узнать.
   Мое детство пришлось на другое историческое время. В разные времена одни и те же события оцениваются совсем по-разному. В детсве меня дразнили, колотили, пинали благополучные дети, так как я была "дочь врага народа". И я стыдилась своего отца. Много лет понадобилось, чтобы переосознать его фигуру, действительно понять правильно факты его жизни. Сейчас я безумно горжусь своим отцом и очень его люблю и уважаю, хотя уже очень давно его нет с нами. Его поколение ушло. Уже и мое поколение уходит, остались еденицы пожилых людей. И я хочу сказать нашим потомкам: нельзя воспринимать жизнь слепо, надо учиться думать самостоятельно, понимать события правильно. И еще (это главный урок моего отца - Арнаутова Евгения Николаевича): надо обязательно быть специалистом в своем деле и надо работать так, чтобы всем людям - и близким и дальним - жилось лучше и справедливее.