Тридесятое царство. Эпизод 4-й

Владимир Воржев
Царь
И, что ж ты тут нагородил...
Опять чертил при лунном свете?

Иван
Весь день я поле боронил...
Свеча погасла, - я приметил
Неподалеку медный таз,
И приспособил его в раз
Как отражавшую поверхность!

Царь
Так, объясняй! Устал мой глаз,
И ум повергнут в неизвестность!

Иван (недоверчиво косясь на Фико)
Извольте видеть, государь,
Сие – сверхточная стрелялка...
Бьет наповал любую тварь,
Что вам, - любезный царь, не жалко.
У ней внутри – пружины сила,
Бойцом закрученная вспять...
А отпустить – разит на милю,
Что б мне свободы не видать!

Царь
Неужто вправду? Аж на милю!

Иван
Считал шаги, - как есть, отец!

Царь
А где ж твой, Ваня-простофиля,
Экс-пер-мен-таль-ный образец?
Ты не гляди, что я перцовку
Луплю с соленым огурцом...
Имею я и здесь сноровку,
Что б в грязь не вляпаться лицом!
Чего молчишь, как переросток,
Узревший девок в неглиже?
Тащи прибор и вешай простынь;
Во-он там, у речки, на меже!

Иван
Мой государь, тут есть заминка...
Кузнец, Данила...

Царь
Что, - запил?

Иван
Уже давно. Его мы с Нинкой
Поднять пытались... нету сил!
Ругался, злился и с похмелья
У нас чекушечку просил.
А как принесть не захотели, -
Так наковальней запустил.
Да ей чего, - она привычна!
Склонилась ловко и – жива...
А я успел в смятеньи личном
Лишь ноги унести едва...

Царь
Тебя я, Ваня, понимаю...
Но наковальня – это что!
На свадьбе деверя гуляя,
Он как-то запустил ядро...
Оно летело через площадь;
О колокольню ударясь,
Упало в «Фиговую рощу» -
Картину, что дарил мне князь...
Я б на сто первый километр
Его отправил, но – беда!
Нагрянут вороги с рассветом,
Без объявленья, - что тогда?
Эх, ладно! Надо в утешеньи
Призвать абстрактный аппарат,
Что б с ним Ванюшино творенье
С макушки разобрать до пят...
Давай, месье, кумекать вместе!
Тебе знаком такой прибор?
Скажу открыто и без лести:
Люблю ученый разговор!

Фико
Видал, видал... такое диво
В бою с британцами не раз...
Пехота строилась красиво,
Но лишь заслышав трубный глас,
И конский топот, и кирасов
Отчаянный, холодный звон, -
То разбегалась в одночасье
Встречая смерть со всех сторон...
Решенье, правда, интересно!
Но не ново, - увы, мой друг!
Вы лучше сделайте принцессе
Самовращающийся круг,
Что называется шарманка...
Царю – отрада, ей – досуг,
А вам – наличные на пьянку!

Иван
Мы к пьянкам вовсе не привычны...
И лишь по праздникам, порой,
Мы надираемся прилично,
Что б завтра, утренней порой,
Вершить у государя службу...
А коли вам не по нутру
Мой аппарат, - ругать не нужно
Натуру русскую мою,
«Плезир» срубая на корню!

Царь
А ну-ка, - всем угомониться!
Дуэлям, как и пьянству – бой!

Загляда
Хочу шарманку! Заграница –
Вот вечный повелитель мой!
Слепи, Ванюша, - ты же можешь,
А то тоска – хоть воем вой!
Ведь пушку к платью не приложишь,
На танцы не возьмешь с собой...

Царь
И вправду, Ваня, ты – к разрядке
Нам что-то сделай, - удиви:
Костюм, иль лайковы перчатки...
Страну с разрухи подними!
Займись каким-нибудь ты делом...
Вот, к Лукоморью поезжай!
Там стройка что-то ослабела...
Ты энергичный, так давай!
Иван
О Лукоморье я скажу вам...

Царь
Скажи... но помни, что как есть –
Не член ты аглицкого клуба!
И гнев царя, равно как месть,
Тебе будить довольно глупо!

Иван
Я понимаю... но господь
Тому свидетель – нет глупее
Затеи вашей: наш народ,
О светлом будущем радеет,
А вы у черта на рогах,
В горах убогой глухомани –
Дворец! И ведь не на дровах...
Один забор чугунной стали
Вам стоил злата полпуда!
А плитки каменной три воза
Ушли и вовсе в никуда...

Царь
Молчать, учёная заноза!
Сошлю в солдаты навсегда!
Да, что в солдаты... в Лукоморье
Тебе дорога – подь туды!
Когда бы с царского подворья
Умел бы ты вкушать плоды –
То цвел бы как лесная роза...
А так – готовый диссидент!
Бери чертеж, и с первым возом
Катись от седова, в момент!

Иван
Чертеж, хотя бы, оплатите!
Обидно ведь, - всю ночь не спал...

Царь
Эй, слуги, - Ваньку уберите!
Его в опалу я принял!