Иринино счастье

Галина Гостева
               
       Всякий раз, когда я встречаюсь с Ириной, я вспоминаю эту притчу о счастье. Кода Бог слепил человека из глины, то у него остался еще крошечный глиняный  кусочек. Бог, улыбаясь, спросил у человека: « Что тебе слепить из этого кусочка?» Человек задумался  на минуту и попросил: « Слепи мне, пожалуйста, счастье».

       Ничего не ответил человеку Бог. Он просто вложил ему в ладонь оставшийся кусочек глины и посоветовал: « Слепи свое счастье сам».

       С пятидесятипятилетней Ириной Лобаревой я знакома уже 2 года. Веселая. Очень общительная. Дружелюбная.  Низенького  росточку. Полноватая.

       Пышная прическа густых черных волнистых волос, словно корона, окаймляет ее  круглое  красивое лицо  с огромными карими глазами. Ирина всегда при макияже. Всегда модно одета, словно только что сошла  со страницы модного журнала.

       Я даже стеснялась  сначала  своего простоватого вида перед нею. Из-за аллергии мне пришлось отказаться от кремов, краски для волос, духов и туши для ресниц.
 
       По вечерам я люблю навещать Ирину. У нас с ней много общих интересов: кулинария, огородничество, садоводство, цветоводство, воспитание внуков.

       Кроме этого, я пишу акварелью  небольшие открытки - сувениры для друзей и родственников, а она оказалась просто гениальной мастерицей различных поделок.

       Ее крохотная комната на втором этаже многоэтажки заполнена,словно мастерская художника, многочисленными  коробками с различным материалом: соломкой, веточками, луковой шелухой, кореньями, сухими растениями, шишками,  бусинками, ковылем…

       Много еще чего  есть  у Ирины: картон, цветная бумага, пенопласт, поролон, лоскутки ткани, краски, кисточки, клей. Всего сразу и не перечислить!

      Из всего этого бросового материала она ,словно могущественный маг-чародей , ухитряется сотворить  настоящие шедевры : куклы, коллажи, аппликации, фигурки зверей , натюрморты, пейзажи.

      Она тратит  на это свою мизерную пенсию, время, энергию творчества с большой радостью и вдохновением,  а затем, не задумываясь,  раздаривает  свои  творения всем, кто попросит.

     Я не раз предлагала ей: « Ирина, давай, организуем выставку твоих поделок. Пусть люди  познакомятся с твоими работами, узнают о тебе». Но она только отмахивалась от меня , словно от осенней назойливой мухи: « Я же, как сапожник без сапог. У меня нет ни одной моей поделки».

       А я снова, как репей, прицеплялась к ней: « Давай, соберем все твои работы. Я уже договорилась  с  Библиотечно- музейным комплексом города об организации твоей персональной выставки». Она в ответ мне только ласково улыбалась, как несмышленышу-ребенку.

       Как же правы те, кто утверждает, что за Божий Дар человеку приходится  расплачиваться всей душой и всей своей жизнью. Чтобы реализовать эту Искру Божью, необходимо  быть  готовым  пожертвовать своим  беспечным существованием и покоем зачастую. Судьба Ирины с лихвой подтверждает эту истину.

        Со  дня ее рождения и до 8 класса она воспитывалась у бабушки. Ирине приходилось:  и гусей с утками пасти на берегу озера, и по дому прибираться, и еду готовить с четвертого класса. Бабушка торговала на рынке фруктами из своего сада. Ирина в обед  ей носила еду, а  затем работала в саду и в огороде.

       Денег в доме всегда не хватало. Ирина даже сейчас с содроганием вспоминает свой позор, когда в школе перед всем классом ей выдавали на вырост невзрачную одежду, пальто, обувь, да еще бабушка при этом заставляла ее высказывать слова благодарности школе, учителям и местной власти.

      « Я просто ненавидела ту одежду, но носила. Другой,  все равно, не было», -  с дрожью в  голосе призналась мне Ирина.

      « До сих пор я вспоминаю подарок бабушки – вельветовые тапочки. Как я их берегла! До школы шла босиком по пыли, затем мыла ноги в арыке перед  тем, как обуть тапочки», – лицо Ирины осветилось нежной улыбкой при этом воспоминании.
 
      Сначала она жила с бабушкой в Киргизии, позднее они переехали в Казахстан. Дедушка ее со старшим сыном погибли на войне. Бабушка жила с Ириной и двумя замужними дочерьми. Муж старшей дочери, профессиональный художник,вырезал фигурки из костей и рогов, превосходно рисовал, и она с неподдельным восхищением любовалась его творениями.

       Его друг, учитель рисования в школе, привлек Ирину к оформлению стенных газет. Ее по-настоящему увлекло это занятие.

       Маленькая, хрупкая, болезненная, и , одновременно, очень боевая, умница, непоседа, она быстро находила общий язык с мальчишками. Девчонки игнорировали ее: завидовали ее толстой косе до пояса, ее дружбе с хулиганами-мальчуганами, ее находчивости и уму.

      Ирина,  в отличие от других девчонок-пискушек, не  боялась  брать в руки  любую живность: пауков, червей, мышей, змей, лягушек. Мальчишки же и научили ее скакать на лошади.

       Ее никто не обижал, и она никого не обижала. Правда, двоюродные братья требовали с нее плату ( вишню, черешню из сада) за право покачаться на качелях.

       Идиллия закончилась, когда она училась в восьмом классе. Умерла бабушка,  и тетка удочерила ее, чтобы не расставаться с домом. Она невзлюбила Ирину. Постоянно попрекала ее куском хлеба и ругала за все .

       Однажды они с теткой пилили дрова. Тупая пила, словно гремучая змея, постоянно извивалась в руках Ирины. Тетка  материла ее на чем свет стоит.

        Со слезами на глазах  Ирина бросила пилу  и побежала  к  дому. Тетка  в  бешенстве метнула ей  в  спину полено.  Ирина  от боли потеряла сознание.  После этого у нее долго болела спина. Только через несколько лет она узнала о  трещине в позвоночнике.

       Жить с теткой стало невыносимо. Надо было думать, что делать и как жить дальше.

       « После восьмого класса я поступила в педагогическое училище на дошкольное
отделение. После окончания училища по комсомольской путевке уехала в Усть-Илимск.
Работала воспитателем в детском саду, руководителем кружков, воспитателем – оформителем.

        Замуж вышла в 24 года. Влад, отслужив в армии, тоже по комсомольской  путевке приехал туда. Высокий, красивый, темноволосый. Чуб волной. Он заметил  меня сразу на танцах. Пригласил на новогодний карнавал.

        Я сшила себе сногсшибательный яркий костюм цыганки и так зажигательно сплясала " Цыганочку" на вечере, что завоевала сразу несколько призов: за костюм, за номер и  " Приз зрительской симпатии".

        Сыграли скромную свадьбу. Получили от работы комнату.  Жить бы, да радоваться. Но характер у Влада оказался жестким: чтобы все было так, как он решит. Вечером приду домой с работы, а дом полон его друзей – все пьют,едят, веселятся. Влад уже спит.  Если выгоню  друзей – он недоволен. Останутся друзья – ревнует  меня к ним».

        Ирине горько вспоминать об этом, но и держать всю боль в себе, нет больше сил. Первый раз он ударил ее, когда она уже была беременной. Просил на коленях прощение, умолял. Она простила его.

        С каждым разом побои становились все изощреннее. У них уже было двое детей. И Ирина терпела: « Куда пойти? К кому? Сирота. Один раз я тетке пожаловалась, а она мне в ответ: «Терпи! Раз бьет, значит любит. Все так живут, только никому не рассказывают. Кому ты нужна с двумя детьми?!»  Вот  я и терпела из последних сил».

        Ирина и Влад – оба  оказались страстными людьми. Она страстно любила детей, украшала жизнь своими поделками, помогала другим людям.

        Он постоянно с такой же страстью пользовался ее добротой и терпением, обманывал ее, завидовал ее успехам, хотя и сам был отличным профессионалом в своем деле, пытался  унижениями  сломать ее характер, сделать полностью зависимой от него.

        Терпела Ирина, терпела и дотерпелась: он, то нос ей, то челюсть сломает;  то слух повредит; то так  пнет, что дыхание у нее перехватит.

        А какими только кличками он ее не награждал! Одна оскорбительнее другой. А, ведь, оскорбления – доводы   неправых. Издевательство над женщинами - показатель трусости и слабости мужчин. Если их вообще можно мужчинами называть.

       В душе у Ирины все засохло, словно пустыня образовалась. Мертвая душа стала:ни чувств, ни мыслей, ни эмоций. Даже на оскорбления перестала реагировать.

       Влад  это почувствовал сразу. Что толку мертвую собаку пинать?   Тогда он стал оскорблять  повзрослевших сыновей. Тут уж  взыграло ее материнское чувство,  и она подала на развод. Затем продала квартиру и переехала в другой город.

       Помаленьку стала приходить в себя, оживать, словно земля после зимней стужи под ласковым весенним солнышком. И оттаяла душа. Жизнь заиграла снова разноцветной радугой.

       Любимые сыновья и невестки рядом. Внуки пошли. Новые друзья появились. Радость и интерес к  жизни возвратились, будто заново на свет родилась.

       Прошедшую жизнь Ирина вспоминает, словно дурной сон: « И зачем я столько лет  терпела  побои и оскорбления?  На что надеялась – сама теперь не понимаю.

        Влад всем жалуется, что ему не повезло и со вторым браком. Жена алкоголичка оказалась. Теперь он через сыновей и внуков пытается снова вернуть меня к себе. А мне даже вспоминать о нем тяжко, сразу сердце колотится и в глазах темнеет».

          После Святой Пасхи Ирина прибежала ко мне поделиться великой радостью: « Галя, помнишь, я поделку пасхальных яиц  на блюде с салфетками делала  для моей внучки в детский сад?  Мою поделку вместе с другими на выставку отвозили. Сегодня мне позвонили и попросили, чтобы я пришла в детский сад.

          Прихожу. Меня встречают и ведут в актовый зал. Там уже полукругом стоят воспитатели и служители церкви. Играет музыка. Все хлопают в ладоши. Я совсем
растерялась. Оказывается, это они меня приветствуют.

         Дыхание у меня перехватило, на глаза слезы навернулись. Меня благодарят за мою поделку и вручают мне поздравительную открытку от настоятеля Свято- Введенского храма нашего города священника Николая. И еще дарят мне книгу   "Пасхальная весть» Кирилла, Патриарха Московского  и всея Руси».

        «  А, что это такое большое и красочное у тебя в руке? Дай посмотреть», - попросила я ее.

         Ирина протянула мне Пасхальное Послание Главы  Красноярской митрополии Высокопреосвященнейшего  Пантелеимона,  Митрополита Красноярского и Ачинского
Клиру монашествующим, мирянам и всей  богохранимой  пастве  Красноярского края. 2015г.»

         Я прочла Послание и выразила Ирине свое искреннее восхищение: « Ира! Какая ты счастливая! Все теперь в  твоей судьбе пойдет  по  - другому.  Ты всей своей жизнью, своим творчеством, своей добротой и щедростью выстрадала свое  счастье. Ты сама его вылепила для себя.  Наслаждайся счастьем и поделись с другими».