Хроники учёного кота

Алла Коркина
                А.Коркина, Д.Николаев

(по мотивам сказок Александра Пушкина)

Пролог

Как-то Александр Сергеевич, молодой и весёлый, во фраке и в цилиндре, с тросточ-кой, «как денди лондонский одет», каким его знают и любят все дети,  гулял в своём по-местье Михайловское, забрёл в поля, шёл да шёл, да и… попал в Лукоморье. Давно он здесь не был, а день был такой летний, погожий и Пушкин сразу стал читать про себя:

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью, кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

И тут, то ли ему показалось, то ли в самом деле, он увидел Кота учёного на золотой цепи, в очках, сытого такого, аж чёрная шёрстка лоснится. Взял Кот гусли и запел весё-лую песенку, игривую, плясовую: “Ах, вы сени мои, сени…”.  И в пляс пустился… И так уж получилось, что Пушкин видел и слышал Кота, но Кот не видел и не слышал поэта – он был в другом измерении – в сказке.
Словно бы услышав поэта, Кот остановился, принял важный вид чтеца и продол-жил:

Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Кот остановился и чихнул…

И скороговоркой закончил:

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит,
Там ступа с бабою ягой
Идёт, бредёт сама собой.
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух… Там Русью пахнет!

Но тут Кот поменял свой торжественный тон и зевнул, чем несказанно удивил Алек-сандра Сергеевича.
– Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… – добавил хитрец.
– Как мастерски Кот рассказывает сказки! Молодец! – восхитился поэт.
А Кот со скукой в голосе продолжил:
– Да, двести лет я хожу вокруг этого дуба. Избран Президентом Академии чудес Лу-коморья, докторскую диссертацию защитил по сказкам А.С. Пушкина, магистром ис-кусств стал…
Пушкин, слушая этот монолог Кота, удивился:
– Ух, каков молодец! Давненько я в Лукоморье не заглядывал… сколько перемен…
Кот снял с шеи гусли и самодовольно продолжил:
– Достиг всего, мне бы теперь самому знаменитым писателем стать! Но нужны но-вые, смелые идеи. Леший говорит, что даже в лесу Чудо-юдо завелось, а у меня никаких перемен. А не поймать ли мне Золотую рыбку и не попросить ли мне у рыбки цепь под-линнее, гусли позвончее? Эти-то совсем старые стали, дребезжат…
Пушкин забеспокоился:
– Что за новости? Золотую рыбку ему подавай! 
Кот махнул лапой:
– Да и стал бы я на новых гуслях старые песни петь. – Тут морда его оживилась, он всё больше стал увлекаться своей идеей. – Нет! Попрошу-ка я Золотую рыбку, чтобы сде-лала меня знаменитым сочинителем сказок, выше самого Александра Сергеевича Пушки-на.
Пушкин даже за голову схватился:
– Эко, куда хватил! Выше Пушкина! Чего доброго он рыбку и съест. Они коты, та-кие… Видимо эта идея пришла в голову и учёному Коту:
– Мяу! Да она, наверное, и вкусная. Хоть и золотая…. Но эти мысли не для учёного кота, а для простого, подзаборного.
Пушкин рассмеялся:
– Слава Богу! Хоть это он понимает. Ну и хитрец! Я его создал, чтобы он мои сказки детям рассказывал, а он что? Сам хочет сказки сочинять. Да если бы сам! А то, Золотую рыбку надумал заставить сделать его сказочником!
Кот на минуту задумался и тут же деловито проговорил:
– Надо выработать план действий. Он достал из дупла в дубе большую книгу «Сказ-ки А.С.Пушкина» и стал листать. – Ну-ка, откроем «Сказку о рыбаке и рыбке», что там пишет бессмертный наш поэт по этой проблеме?
Пушкин сокрушённо вздохнул:
– Вот и учи грамоте на свою голову!
Но Кот поэта не слышит и ещё деловитее листает книгу:
– Да, хорошо бы попросить Золотую рыбку дать мне талант сочинителя. Да, что я всё о сказках, да о сказках! Ведь в жизни так много увлекательного! Ещё лучше – заведу-ка я аквариум и пущу туда Золотую рыбку: она мне какие хошь желания будет исполнять! Мя-у!
Пушкин был потрясён:
– Ну и хват! Сначала цепь хотел подлиннее, гусли позвончее, потом сочинителем стать выше, – поэт фыркнул, – самого Пушкина, а теперь ещё Золотую рыбку в аквариум посадить… Ничему пример Старухи, которая осталась из-за своей жадности у разбитого корыта, не научил нашего усатого мыслителя с учёной степенью.
В это время, Кот не слыша поэта, продолжал листать книгу. Пушкин язвительно:
– Читай, читай! Вот неожиданность! Думал старого приятеля навестить, а он…совсем зазнался!
Кот сказал с деловитой задумчивостью:
– Где тут «Сказка о рыбаке и рыбке»? Ага, вот она!
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу...  Ну и что тут гениального? Всё так просто. Я и получше могу сюжетец закрутить. Мя-у!
Пушкин не удержался, чтобы не ответить с весёлым возмущением: «Ну и нахал!»
А Кот уверенно продолжил:

В третий раз закинул он невод,–
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – Золотою.

Так всё просто… закинул три раза невод и попалась ему эта глупая рыбка. И что?
Как взмолилась Золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
дорогой за себя дам откуп:
откуплюсь, чем только пожелаешь».

– Ба! А старик-то – простофиля!
На что поэт обиженно сказал:
– Уж не глупее тебя, братец! Возомнил себя этаким умником.
Но Кот не слышал поэта и стремился к своей цели: 
– Значит, надо попасть в эту сказку и заставить этого дуралея выловить рыбку, а там посмотрим! Как же перенестись туда? Думай, Кот, думай! Как там у поэта? Через моря, через леса колдун… несёт… О! Мяу! Придумал! Ухвачу колдуна за бороду, и он меня быстро доставит куда надо.
Пушкин покачал головой:
– Ловок, шельма! Так он мне все сказки перепутает. Что же делать? Ума не приложу. А из сказки и слова не выкинешь, не то, что героя. Хитёр! Хитёр Кот! И вот незадача – я даже сказать ему ничего не могу – не услышит. Он ведь в сказке.  Но где же ты, плут, возьмёшь этого Колдуна?
И, словно отвечая на вопросы поэта, Кот сказал:
– Так, где колдун? Хм… кажется в поэме несравненного Пушкина «Руслан и Людмила». – Он стал листать книжку. – Ага! Вот!

Узнай, Руслан, твой оскорбитель
Волшебник страшный, Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Ещё ничей в его обитель
Не проникал доныне взор…

Он-то мне и нужен. Главное – он умеет летать из сказки в сказку. Надо хорошо изу-чить эту сказочную поэму. Вперед к «Руслану и Людмиле»!
Пушкин пытался остановить Кота:
– Опомнись, дружище, ведь Черномор – опасный колдун! Нет, не слышит…

Глава 1. Ярмарка

А Кот тем временем снял с себя цепь, оставил гусли и потопал на ярмарку – запас-тись пропитанием на дорогу.
У входа на ярмарку один разносчик кричал:
– Ай да квас! С медком, с ледком, с винной брагою! Всех порадую!
– Ай да мяч! Что круглый калач! Прыгает, скачет, упадет - не плачет! – кричал дру-гой.
А толстая тётушка своё предлагала:
– Кому пирожки? Кому бублики? Подходи, кто смел, из публики! С пылу, с жару –гривенник за пару!
На ярмарке было шумно и весело. В балагане Петрушка корчил рожи, невдалеке медведь на цепи плясал – весело стало и Коту. Он купил связку бубликов и надел на шею – приготовился к путешествию.
А навстречу ему Балда, среди рядов идёт, сам не зная куда. Высокий, румяный, кудри русые вьются из-под шапки, глаза голубые, искрятся весельем, за поясом – нож да плошка, да нос картошкой. Одет в рубаху шелковую красную, порты синие, холщёвые, на ногах сапожки. Справный такой. Идёт, работу ищет. И песенку задорную поёт:

Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу мою хорошую
Всем людям напоказ.

Кот обрадовался:
– Вот так встреча! Никак Балда! Мне такой и нужен работник!
– Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелчка по лбу, есть же мне давай варёную полбу. – Балда отвечает ему весело. Кот небрежно отмахнул-ся:
– Знаю, знаю. «Сказка о попе и работнике его Балде».
Балда улыбнулся так, что рот до ушей, хоть завязочки пришей:
– Только вспомни, как народ говорит: бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходь-бе.
– Ерунда, три щелчка! И делов-то!
Кот не испугался, подумал, ведь он, учёный Кот, поумнее того попа из сказки.
А Балда ещё веселее запел свои нескладухи:

На болоте, на снегу
укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
умирает со смеху!

А Кот замурлыкал про себя:
– Знаю я средство, как отвести от себя такое бедство: закажу Балде службу, чтоб ста-ло ему невмочь, а потребую, чтоб исполнил точь-в-точь. И лоб от расплаты избавлю, и Балду без оплаты отправлю…  Мя-у! 
– Так, вот, любезный Балда, – обратился он к своему новому работнику, – служба у меня будет лёгкая… Ты только Черномора за бороду ухвати, шапку-невидимку добудь, да Золотую рыбку излови…
А Балде всё нипочём:
– И всего делов-то? Уж потешу, хозяин!
Кот обрадовался его простоте:
– Службишка у меня лёгкая, а угощенье славное – чего душа пожелает… У Черномо-ра. 
– Кто таков? – беспечно спросил Балда.
– Ты, что, сказки нашего великого поэта Александра Пушкина не читал? – удивился учёный Кот.
Балда ответил не задумываясь:
– Не, не читал. Я неграмотный. У меня вместо ученья есть уменье.
Кот важно покачал головой:
– А я вот, Кот учёный, все сказки изучил, всякую премудрость превзошёл, доктор-скую защитил…
Балда усмехнулся в ответ:
– Посмотрим, много ли толку от учёности. Так кто таков этот Черномор? Не слыхи-вал о таком.
Кот ответил уклончиво:
– Вполне приличный… человек… владелец замка… весьма гостеприимен…
– Да зачем он нам нужен?
Кот ещё уклончивее:
– У него имеются всякие чудесные вещи, борода, шапка-невидимка. А вот скажи-ка, Балда, будешь ли ты меня слушаться всегда? Я ведь в науках тебя превзошёл. 
– Да уж верно, хозяин, учёный водит, а неучёный следом ходит. А только докажи-ка ты свою учёность.
Кот задумался на минутку:
– Что ж, а отгадай-ка, Балда, мои загадки!
– А потом ты, хозяин, мои отгадаешь...
Кот неохотно согласился:
– Идёт! Слушай: По сеням ходит, а в избу нейдёт.
Балда тут же нашёлся:
– Да ведь это…дверь!
Коту не очень понравилась такая находчивость нового слуги, да что поделаешь:
– Красненький петушок по улице бежит…
– Пожар!– завопил Балда.
Кот недовольно: – Чего ты кричишь? У меня уже и загадок не осталось! Откуда ты все отгадки знаешь?
Балда хлопнул себя по коленке:
– У меня матушка столько загадок знает, что и за сто лет не отгадаешь. Вот теперь ты, хозяин, матушкины загадки отгадай. Первая: чёрный конь скачет в огонь.
Кот небрежно отмахнулся хвостом: 
– Ну, это так простонародно, не по-нашему, не по-учёному.
– Вот и не знаешь. Кочерга это. Или вот: идёт в баню чёрен, а выходит красен.
Кот ответил пренебрежительно:
– Да это рак!
– Правильно, хозяин.
– Ну, хватит тебе. Я – Кот учёный, лапы у меня мягкие, идти нам далеко, неси меня, Балда.
– Ладно, хозяин, понесу. Садись на закорки.
Кот высокомерно заявил:
– Какие у тебя присказки глупые… Одно слово – Балда.
Но Балда взял Кота на закорки и весело пошёл…

Глава 2. Замок, полный тайн

Они шли и шли, пока не увидели вдали замок Черномора. Кот открыл свою книгу на нужной странице:

Уж утро хладное сияло
На темени полнощных гор,
Но в дивном замке всё молчало.
В досаде скрытой Черномор
Без шапки, в утреннем халате,
Зевал сердито на кровати…

Людмила сидела в саду и мечтала о Руслане.
Вдруг в саду замка Черномора появились Кот и Балда, они увидели, как за столом сидит, скучая, прекрасная княжна. Людмила, увидев таких неожиданных гостей, испуга-лась:
– Ах! Кто это?
Но Кот учтиво поспешил её успокоить:
– Мяу! Сударыня, разрешите представиться – Кот учёный. Магистр сказочных наук, Президент Академии Чудес Лукоморья. А это работник мой – Балда.
– А я Людмила – пленница Черномора, – вздохнула красавица, – супруга витязя Рус-лана. Черномор похитил меня в первую брачную ночь. И я не знаю, где мой милый суп-руг... Но как вы сюда попали? И зачем вы здесь? Тут царство злого волшебника.
– А ты говорил, что у гостеприимного хозяина… – напомнил Коту Балда.
Но Кот сделал вид, что не слышал реплики Балды. Он заметил на столе шапку-невидимку Черномора:
– Вот Черномор-то нам и нужен!
Людмила удивилась:
– Карла?
Кот начал издалека:
– Видите ли, проходя мимо замка, мы с Балдой увидели, что его ждёт для поединка славный витязь Руслан. И вот мне подумалось, что вашему супругу очень бы пригоди-лась бы вот эта шапка-невидимка. Мы только что видели, как вы прятались от ваших стражей с помощью этой милой шапочки…  Мя-у…
Людмила тут же с готовностью протянула ему шапку:
– Вот она! Я буду рада помочь моему милому супругу. Ах, Руслан! Милый Руслан! Как я жду встречи…
Кот круто обернулся к Балде и по-командирски распорядился:
– Теперь пошли к карле!
Людмила напутствовала их:
– Будьте осторожны, карла такой коварный…
Балда её успокоил:
– Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
– Не ставь, Балда, недруга овцой, а ставь волком – говорит народная мудрость! – Укоротил его Кот.
Но Балда оставался, как всегда беспечным:
– Ничего! Коли у поля встал, так бей наповал!
– Не вся сила в кулаке, ещё и голова должна быть.
И они шустро отправились в покои Черномора, которые оказались пусты. Хитро прищурившись, Кот сказал своему работнику:
– Вот где пригодится шапка-невидимка: всех вижу, а меня никто. Красота.
– А как же я? – оторопело спросил Балда.
– Ты Черномору зубы заговаривай, выспроси, что и как, да что он знает. А я подбе-русь к нему и схвачу его за бороду. А как схвачу, тут и ты мне в помощь, – Кот шустро надел шапку-невидимку и стал невидимым.
И вовремя. Появился Черномор и сразу грозно спрашивает Балду:
– Кто таков? Откуда взялся?
Балда ответил ему храбро:
– Откуда бы ни взялся, а ни перед кем не растерялся. А ты кто таков будешь?
Колдун важно ответил:
– Я – Черномор.
Балда удивился:
– Ты – Черномор?  От горшка два вершка. Велика птица, да с блохой рядится… Тебя-то мне и надобно.
Черномор коварно усмехнулся:
– Что за храбрец? Для какой такой надобности?
Балда ответствовал беспечно:
– Да слышал я – ты большой мастер загадки разгадывать, любую разгадать можешь.
Черномор надменно ответил:
– Смешно и слушать: таких и загадок нет, которые бы я не разгадал.
Балда тут же нашёлся:
– Слушай, Черномор, я тоже большой охотник до всяких загадок, да и хозяина себе ищу. Давай так: кто больше загадок разгадает, тому и служить будут.
Черномор расхохотался:
– Ну, уж я тебе точно слугой не буду! Да и для какой такой корысти ты мне? Для ка-кой службы?
– Руки у меня крепкие да умелые. Что хошь исполню!
– Ладно. Так ты говоришь, что ты – Балда? Давай, загадывай!
– Чёрненькая, маленькая в платье вскочила, царя разбудила…
Черномор задумался, но ничего в голову не приходило, поэтому он и стал на Балду ругаться:
– Ты, дурак, и загадки у тебя дурацкие! Не знаю, и знать не хочу!
Балда примирительно:
– Да блоха это. Или еще вот эту отгадай: сивую бурёнушку и дома не любят, и на ба-заре не купят…
Черномор опять не знает, опять гневается:
– Да откуда ты взялся на мою голову!
Балда укоризненно и говорит:
– А всякий ребёнок знает, что это мышь. Или вот: весь мир одевает, а сама нагишом.
Черномор радостно закричал:
– Знаю! Знаю! Игла! А вот ты мои загадки отгадай, если храбрец такой нашелся, а то колдунью Наину позову, она тебя живо в сухое дерево превратит.
– Не пужай, загадывай, – отозвался Балда.
Черномор встал в позу и сказал:
– Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
Тут Кот и подскажи: «Молоко!».  А Балда отмахнулся от подсказки: «Речка!».
Черномор оглянулся на голос, но Кота не увидел:
– С кем это ты говоришь?
– Да так, – небрежно ответил Балда, – один котишка-мурлышка…
Черномор увлёкся загадками:
– Отгадывай, но без подсказки. Летит птица, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьётся, никто от неё не увернётся… 
Балда подхватил на лету: 
– И стрелой зовётся!
Черномор неохотно признал:
– Ладно, твоя взяла. А вот загадки не для простого Ванятки – философские! Что все-го на свете мягче?
Балда протянул: – Ну и философские…  А как поработаешь, да на руку ляжешь, да уснёшь сном богатырским, так и нет руки мягче.
Черномор признал с удивлением:
– Смотри-ка, Балда, а угадал!
Черномор почти сдался:
– Ладно. Когда дурак умён бывает?
Балда весело так ответствует: 
– Да завсегда!
– Вот и не угадал. Когда молчит, дубина. – Черномор радостно в ладоши захлопал.
Балда сокрушенно ответил:
– Это уж как говорится: ваши вороны кверху пупом летят, а наши дураки, задрав го-лову, глядят!
Черномор оживился, победа его явно обрадовала:
– Только, извини, у меня свои заботы. Слышишь, звучит рог? Это Руслан меня на по-единок вызывает.
Черномор ушёл, а Балда сказал с упрёком Коту:
– Чего же ты, хозяин, за бороду Черномора не схватил?
Кот с досадой ответил:
– Да загадками увлёкся!

Глава 3. Поединок

Кот с Балдой помчались следом за Черномором прочь из сада и увидели, как на поле перед замком сражались Руслан и Черномор…

Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает:
Руслан её не выпускает
И щиплет волосы порой…

Руслан дерзко говорит Черномору:
– Веди, злодей, меня к Людмиле.
Черномор сопротивляясь, отчаянно верещит:
– Отпусти бороду.
Руслан замахнулся мечом и случайно сбил шапку-невидимку с Кота и от неожидан-ности выпустил бороду карлы. Но Балда успел ухватиться за неё, а Кот ловко подхватил с земли шапку-невидимку, накинул на колдуна связку бубликов, вскарабкался ему на спину. Черномор ничего не понимая, пытался освободиться:
– Кто там держится за мою бороду? Князь Руслан? Это ты, легендарный богатырь? Ладно, отнесу я тебя к твоей Людмиле. Твоя взяла …
Но Кот заявил торжествующе:
– Ещё чего! Нужна мне твоя Людмила! Это я – Кот учёный. Неси меня в «Сказку о рыбаке и рыбке», пусть и Золотая рыбка теперь мне послужит.
Черномор понял, что это не князь Руслан и сразу осмелел:
– И не подумаю! Ты мне не указ! А эта Золотая рыбка – опасная штучка! Ещё пре-вратит меня в морского ежа или в медузу. Нет, уж, спасибо и вообще – брысь!
Кот злорадно ответил:
– А вот вырву у тебя бороду, и кончится твоё волшебство! Ты забыл, что я – Кот учё-ный, меня сам Александр Пушкин создал, Академия Чудес Лукоморья своим президен-том выбрала. Я двести лет сказки детям рассказываю. Меня все дети знают и любят. Вез-де, даже в Африке!
Но Черномор в бешенстве прорычал:
– Да мне-то что от твоей славы, что ты ко мне привязался!
Тут и Балда своё слово вставил:
– Я тебе говорил, что руки у меня крепкие. Так, что не вырвешься… Да ты и загадок не отгадал, вот теперь и послужи. Уговор дороже денег.
Черномор аж бородой затряс:
– Стану я ещё какому-то дураку служить.
Но, как ни сопротивлялся колдун, а Балда его крепко за бороду ухватил. И пришлось ему лететь с Котом и Балдой, а вслед услышать крик Руслана:
– Улетели! Улетели! Как я теперь найду свою Людмилу?
А в ответ голос Людмилы:
– Я здесь, милый Руслан!
Черномор тоже в отчаяньи закричал:
– Наина! Наина!
Но услышала ли его колдунья – неизвестно…

Глава 4. Приключения Кота в Сказочной стране

В это время Пушкин шёл по Лукоморью и раздумывал:
– Кот-то в силу вошёл. И работника отыскал, да какого: шустрого да делового. Хоть и зовут его за простоту души Балдой! Совсем Кот от рук отбился. Надо бы его как-то об-разумить. Задал задачку, шельмец. Кого бы позвать на помощь?
Пушкин сокрушённо вздохнул и тут вспомнил о храбром князе Гвидоне и о царевне Лебедь.
– Вот кто мне нужен – князь Гвидон и царевна Лебедь. Я знаю – они давно пожени-лись и правят своим чудесным островом. Зайду-ка я в «Сказку о царе Салтане». И вышел он к дворцу князя Гвидона. А тут появился и сам князь Гвидон, с ним толстушка Лебедь с кучей детей. Пушкин никак не ожидал увидеть целое семейство:
– Ба! Да у вас столько детей! 
Князь Гвидон, седовласый и почтенный, смущённо ответил:
– Да ведь двести лет прошло, великий наш поэт.
Но Пушкин сказал с сожалением:
– Ах, царевна Лебедь стала такой толстушкой, она уже и не летает, наверно?
Лебедь ответила гордо:
– Но зато летает моя младшая дочь Лебёдушка. Полетай-ка, доченька. Она у меня волшебница первой ступени посвящения.
Тут и князь Гвидон сказал своё слово: 
– А наш старший сын – храбрый витязь, он готов к подвигам. Гвидон-младший на рыцарском турнире победил Соловья-разбойника.
Пушкин восхищённо посмотрел на юного рыцаря:
– Ну и чудеса!
Гвидон-младший охотно выступил вперёд и натянул свой тугой лук, а князь Гвидон вежливо сказал поэту:
– Мы слушаем вас, наш замечательный сказочник…
Пушкин поделился с друзьями своей незадачей:
– Да вот, Кот, негодник, совсем зазнался. Самочинно учредил Академию Чудес Лу-коморья, назначил себя её Президентом, а теперь решил поймать и Золотую рыбку, чтобы сказки за него писала...
Желаний у него накопилось миллион, видишь ли. Скучает.  Сказки, видишь ли, ре-шил исправлять… Новенького ему, понимаешь ли, хочется… Понимаю, что скучает: с русалкой не поговоришь. Леший всё где-то бродит…  Баба-Яга с утра до ночи куда-то летает в своей ступе.  Но всё-таки…  Как можно!  Золотая рыбка!..  Да на этой сказке было воспитано самым лучшим образом несколько поколений детей.
И помощника себе нашёл, мастера на все руки – Балду!
Князь опечалился:
– Да, вы правы, великий наш поэт. Так все сказки перепутаются. Гвидон-младший, отправляйся в путь.
Тут и Лебёдушка вперёд выступила:
– И я с братцем. Я ведь тоже уже умею летать…
Пушкин сказал растроганно:
– Спасибо, друзья!

***               
Пушкин вышел из «Сказки о царе Салтане» и думал уже, что всё кончится хорошо, но прошёл год, а Кот, проказник, куда-то запропастился. О нём ни слуху, ни духу… Да и жив ли он? Ведь Черномор такой коварный. И от Балды нет вестей, и Гвидон-младший с Лебёдушкой пропали. Где они все? В какой сказке?
И Пушкин решил отправиться в «Сказку о царевне и семи богатырях», ведь там есть волшебное зеркальце, может быть, оно подскажет, где теперь наши герои? Вошёл в сказ-ку и сразу увидел, что злая Царица снова сидит перед зеркальцем:

… Здравствуй, зеркальце! Скажи
да всю правду доложи:
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее?
А ей зеркальце в ответ:
– Ты прекрасна, спору нет,
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей…
– Ах, ты мерзкое стекло!

И снова Царица в гневе хотела разбить зеркальце. Замахнулась на него своей щёткой для волос и вдруг вскрикнула, увидев в нём нечто совсем неожиданное:
– Что это ещё за диво?
Обиженное на неё зеркальце в ответ огрызнулось:
– Показываю, что меня Александр Пушкин попросил. 
Царица ещё больше удивилась:
– Да что это? Черномор, друг мой, несёт Кота и ещё какого-то простофилю…
И тут она услышала, как Кот кричит с отчаянием:
– Целый год ты нас таскаешь из сказки в сказку, Черномор. Мы уже все бублики съе-ли. Всю живую воду выпили. У меня уже усы обвисли…
Балда простонал:
– Ох, хозяин, что бублики? Пока он нас по поднебесью таскал, я сапог один потерял!
Кот озлобленно на него прикрикнул:
– Опять ты о сапоге талдычишь. Там, может, уже кто-то мою Золотую рыбку поймал, и она ему все желания исполняет… 
Балда возмутился:
– И далась тебе, хозяин, эта Золотая рыбка, сроду о такой не слыхивал.
Кот одёрнул Балду:
– Молчи, Балда, коль ничего не понимаешь. Золотая рыбка даже из тебя умника сде-лает. А ну-ка, дерни Черномора за бороду! Сколько раз ему говорил: «Отнеси нас в «Сказку о рыбаке и рыбке»!
Черномор ехидно отозвался:
– Куда хочу, туда и лечу!.
Кот за время приключений потерял свои очки и свою важную осанку, похудел, глаза сверкали дико, как у фанатика одной идеи. Да и Балда тоже выглядел не лучше: где его молодецкий вид? Рубаха драная, оброс бородой, и сапог потерял, летая из сказки в сказку. Да, жалкое зрелище!
Царица ошеломлённо вскрикнула:
– А это ещё кто? Наина летит за ними. Наина! Подруга!
Наина, в образе Крылатого Змия, кричала Черномору:
– Держись, Черномор! Я спешу на помощь! Наконец-то я вас нашла!
Царица всплеснула руками:
– Такого я ещё не видала: Черномор у кого-то на службе. Ну, и времена! И куда же они все летят?!


***
А в это время на площади шумела ярмарка, торговали ватрушками, кренделями, сбитнем, медовухой, гремел балаган, звучала весёлая музыка. Посреди площади Шама-ханская царица танцевала восточный танец «семи шарфов» и на неё восторженно смотрел царь Додон.

… Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь, как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
– А, здорово, мой отец.
Как живешь? Ещё что скажешь?
Встань поближе. Что прикажешь?
– Царь! Ты был всегда мудрец,
Разочтёмся, наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещал ты мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари же мне девицу
Шамаханскую царицу…

В это время, пока препирались Додон и Мудрец, появился Черномор, за бороду кото-рого держались Кот и Балда. Кот кричал отчаянно Балде:
– Держи его, крепче держи, Балда!
Балда натужно ответил:
– Держу, держу, хозяин!
Но тут их настигла сама Наина в образе Крылатого Змия:
– О, наконец-то догнала вас. Что за простофиля вцепился в твою бороду, Черномор?
Тот злобно простонал:
– Да это Балда, летит, сам не знает куда. И Кот-обормот, за учёного себя выдаёт. Ка-кие-то самозванцы из городу, навязались на мою бороду!
– Сейчас я Балде голую пятку-то подпалю,– зашипела злорадно Наина, выпустив из ноздрей огонь с дымом.
– Ой, ой! – Закричал,  что есть мочи Балда и, выпустив бороду Черномора, полетел вниз вверх тормашками.
– Балда! Балда! Перетёрлась верёвка от бубликов,– вслед ему завопил Кот.
Черномор радостно гаркнул: «Брысь!»  И сбросил Кота на землю прямо на царя До-дона так, что получилась общая свалка из его придворных. Черномор со злорадным хохо-том взмыл с Наиной ввысь. А Балда, прыгая на одной ноге в сапоге, пытался их догнать, да где там!
Кот, очухавшись после падения, закричал царю Додону:
– Царь-батюшка, что это за сказка? Куда мы попали?
Балда мрачно проворчал:

– На ярмарку опять вернулись! Плутали, плутали, да в ту же яму и попали!
– Какая ещё ярмарка? – не отставал Кот.
Но царь Додон, не обращая внимания на Кота, продолжал препираться с Мудрецом:

– Знай, скопец: так лих же: нет!
Ничего ты не получишь,
Сам себя ты, грешный, мучишь,
Убирайся, цел пока,
Оттащите старика!
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить,
Царь хватил его жезлом
По лбу, тот упал ничком,
Да и дух вон – вся столица
Содрогнулась, а девица
Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

А Кот всё тревожился:
– Царь-батюшка, что за город? Что за страна? Что за сказка? Ничего не понимаю.
Царь ответил раздраженно:
– Да отстань ты. Тут и без тебя не разобраться…

… И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И Царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Додон –
Охнул раз, – и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывала...

Кот хлопнул себя по лбу:
– Это же «Сказка о Золотом петушке», вот куда нас Черномор занёс. Как теперь по-пасть в «Сказку о рыбаке и рыбке»?
Но тут сквозь толпу навстречу Коту и Балде пробрались Гвидон-младший и Лебё-душка.
Гвидон-младший за лапу его схватил и вежливо сказал:
– Многоуважаемый сударь Кот учёный, соблаговолите вернуться в Лукоморье, неко-му стало детям сказки рассказывать, баллады под гусли петь, да и Александр Сергеевич Пушкин гневаются!
Но Кот лапу свою вырвал и задиристо ответил:
– Чего я там не видал? В вашем захолустном Лукоморье? Я там двести лет сказки рассказывал. Надоело. Скукота. Вот, наберусь новых впечатлений… сюжетов… такое сочиню, что и самому Александру Сергеевичу не снилось!
На это Гвидон-младший возмутился:
– Сударь! Однако вы бахвал! Это уж никуда не годится!
Кот насмешливо прищурился:
– А как я попаду в Лукоморье? Я теперь и не знаю даже, где оно находится. Через столько сказок пролетели за год. Где только не побывали. Вот и Балда подтвердит.
Балда уныло поддакнул:
– Да вот, без сапога остался.
Тут с улыбкой на устах выступила вперёд Лебёдушка:
– Сударь, уважаемый Кот учёный, держитесь за меня. Я вас мигом в Лукоморье дос-тавлю.
Кот сначала отпрянул, ведь планы его рушились, но тут же сообразил:
– Прекрасно!
Гвидон-младший похвалил бродягу Кота: «Вот и умница», но он и не предполагал, какой на самом деле Кот пройдоха. Тот схватил Лебёдушку за крыло и приказал:
– Попалась! Сама напросилась! Теперь неси нас в «Сказку о рыбаке и рыбке». Дер-жись за меня, Балда!
Ох, как торжествовал Кот, что всё вышло, так, как он хотел. Бедная, обманутая Лебё-душка пыталась вырваться, Гвидон-младший натянул лук, но Кот, как заложницей, при-крылся Лебёдушкой и Гвидон в отчаянии опустил свой тугой лук.
– Вот шельмец, всех перехитрил! – возмутился Гвидон-младший. А Кот кричал на прощание:
– Вот так-то! Надо сказки знать! Давай, Лебёдушка, скорей неси нас к Золотой рыб-ке!..
Лебёдушка с плачем, курлыча, унесла их туда, где у синего моря старик сидел с не-водом.

***
В третий раз он закинул невод –
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.

И тут появилась Золотая рыбка в чудесной золотистой чешуе, и, как положено, про-молвила:

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за тебя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь…

Но тут из-за большого камня вдруг выскочил в одном сапоге Балда и шустро схватил Золотую рыбку за хвост. Вслед за ним появился довольный таким оборотом дела Кот и, потирая лапы, радостно сказал Золотой рыбке:
– Не пугайся, госпожа Золотая рыбка, я тебя не обижу. Хоть я и не такой просто-филя, как старик, я увезу тебя в Лукоморье. Там у меня б-о-ольшой аквариум, и ты бу-дешь там царицей, будешь мне сказки придумывать. А я их детям рассказывать. Кра-со-та! Мя-у! Вот такое замечательное, прямо скажем – сказочное, будет у нас научное со-трудничество.
Золотая рыбка даже растерялась от такого поворота событий:
– Смилуйся, Кот учёный, отпусти меня в синее море, не тому тебя учил Александр Сергеевич Пушкин в сказках, которые мы с ним сочинили…
А Лебёдушка кружилась, курлыкала, махала крыльями в беспокойстве за Золотую рыбку:
– Ах, прости меня, госпожа Золотая рыбка, не хотела я беды такой накликать. Обма-ном Кот учёный за тобой лететь заставил. А хотела я его унести в Лукоморье, как просил о том наш Пушкин.
Но Кот и слышать ничего не желал, только команды Балде отдавал:
– Держи её, Балда, крепче. Отблагодарю тебя за верную службу.
Недовольный Балда только бурчал про себя:
– Да ты уж меня угостил у Черномора… дыркой от бублика.
Однако Кот не унывал: «Всё ещё впереди»!
Внезапно, спеша на выручку к сестре, появился Гвидон-младший. Он увидел, что Кот держит за хвост Золотую рыбку, а Лебёдушка с плачем носится вокруг. В гневе князь натянул лук, но хитрый Кот спрятался за Золотую рыбку, прикрываясь ею. Лебёдушка не выдержала:
– Отпусти, злодей, Золотую рыбку, а не то превращу тебя в камень на берегу мор-ском.
Нл Клт тлько усмехался и не отпускал Золотую рыбку.
Гвидон-младший стал угрожать Коту:
– Отпусти, Кот. Иначе застрелю тебя из лука. А ты еще нужен детям. Они тебя лю-бят.
Тут неожиданно вступился Балда, у которого лопнуло, наконец, терпение:
– Ну, хозяин, давай сочтёмся. Ровно год прошёл, как мы и договаривались. Все твои три задания я выполнил: шапку-невидимку добыл, Черномора за бороду ухватил, Золо-тую рыбку изловил. Всё исполнил. Подставляй лоб. Ты хоть и Кот учёный, а для меня – всё кот. Как говорится: котишко-мурлышко, серый лбишко, не лезь в сметану, оставь Степану.
Кот с грустью ответил:
– Я думал – ты простая душа, а ты…
– Хоть дело твоё готово, да бестолково. Своего ты, Кот, добился, да с доброй славой не обручился.
Кот и в самом деле вспомнил об условиях договора с Балдой, да ещё сказку о попе и работнике его Балде, и схватился за лоб. А Балда не отступает:
– Что ж, Кот, подставляй лоб, как ни сердишься, а от платы не отвертишься.
С первого щелчка
подпрыгнул Кот до потолка.

Подпрыгнуть-то подпрыгнул, но удержал Золотую рыбку.
Со второго щелчка
Лишился языка…

От второго щелчка Кот только и смог выдавить – Мяу! – и  выпустил Золотую рыбку.
Гвидон-младший  сказал ему увещевающе:
– Лучше в Лукоморье вернитесь, сударь.
А Балда подсмеивался только:
– Отгадай Кот, мою загадку: сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соско-чу, привечу…
Но Кот вдруг радостно вскрикнул:
– Знаю отгадку – шапка!
Он вспомнил о шапке-невидимке и пока Балда собирался дать ему последний щел-чок, надел шапку, прыгнул и исчез. Балда рассердился:
– Вот плут: вспомнил о шапке-невидимке и поминай, как звали. Не расплатился сполна и сбежал.
Невидимый Кот на всё это весело ответствовал:
– Что ж, не всё коту масленица, не всё удача Балде. Я хоть свет повидал, в других сказках побывал, Черномора оседлал, а ты, Балда, как был Балдой, так Балдой и оста-нешься.
Балда даже удивился такому нахальству своего бывшего хозяина: «Ещё и дразнит-ся!»
А Кот, пользуясь тем, что Золотая рыбка его не видит, опять схватил её за хвост и снова насмешливо стал всех подначивать:
– Я, Кот, магистр сказочных наук, а не прохвост, и рыбку свою Золотую держу креп-ко за хвост. А захочу и съем!
Балда тоже возмутился:
– Снова Кот всё переврёт! 
– А может мне в радость, сделать гадость! – зловеще отреагировал Кот.
Рыбка билась в невидимых лапах Кота и, услышав последние слова, чуть не упала в обморок: «Ах!»
Князь Гвидон-младший опустил лук и призадумался: «Но как же его, дразнилку та-кого, вернуть всё-таки в Лукоморье?»  Кот с хохотом кружил вокруг него: «Лови! Ло-ви!».
Лебёдушка сокрушённо сказала:
– Да, братец, обхитрил нас Кот учёный, не исполнили мы просьбы Александра Сер-геевича, не вернули Золотую рыбку в море, а Кота в Лукоморье.
Тут Золотая рыбка вымолвила:
– А вы загадайте желание – выпустить меня в море, а Кота – вернуть в Лукоморье.
Ведь я волшебница. Лебёдушка обрадовалась:
– А ведь, правда. Мы совсем голову потеряли, Кот так нас заморочил…
Золотая рыбка сказала, задыхаясь:
– Лебёдушка, загадывай скорей желание, и никакая шапка-невидимка Коту не помо-жет.
Лебёдушка торжественно сказала:
– Сделай так, госпожа Золотая рыбка, чтобы Кот учёный отправился в Лукоморье, а ты – в синее море.
И вдруг Кот закричал:
– Кто? Куда? Куда меня уносит невидимая сила… Прощайте…
– Благодарю, – поклонилась Лебёдушке освободившаяся Золотая рыбка, – и прощай-те! – И отправилась к синему морю.

Эпилог

Пушкин недавно снова наведался в Лукоморье и увидел Кота, который сидел задум-чиво под дубом и размышлял:
– Сколько я всего повидал, не написать ли теперь мне и самому хоть одну сказку? Времени у меня хоть завались: впереди – вечность… Кто иначе узнает о моих достиже-ниях, подвигах?
О моих удивительных приключениях: о злом колдуне, которого я покорил, о его подруге Наине? Сколько опасностей я превозмог. И кто был моим спутником, моим помощником? Всего лишь Балда. Да, надо написать самому, а то эти писаки всё переврут, со слов Балды напишут такое…
Взял чистую бересту и написал первую строку: «Хроники учёного Кота…»
Пушкин, который доподлинно знал о его похождениях, прекрасно помня, что ника-ких подвигов Кот не совершал, и ничего у него с Золотой рыбкой не вышло, слыша его слова, улыбнулся: Кот верен самому себе.
Впрочем, у каждого свои слабости.
А Кот самодовольно поправил очки, надел цепь золотую и ударил по гуслям:
«Там русский дух… там Русью пахнет…»

2001-2005 г.г.