Символ веры. Четвертая глава. Искупление

Сергей Строков
… родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
(Матф.1:21)

ГЛАВА НОМЕР ЧЕТЫРЕ
«ИСКУПЛЕНИЕ»

«Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена» - так звучит четвертый член символа веры на церковно-славянском языке, что по-русски будет: "Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного".

В предыдущей главе, говоря о третьем члене, мы выяснили, что Господь Иисус Христос пришел на эту землю ради нашего спасения. Это была самая главная Его цель - спасти людей от грехов. Об этом говорит евангелист Матфей:
Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Глава 1, стихи 20 и 21).

Четвертый член символа веры учит нас тому, каким образом произошло это спасение. Об этом сказано коротко, но ясно. Господь Иисус для нашего спасения страдал, был распят на кресте, умер и был погребен.

Чтобы понять смысл страстей Господних, нам нужно оттолкнуться от учения Ветхого завета, данного израильскому народу через Моисея. Иудейская Тора, или закон, - то, что мы, христиане сегодня называем пятикнижьем Моисеевым, говорят, что всякий грех, соделанный человеком, должен был быть искуплен или, как мы сказали бы сегодня - оплачен. Ветхозаветное богослужение имело целый кодекс совершения жертв и приношений за те или иные грехи, но в целом смысл сводился к тому, что грех должен быть искуплен.

Каким образом совершалось это искупление? Апостол Павел, который до своего обращения ко Христу был иудейским раввином, со знанием данного вопроса комментирует смысл искупления в своих новозаветных посланиях:

Возмездие за грех - смерть (Рим. 6:23)

и в другом случае:

Все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22).

Действительно, Ветхий завет учил, что за грех человека необходимо принести в жертву определенное животное. Часто это был молодой ягненок, который, можно сказать, умирал за грех своего хозяина. Причинялась боль, проливалась кровь, наступала смерть. Грех считался искупленным.

Но все же оставалась одна проблема - такое искупление не могло разрешить извечную проблему человеческой греховности. Внутренне человек оставался тем же, и, быть может, уже в этот вечер совершал очередной грех, требовавший искупления. Эта история тянулась от Адама, который, не послушав Бога, ел от запретного плода. Мы помним, что говорил ему Господь Бог: "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Помните сказанное Павлом «возмездие за грех – смерть»?

Однако Адам, как мы помним, ел, и через это все человечество восприняло греховную природу, т.е. стремление жить вопреки воле Бога, ведущее к смерти. И смерть стала властвовать над людьми, требуя «свое». Созданные для вечной жизни люди, начиная с Адама, стали умирать. Как мы видим, грех и смерть неразрывно связаны. Об этом хорошо говорит Апостол Иаков: "Сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:15).

И вот, что мы видим в учении Моисея: всякий раз, когда совершался грех, смерть забирала чью-то жизнь, но это была не смерть человека, совершившего грех, а смерть ягненка, или агнца (это строславянское слово, означающее "ягненок"). Мы не знаем, какому количеству агнцев суждено было умереть за грехи людей. Однако у Бога было понимание более совершенного пути искупления людей.

Об этом Бог проговорил через несколько столетий после Моисея устами пророка Исайи:

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Исайя 53:3-7).

Пожалуй, даже в Новом Завете не найти более ясных и четко изложенных слов относительно искупления, чем эти слова сказанные почти за 700 лет до их исполнения Господом Иисусом Христом.

Насколько же ясными и понятными для евреев были слова Иоанна Крестителя, сказанные об Иисусе Христе: "Вот Агнец Божий". Иными словами: «Вот Тот жертвенный Ягненок, которого Бог приносит за грехи всего человечества». Впрочем, Сам Господь Иисус учил об этом: "И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матф. 26:27-28).

На последнем ужине со своими учениками Иисус знал, что Ему надлежит пройти через серьезные страдания, что кровь Его прольется и надлежит умереть Ему, но все это ради спасения людей. Не нужно думать, будто бы это решение давалось Господу Христу легко и непринужденно. Достаточно вспомнить эпизод Его борения в Гефсиманском саду, когда Он умолял Отца Небесного пронести это испытание мимо Него. Это говорит, что Христу были присущи знакомые нам чувства боли и отчаяния, что делало принятие решения весьма трудным для Него. И, тем не менее, мы знаем, что Его окончательными словами к Отцу были: "Не Моя воля, но Твоя да будет".

После последнего ужина (Тайной Вечери) и молитвы в Гефсимании, Иисус был взят под стражу. Отсюда и начинается рассказ об искуплении.
Взятого в Гефсимании Иисуса привели на допрос в Синедрион, после допроса Его били по голове и лицу, а так же плевали в Него. Об этом повествуют Евангелия от Матфея, Марка и Луки. Наутро Иисус был доставлен к Понтию Пилату - римскому прокуратору. Евангелист Лука повествует о том, что перед судом Пилата Иисуса отправили к царю Ироду, там, у Ирода Иисус подвергся очередным издевательствам.

Возвращенного от Ирода Христа Пилат не желал распинать, так как считал, что Он не заслуживает смерти, поэтому отдал распоряжение бить Его. Согласно историческим данным, такое распоряжение означало избиение кнутом или бичем, что само по себе являлось жестоким наказанием. Римский бич - специальное орудие казни и пыток. Особенность его в том, что в его жилы вплетены костяные крючки, назначение которых - ранить человека. Фактически, избиение бичем приравнивалось к казни, так как наносимые раны были весьма глубокими и многочисленными, но все же избиение оставляло истязуемому шанс выжить. Однако на этом истязания Христа не окончились. Солдаты ко всему прочему били Его палкой по голове, а в завершение надели терновый венец, изранив голову острыми шипами.

И все же, несмотря на долгие дебаты Пилата с иудеями изможденного и израненного Христа приговорили к распятию - самой позорной казни того времени. Распиная людей, римляне привязывали их к перекладине и оставляли умирать под жарким солнцем дня и на жуткий холод ночи. Иногда распинаемым пробивали гвоздями руки и ноги, тем самым прибивая их к дереву. Именно такому распятию подвергся Господь Иисус. Ему пробили руки и ноги гвоздями, и шесть часов Он в мучениях и боли провел на кресте, который Сам, теряя сознание, притащил на место казни.

Но, умирая на кресте, Иисус Христос сказал самую важную для нас фразу: "Свершилось!" То искупление, ради которого Он принял эти муки, свершилось!
Иисус умер. Один из воинов удостоверился в этом, проткнув Ему бок копьем. Не раздалось ни звука. Он был снят с креста и похоронен по всем надлежащим правилам. Все поняли: Мессия убит. Но лишь немногие увидели великое значение последних слов Мессии, значение, которому надлежало через три дня заявить о себе с невиданной доселе силой.