Ч. 4 Военные моряки, дипломаты и хронометры

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/06/18/1886


Фицрою жить бы и не тужить, он принадлежал к высшей английской знати, приходился родственником королевскому семейству, родители были состоятельными людьми, но, как и Прингл Стокс, в двенадцать лет Роберт поступил в королевский военно-морской колледж в Портсмуте.

Подросток оказался необычайно способным, кроме блестящих успехов в учёбе, ничем другим не выделялся от своих товарищей. Роберт Фицрой окончил колледж с золотой медалью, первым в выпуске.

Все его биографы отмечают выдающиеся научные способности, которые он проявил ещё в ранней юности, и этот аристократ, «голубая кровь», умница, отправился тянуть офицерскую лямку на корабле к чёрту на кулички.

 По части научной работы Адмиралтейство, где внимательно рассматривалась каждая кандидатура, поручило, при переводе Фицроя в Южную Америку, ведение метеорологических наблюдений.

Погода и в наше время, имеет большое значение для мореплавателя, а что уж говорить об эпохе парусного мореплавания.

На верфи в Портсмуте барк и транспорт прошли капитальный ремонт, им заменили медную обшивку, отремонтировали и деревянную обшивку корпуса, усилив её. Насколько большое внимание придавалось экспедиции, можно судить по её оснащению навигационными приборами.

Для сравнения, на российских судах обычно было два-три хронометра, которые, как правило, покупали у датчан или в Англии. Стоили они очень дорого, поэтому морское министерство экономило. Хронометры, которые тогда изготавливали в России, годились лишь на то, чтобы не пропустить время обеда. Достоверно известно, что на «Бигле» их имелось тридцать два.

Морской хронометр служил в качестве эталона времени, поэтому можно было с помощью астронавигации определить долготу. Первый надёжный морской хронометр создал в восемнадцатом веке англичанин Джон Харрисон, потративший на это тридцать один год напряжённого труда.

Насколько важными были для моряков хронометры можно судить по тому, что британский парламент назначил за создание точного и надёжного морского хронометра награду в двадцать тысяч фунтов стерлингов, что по нынешним временам составляло бы 2, 81 миллиона фунтов стерлингов.

Достаточно сказать, что в списке ста самых великих граждан Великобритании Джон Харрисон занимает тридцать девятое место. Часть хронометров, находившихся на барке, принадлежали военно-морскому флоту, некоторое количество передали во временное пользование для экспедиции изготовители (прекрасная реклама для их хронометров!) и  шесть хронометров принадлежали Фицрою, он мог позволить себе такую роскошь.

19-го ноября 1826 года отряд в составе барка «Бигль» и транспорта «Эдвенчер» оставил Портсмут и направился к первому порту назначения – Монтевидео. Почему именно Монтевидео? Дело в том, что англичане были посредниками в переговорах между Португалией, Бразилией и Аргентиной о признании независимости Уругвая со столицей в Монтевидео.

У английских борцов за мир в Южной Америке был свой конкретный экономический интерес: Восточная полоса Южной Америки была ключевой позицией для английской торговли. В 1807 году англичане захватили Монтевидео, но продержались там лишь несколько месяцев, их оттуда выбили испанцы. На сей раз, как настоящие герои, они пошли в обход, другим путём, дипломатическим. На переговорах английскую делегацию возглавлял лорд Джон Понсонби, необыкновенный красавец и ловкий умный дипломат.

Благодаря нему 27-го августа 1828 года сложнейшие переговоры завершились успехом, договор о признании независимости Уругвая был подписан, а Великобритания стала одним из лучших друзей нового государства.

Когда начинаешь изучать мировую историю, то и дело наталкиваешься на англичан. Куда только не забирались энергичные жители туманного Альбиона!

В Монтевидео пополнили запасы продовольствия и воды, капитан дал возможность экипажу отдохнуть на берегу, и 19-го ноября вышли в море, направляясь в пролив Магеллана к берегам южной Патагонии и Огненной Земли.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/21/1305

На фотографии: один из двух хронометров «Бигля», которые «дожили» до нашего времени. Оба принадлежат Британскому музею.