Отрывок из киноистории "Глазами Пиросмани", читатель узнает, какую роль в судьбе главного героя Дато сыграет встреча с одним старым поэтом.
Москва. 60-е 20 век.
Старый поэт, грузин, в поношенной кожаной куртке бредёт по московскому бульвару со своей старой собакой. Рядом с ними идет актёр Дато.
Старый поэт ( дергая собаку за поводок, обращается к спутнику):
- Вы говорите , говорите, молодой человек! (собаке) Ну что ты, Патрик, встал, как вкопанный, идём!. (Дато) Вы погромче говорите, пожалуйста, я очень плохо слышу.
Дато (кричит в ухо ):
- Как Бетховен?
Старик покачал седой головой , ничего не ответил.
Потом остановился и прочитал громко:
Да,
я грузин,
но не старенькой нации,
забитой
в ущелье в это.
Я -
равный товарищ
одной Федерации
грядущего мира Советов.
Еще
омрачается
день иной
ужасом
крови и яри.
Мы бродим,
мы
еще
не вино,
ведь мы еще
только мадчари.
Дато (восторженно):
- О! Я тоже люблю стихи Маяковского и именно эти стихи читал на вступительных экзаменах во ВГИКе.
Помните там ещё такие строчки:
История -
врун даровитый,
бубнит лишь,
что были
царьки да князьки:
Ираклии,
Нины,
Давиды.
Стена -
и то
знакомая что-то.
В тахтах
вот этой вот башни -
я помню:
я вел
Руставели Шотой
с царицей
с Тамарою
шашни.
А после
катился,
костями хрустя,
чтоб в пену
Тереку врыться.
Да это что!
Любовный пустяк!
И лучше
резвилась царица.
А дальше
я видел -
в пробоину скал
вот с этих
тропиночек узких
на сакли,
звеня,
опускались войска
золотопогонников русских.
Но мне и ваши стихи нравятся! Но я, простите, не в любви к вам пришел объясняться. Что интересного знаете про жизнь Пиросмани?
Старый поэт:
- Патрик, стой!
Дато:
- Может, с кем встречались в Тбилиси из тех, кто ещё помнит Нико?
Старик поэт:
- Нет, дорогой... Прости меня, я всё уже забыл...а может и не знал! Но, если повстречаете сирень, вы к ней чело горячее приблизьте, увидите, там прорастают кисти худого Нико, как свирель...
Дато:
- Белые стихи!Вот-вот, художника Нико, худого, как свирель.
Старый поэт:
- Я должен вас огорчить, молодой человек. К своему стыду, я очень -очень мало знаю о Пиросмани. Впервые увидел его картины на выставке в Москве. На фоне послевоенной станковой живописи на них был какой-то забавный дворник, женщины с птицами, белые медведи под яблоней.
" Ты, лунный медвежонок,на бревне
И скачущие лани... "
Тогда что-то случилось со мной, и я написал эти первые строки прямо на пачке папирос "Казбек".
Дато :
- На пачке папирос? - Оригинально!
Старый поэт:
- Что, не слышу...
Дато (кричит поэту прямо в ухо):
- Любопытно, говорю...
Их дальнейший диалог заглушает поливальная машина
Дато во время разговора успевает наблюдать за двумя молодыми - художниками, которые пишут на бульваре этюды.
Расставшись с поэтом Дато подходит к ним .
- Простите меня, друзья! А как вы относитесь к картинам Пиросмани?
Студенты пожимают плечами.
- Не знаете ничего о нём?
Художники улыбаются и отрицательно качают головой.
- Не знаете? Студенты, что ли?
- Абитуриенты.
- Ну, извините.(начинает декламировать вслух отрывок из стихов Маяковского "Владикавказ-Тифлис")
Уже
на мне
никаких рубах.
Бродягой, -
один архалух.
Уже
подо мной
такой карабах,
что Ройльсу -
и то б в похвалу.
Было:
с ордой,
загорел и носат,
старее
всего старья,
я влез,
веков девятнадцать назад,
вот в этот самый
в Дарьял.
Весь сюжет киноповести здесь:
http://www.proza.ru/2010/07/05/926
события происходят не только в Москве, но и в Грузии, когда там жил и творил Нико Пиросмани.