К философии жизни сельского человека

Юрий Ведяев
   
Наша философия жизни формировалась  по мере взросления. Зачем мы живём и в чём смысл нашей жизни - мы начали задумываться одновременно с тем ,когда стали мечтать о том кем бы хотелось быть  в будущем .
Отца не было и мать играла всю жизнь основную роль. Сейчас её уже нет,но чувство,которое я питал к ней, не ослабевают. Мне бывает очень одиноко,несмотря на то,что со мной жена ,сестра ,сын ,внуки. Так уж жизнь устроена..
 Когда мне  стало лет 10-11, я стал задумываться  о том,каким мне нужно быть ,чтобы на меня обращали внимание.Я не был красивым, самым сильным ,не самым ловким в играх ,в катании на коньках ,на лыжах, не проявлял хулиганских действий и девчонки на меня не очень-то обращали внимание..Здесь "прорезалось" стихоплётство -серьёзно и надолго..Когда я окончил 7 классов ,то с участием дяди Алексея Дмитриевича мы думали -если учиться дальше ,то может быть брать ориентир на литературный институт. Перебрали!..Но потом как-то всё это рассеялось....
 В средней школе через осмысление возможной будущей профессии уже появилась мысль о её более широкой роли  моей и моей профессии в более широком окружении ,в обществе ,в стране. Если раньше мне хотелось быть киномехаником,то позднее кинемотографистом,режиссёром; если раньше  хотелось -штурманом речного флота,то позднее капитаном дальнего плавания и тд. Менялись мечты,мнялись цели ,менялись какие-то действия по их достижению. Но все они -мои цели и мечты были непосредственно связаны с необходимостью дальнейшего обучения в школе ,в институте.. И все они были серьёзно ограничены реальными возможностями.Фактически возможностей не было,все пути означали -лишения. Вообще ,молодому человеку очень трудно определиться в своей будущей жизни.Далеко не все мои товарищи решадись на завышенную планку . Но я не думаю,что судьба этих ребят всегда складывается менее успешной. Не каждому институт открывал дорогу к счастью, да и ума он не прибавляет. Пример высказывании о счастьи  моего друга  Вити Белова, который говорил,что он объехал много мест и нашёл себя  в своей деревне ,где постоянно  востребован и живёт в согласии с собой и с природой. Конечно, человеку всегда чего-то хочется из того чего у него нет. По этому много -ли ,или не очень много ты учился -ни среди тех ни среди других,особо счастливых я не встречал. Но ясно одно ,чтобы в определённой гармонии с собой ,нужно как бы на автомате постоянно генерировать для себя какие-то  перспективные или текущие цели-не смотря на возрост и состояние здоровья ...Необходимо оберегать себя от тяжёлого чувства одиночества..и понимать смысл жизни ,хотя бы прагматический. Основным подспорьем этого является чувство любви,или ненависти?. к своему прошлому и к окружению. Нужно поддерживать постоянно эмоции.. Это с раннего детства влияет на поведение и девочек и мальчиков,фомирует из них мыслящих и чувствующих жизнь людей.  Большое влияние на выбор цели и профессии оказывали влияние случайные встречи с интересными людьми,кинофильны ,книги.. Хотя мы расли прогматиками ,материалистами,но фантазировали себе профессии ,удовлетворяющие наше самолюбие  и романтизм.

Детское отношение  к проблеме жизни и смерти  у нас формировалось героями.Героями для нас были те,кого героями считали все..Это те,кто смело сражался побеждал и погибал  за счастье народа.Это Георгий Саакадзе, Степан Разин,Пугачёв,Чапаев,Котовский ...все герои Великой отечествннной войны,в том числе и наши погибшие отцы..Мы старались походить на них,в чём-то подражать им.,даже готовы были умереть ,вызывая ужас у наших матерей.Когда мы допускали какие-то запредельные действия,то взрослые нам говорили: а если бы отец узнал об этом ,он бы не одобрил.Это было тяжёлое и может быть не справедливое нарекание,которое нередко вызывало чувство глубокой обиды..  "А ты знаешь,что мой отец погиб на фронте"-, говорили мы моралисту.Особенно мы выходили за рамки,когда нас называли- "безотцовщина".  Я не хочу сказать ,что с раннего детства рос кристально чистым мальчиком.Мне казалось если у других есть хорошие лыжи или коньки, то почему их нет у меня? Это не справедливо.Кто-то давал мне и коньки и лыжи покататься,а многие не давали. Наверное у меня появилась склонность разрешать это противоречие по -своему -уваровывать то ,что другим способом мне не доставалось. Попытки эти быстро обнаруживались и  к моей неприятности быстро присекались. Так я утащил у известного охотника одну широкую лыжу,решив сделать из неё две;в другом месте без спроса взял очки на дальнозоркость,решив проверить -нельзя ли сделать из них телескоп..Всё это было в возрасте 8-9лет и,уверен,не только со мной. В каждом случае это сопровождалось целыми историями,которые отложились в капилке опыта моей жизни.
Главным местом интеллектуального притяжения в деревне была наша школа во главе с главным рассудителем всех детских проблем Марией Павловной Алексеевой. Школа стояла на самом красивом месте и все события молодёжи происходили  около неё. В школе не только училтсь,но и все дошкольники играли в школу,где учителями выступали школьники 3-4 классов при поддержке Марии Павловны. Самой активной учительницей  была Ведяева Тамара.Она и в дальнейшей жизни была учительницей,стала заслуженным учителем Российской Федерации.
 Мы жили в атмосфере Советской власти,которая подкреплялась историей гражданской войны,которую многие помнили и,конечно, войны Великой Отечественной. Из руководителей страны мы в начальной школе знали в основном Ленина и Сталина..Сейчас я думаю о ситуации,которая была там. В 1937 году из нашей деревни  забрали как врагов народа почти 10 человек-практически всех настоящих мужикок,принеся очень много горя,перепутав всю демографию. И прожив там  почти 10 лет , прямо скажу: я не слыхал ни разу прямых разговоров об осужденных и осуждающих ужасные  репрессии.Всё горе носили в себе. Внешне казалось,что все люди  по всем вопросам поддерживали линию партии, Советскую власть.Никакого противостояния противоречий,как бы трудно не приходилось не было. Почему? Люди были умные. Представляете 10 человек забрали.50-60 их родственников оставались под "колпаком" и все это знали и знали тех кто за этим наблюдает. Страх за себя сдерживал негодования людей. Сын деда Константина ,у кого мы жыли в войну не допускал в семье никаких разговоров о сыне Иване,которого посадили по абсурдному обвинению,что он ,якобы, вёл тайную переписку с Троцким. Скажу прямо ,в деревне никто не верил,что "мужиков забрали за какую-то антисоветскую деятельность."Говрили,что их забрали на лесозаготовки  для военных нужд перед войной. Трое умерли,четверо пришли домой и вскоре умерли. Всех реабилитировали..
Итог: других идеологий мы не знали и не воспринимали. Смысл коллективной  жизни определялся официальными установками. Смысл личной жизни тоже определялся реальной обстановкой-как выжить, посадить огород ,собрать урожай,купить одежду,обувь,собрать детей в школу, помогать колхозу...
 В деревне вся философия и взрослых и детей формировалась условиями сельской жизни,которая отличалась от жизни в городе,и о которой мы почти ничего реального не знали.Источником наших познаний была школа и сама деревенская жизнь.Ни радио ,ни телевидения,ни электричества.. И думаешь: как же так чудесно получилось,что мы, наше деревенское поколение всё-таки кое-что добились  для себя и для страны.В сельской местности тогда жило больше половины населения СССР и большинство жило плохо,бестолково,бесперспективно,а страну тянули.Боже мой!Помнить не хочется и забыть нельзя.
В деревне во многом ниже чем в городе были риски жизни- во всяком случае при езде на велосипеде. А велосипед у нас в деревне после войны был только один.

2012.