Дорогой Пилигримов

Махпрат Мухиддинова
               
Когда мне приходилось туго, то я понимала, что у меня есть два пути: или я дойду сама, или же  меня депортируют.


       Всё началось с того, что тренер по скандинавской ходьбе Ирина Терещенко предложила мне поездку в Португалию и Испанию, пройти по Португальскому Пути  Сантьяго-де-Компостела, протяжённостью 126 км.  Путь Святого Иакова – это знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго де Компостела. Апостол Иаков считается  покровителем путешественников. Символом святого  является  раковина гребешка виейра. Ракушка была отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова. В интернете вычитала, что Путь для одних – это молитва, мольба, для других  - самопознание и духовный опыт, для третьих – приключение, увидеть европейские древности в режиме похода. Для меня наша поездка должна была стать  самопознанием и познанием других стран в реалии похода. По разным причинам  я мало  занималась ходьбой,  но путешествовать  люблю, поэтому с радостью согласилась, будучи уверенной, что за год-то уж точно натренируюсь. За год многое изменилось: курс евро сильно  возрос, с палочками всего несколько раз прошлась по Курье и по берегу Печоры, окончательно утвердилась другая поездка, которая требовала дополнительных расходов, но я своего решения всё же не отменила. Преодолев все трудности, в особенности  сомнения в своих силах, я дала согласие на поездку. Сыновья поддержали меня -  и морально, и финансово. Поддержала меня и руководитель группы Ирина Терещнко, помогла преодолеть неуверенность и даже страх. К тому же я надеялась, что в экстремальных условиях активизируется моя способность мобилизоваться психологически, а значит и физически. Успокаивало и то, что на протяжении всего пути нас должен был сопровождать автобус, и каждый мог пройти по своим возможностям. Возвращаясь к Ирине Терещенко не могу не сказать, что она человек удивительный, неординарный, с вулканом идей, с неиссякаемым желанием приносить людям пользу, что у неё прекрасно получается. Вокруг неё собираются и сближаются  люди. Я её считаю, своего рода, проводником замыслов свыше. После знакомства с нею моя жизнь  заполнилась общением с интересными людьми, поездками и путешествиями. Ирина сотрудничает с Санкт-Петербургским клубом скандинавской ходьбы «Пойдём Ходить!», руководителем которого является Ирина Марковская. Обе Ирины  организовали очередную поездку в Португалию и Испанию. Зная Ирину, я не сомневалась, что в новой поездке всё будет замечательно.

       Вот наконец-то 30 апреля 2015 года  часть группы вылетела в Архангельск, а оттуда в Питер. В Питере к нам присоединилась остальная часть группы, и мы -  все 17 человек вылетели в Порто через Франкфурт.


       Порто встретил нас теплом и проливным дождём. Увидев многоярусный кручёный мост аэропорта Франциска де Са Карнейро, невысокие, но раскидистые пальмы, цветущие кустарники жёлтой акации и клумбы с цветами, я окончательно  осознала, что мы уже не на севере, а  в совершенно  другом мире, с которым нам предстояло совсем ненадолго соприкоснуться. Нас встретил молодой приятной наружности англо-говорящий водитель автобуса по имени Хосе. Он подвёл нас к небольшому белому, симпатичному и уютному внутри автобусу, и, разместив  наш багаж, раздал каждому из нас ракушки гребешка на верёвочке - символ Пути, а затем повёз нас в отель «Hotel Premium». Отель располагался в старом городе на узенькой улочке, где не могли бы разъехаться два автомобиля. В холле Ирина  выдала  паспорта Пилигримов, которые мы должны были заполнить, а потом ставить  печати на почте, церкви, кафе или магазинах тех населённых пунктов, через которые нам предстояло пройти. Эти печати, разные в каждом месте, служили доказательством пройденного пути. Внутри отель оказался уютным, ресторан замечательным, где за 9 евро можно было есть сколько угодно и глазам, и душе, и желудку. Отобедав, мы пошли под дождём бродить по старому городу в поисках океана, хотя над нами уже развергся небесный океан. Когда мы прогуливались по мосту короля Луиша I через реку Дору, нас нагнали двое мужчин и девушка. Услышав русскую речь, они поздоровались с нами, и стали расспрашивать нас откуда мы родом. Оказалось, что они только что разговаривали с женщинами из Якутии. Я удивилась тому, что на одном португальском мосту, пусть даже короля Луиша I,  одновременно оказалось столько россиян, к тому же  северян. Выяснилось, что  девушка - наш гид, заказанный  назавтра. Мне подумалось ещё, вроде бы и Порто немаленький город, и мостов немало, но скорее всего в нём слишком много россиян, раз уже начали сталкиваться. Поговорив немного, распрощавшись с туристами, мы пошли в обратном направлении и столкнулись с нашими же женщинами из группы, которые оторвавшись, раньше нас встретились с русскими туристами, которые приняли их за якутян. Они-то и рассказали нам, что мы, оказывается,  разговаривали с самим Вагитом Алекперовым – главой нефтяной компании «Лукойл», который, как простой смертный прогуливался по мосту, запросто общаясь со своими соотечественниками, и, возможно, направляя свои стопы к винному погребу «Graham`s». Да… никогда не встречала Алекперова в России, даже когда он приезжал в наш город, но встретила его в Португалии – и не такое бывает в жизни...


       На следующий день встретились с гидом Олегом, уроженцем  Молдавии, но вот уже несколько лет живущего в Порто. Мы осмотрели незначительную часть прекрасного, своеобразного города Порто, где смешалось много  архитектурных стилей: романская, барокко, ампир, нью-готика, придавая городу неповторимую индивидуальность. Посетили кафедральный собор Се, знаменитый книжный магазин Lello, железнодорожный вокзал  Сан Бенту, известный своими мозаичными панно. Прогулялись по главной площади города – Свободы с памятником португальскому королю Петру IV, принёсшему своей стране конституцию. Прошлись по аллее платанов с бутылкоообразными стволами, ставшими такими после перенесённой болезни, придав им экзотический вид. Олег, доехав с нами до винного погреба, сдав нас на  руки  гиду -  Лене, тепло распрощался с нами, сказав на прощание, что мы ему очень понравились своими вопросами и любознательностью. Гид  Лена поведала нам историю создания портвейнов, показала подвал с огромными дубовыми бочками, где рождались знаменитые портвейны Португалии. Продегустировав вина, накупив в подарок портвейнов и всякой всячины, мы поехали на набережную, чтобы пообедать в ресторане, известного своей национальной кухней. Распогодилось, город засиял омытый щедрыми дождями, под лучами долгожданного солнца. С удовольствием разположились на улице под тентом, ели жареную рыбу, поднесённую на огромных блюдах с овощами. Попробовали необычное на вкус мясо, испечённое на шампурах огромными кусками, нарезанные официантом прямо на тарелки тонкими пластинами. К этому мясу поднесли ещё маринованную траву, соусов и ещё много чего. Конечно же, было и вино, и чай. Повар Лейла оказалась узбечкой из Чимкента, которая хорошо говорила по-русски, благодаря которой мы выбрали эти блюда. Ребята, обслуживавшие нас, знали чуть-чуть по-русски, порхали вокруг нас с лучезарными улыбками, а мы только успевали фотографироваться с ними и с блюдами. После обеда мы устроили фотосессию с Лейлой, с очень симпатичными улыбчивыми ребятами, с которыми легко и весело общались, даже не зная языка. Украсила наши фотографии помощница Лейлы -  красивая темнокожая девушка с мелкими-мелкими косичками. Лейла работала в Португалии с 2002 года. Когда я спросила её, каковы характером португальцы, она ответила, что они хорошие. По ним  не определишь, кто из них богатый человек. Они не кичатся своим положением, и уважительно относятся к работящим людям.  Мне это очень понравилось! У нас бы так, да менталитет не тот.  Замечательно провели последний день в прекрасном городе Порто, чтобы  назавтра  с утра двинуться в сторону Испании, где нас дожидался  наш Путь.


       За полтора часа доехали до приграничного города Валенсия. Автобус довез нас до крепостных стен старого города-крепости. Мы зашли внутрь, побродили по древним, вечно сонным  узеньким мощёным улочкам города, заходили в магазинчики, снимали великолепную панораму, открывшуюся перед нами. Слегка захватывало дух от уходящей вдаль за горизонт  зелёной долины, окутанной дымкой. Затем мы, буквально за 10 минут, доехали до испанского города Туи, откуда начиналась точка отсчёта  Пути. Утром Хосе всем на плане маршрута первого дня Пути отметил все остановки автобуса.  Затем он загрузил наши чемоданы в автобус, а мы, закинув рюкзаки за плечи, надев дождевики, взяв  в руки палочки, вышли под проливной, уже испанский дождь. Наш первый день Пути оказался очень мокрым, своего рода испытанием. Дождь лил, не переставая, всё пространство вокруг пропиталось водой, а мы, стуча палочками, шли и шли за жёлтыми стрелками и изображениями ракушки - указателями нашего Пути. Мы очень долго преодолевали пространство промышленного района города, шлёпая по водным потокам, а нас ещё время от времени окатывали с ног до головы, мчавшиеся мимо нас автомобили. Я включила автопилот, чтобы не задаваться вопросом, а что я делаю здесь, среди бесконечных громоздившихся серых производственных корпусов, мокрого асфальта, в мокрых кроссовках, с рюкзаком за плечами, с палками в руках. Я просто шла, не думая ни о чём, преодолевая шаг за шагом бесконечные километры Пути. Стало сразу легче, когда выбрались из промышленной зоны. На первой остановке маршрута в автобусе я сменила обувь, хотя это не имело особого значения – дождь  лил не переставая. Немного отдохнув, поставив печати в паспорте в местном кафе, мы двинулись дальше.


       В этот день меня порадовали два человека: Коля Скопин и я сама. После первой остановки, мы углубились в лес. Нас шло пять человек, остальные ушли далеко вперёд. Когда добрались до быстрого и довольно широкого ручья, то увидели поджидавшего нас Колю. Оказалось, что впереди из-за дождей сильно разлились ручьи, затопив дорогу. Через глубокий ручей был переброшен довольно тонкий ствол дерева, возле которого стоял Коля. Он не стал уходить с группой скороходов, решив помочь нам перебраться на другой берег. Когда Тамара Петровна Лебедева, шатаясь переходила по стволу, то я подумала лишь бы она не выронила палки. От страха и напряжения из рук её они всё же выпали. Я даже успела испугаться за неё, понимая как тяжело придётся ей без них, когда увидела как их, кружа вода прибила к берегу. Не раздумывая ни секунды, а я была замыкающей в группе, бросилась назад к топкому берегу и схватила палки, пока быстрое течение не унесло их, чуть не свалившись в воду. Резко подала назад и села на мокрую траву. Я не могла встать из-за рюкзака, для этого нужно было повернуться набок, окончательно вымокнув, но тут Ирина, не успевшая перейти на другой берег, подала мне руку и помогла подняться. Палки были спасены! Все были в растерянности, так всё быстро произошло, но потом стали благодарить меня. Тамара Петровна долго не могла успокоиться и всё повторяла слова благодарности. Я от смущения отвечала ей банальностью, мол ничего особенного не сделала - и это действительно было так, но она договорилась до того, что оказалась моей должницей! Тут я в шутливой форме ответила ей, что на моём месте каждый так поступил! Она и эти слова восприняла серьёзно, сказав, не каждый поступил бы так. Мне пришлось, мысленно махнув рукой, молча слушать слова благодарности. Тем не менее, настроение у меня поднялось. Я не ожидала от себя самой такой прыти. Это не могло не порадовать меня. Одно дело знать, что никогда никого не подводила и не подведёшь, и совсем другое в экстремальной ситуации не растеряться, действуя правильно, на автомате. Не знаю, что было бы, если свалилась в ручей, автобус был слишком далеко от нас, но об  этом совершенно не подумалось, когда склонялась над ручьём. Для меня как будто приоткрылась завеса, и что-то я уловила за ней – какое-то новое знание о себе… Это было очень важным моментом для меня, дававшей надежду, что в экстремальных ситуациях смогу сконцентрироваться и не растеряться. Вроде ничего особенного не произошло, подумаешь, спасла палки без которых Тамаре Петровне пришлось бы туго, но, как писала Анна Коваленко при переписке со мной на одном из местных сайтов, что всё слагается из малого. Пока Коля переводил Ирину, я сама с лёгкостью прошла через ствол, удивив Колю, но я же геолог, в конце-то концов! Потом нам пришлось снять обувь и метров 10-15 идти по разлившейся холодной воде, по острым камушкам, но всё обошлось благополучно.


       Всё было, как во сне. Почти вся группа и я в том числе в этот день прошли - 24 км! Два наших марафонца, всегда уходивших и приходивших первыми – Наташа Маевская и Ольга Васильевна Гончаренко, супруги Саша и Коля Скопины, его сестра Лена Будилова, Наташа Воротникова, а также Ирина Терещенко и Галина Семёновна Политыкина, прошли в тот день больше 30 км! Наша первая остановка с ночёвкой была в Редонеле. Отель «Hotel Casa Anton» оказался красивым, в живописном месте, из окон которого можно было видеть бухту Виго и частные владения испанцев с раскидистыми лимонными, мандариновыми деревьями и пальмами. Лифт отсутствовал, так как здание было небольшим и старинным, поэтому те, кто не смог пройти весь путь и поехал в отель, затаскивали свои и отсутствующих товарищей тяжёлые чемоданы на второй этаж. Даже хозяйка, симпатичная, улыбчивая хрупкая женщина, подключилась, увидев наши мучения. Мне очень помогла Людмила Воронина, чем очень удивила, у неё своих вещей хватало, а она ещё за мои хваталась. Потом Люда, её подруга Оксана и я приходили в себя в небольшой уютной гостиной, взяв по бокалу вина. За окном разбушевалась непогода, мы переживали за тех, кто решил пройти последний отрезок пути. Мы дождались тех, кто прошёл весь сегодняшний Путь, и подняли бокалы за первые пройденные километры. Начало было проложено!


       Следующими остановками были Понтеведра, Калдас Де Рейс, Падрон, и конечный пункт нашего Пути – Сантьяго де Компостела. В одном из городков произошёл забавный случай. Когда вся группа собралась у автобуса, решили пообедать, так как до ужина было ещё далеко, а мы почти прошли весь путь. Хосе трудно было объяснить нам, где находится заведение, поэтому отвёл нас туда и заодно помог сделать заказ. Я впервые в жизни попробовала густой, коричневый чечевичный суп. Это было восхитительно! Мы поняли, что в Испании вообще мало едят супы, поэтому это было удачей. Когда, отобедав вышла на улицу, то увидела как наша, уже отобедавшая группа, оживлённо беседует с местным жителем – пожилым мужчиной. Он говорил, что Россия – это «гуд», а Путин «ноу», качал головой, показывал жестами, что он его не одобряет. Все хором ему отвечали, что это не так. Это был бессмысленный спор, но он возник, поэтому мои товарищи, как патриоты своей страны, защищали Путина, а значит и Россию. В конце концов, он умолк и только улыбался нам, на наши слова какой Путин «гуд». Когда я пошутила, что местный житель вовремя понял, что нас много, а он один, все грохнули от смеха. Это был единственный момент, когда возник спор, да и то всё это происходило в дружеской обстановке. Местное население оказалось на удивление миролюбивым, хотя у нас были опасения, что в связи с последними неблагоприятными международными событиями отношение к нам не будет добрым, но, к счастью, наши опасения не оправдались. Португальцы и испанцы оказались дружелюбными, вежливыми и нам они очень понравились.


        На протяжении всего Пути мы увидели много красивейших мест, встретили множество пилигримов из других стран, с которыми фотографировались, общались. Все нас приветствовали со словами «Бен камино!» Мы познакомились с группой из Майорки, состоявшей из 7  мужчин, которые, то догоняли нас, то  отставали, и каждый раз, когда встречались, мы  приветствовали друг друга. За несколько дней пути наши женщины в прямом смысле спелись с ними и голосили на всю округу «Катюшу». Ирина, выстроив их в шеренгу, маршируя, распевала вместе с ними военные песни. Нас окружала удивительная атмосфера доброжелательности, как со стороны пилигримов, так и со стороны местных жителей, которые всегда первыми приветствовали нас. Надо отдать должное и нам, россиянам, которые излучали жизнерадостность, приветливость и были открытыми в своих чувствах. Мне было очень жаль, что я не могла в полной мере наслаждаться красотой, которая окружала нас на протяжении всего Пути. Но я фотографировала и даже немного поснимала на видеокамеру, но потом не стала этого делать, так как на съёмку уходило слишком много времени, я сбивалась с темпа, потом приходилось догонять группу. Я старалась как можно больше запечатлеть дивные пейзажи, которые сменяли друг друга, как декорации. Дорога заводила нас на лесные тропы, где деревья местами смыкались, образуя арку. Она выводила нас к селениям, где возвышались, словно стражи времени, каменные католические храмы со шпилями, устремлёнными ввысь, к небесам. Царившие вокруг них тишина и покой, навевали мысли о вечном и только путники вносили лёгкое оживление, которое не нарушая уединение, лишь обтекало юдоль вечности. Жёлтые стрелки и ракушки выводили нас то к долинам с виноградниками, к журчащим ручьям, изумрудным полянкам с полевыми цветами, то к испанским дворикам с коттеджами один оригинальнее другого, цветущими кустарниками и пальмами.


       Все пройденные километры, всю окружающую красоту я воспринимала, преодолевая физическую боль, с которой мне пришлось свыкнуться, примириться, не обращать внимание. Словно мне было уготовано испытание: набила себе мозоли в Порто, ещё перед поездкой у меня разболелось горло, зуб, травма колена давала о себе знать  – вот с таким набором недугов мне пришлось преодолевать себя, а значит и Путь. Я, как могла, лечилась, мне помогали медикаментами, но улучшение не наступало, видимо из-за нагрузок. Не только я превозмогала боль. Валентина Зверева порезала камушком палец на ноге, который потом сильно воспалился. У Людмилы Ворониной были проблемы с ногами, а Галина Семёновна Политыкина перенесла два года назад операцию на бедре, но ходила как лось, несмотря на боль. У Тамары Петровны Лебедевой подскакивало давление до 200, но она упорна шла. Так несколько  участниц похода прохромали  весь Путь. Меня же  только перед самым отъездом перестала мучить боль.


       Самым тяжёлым для меня оказался последний отрезок Пути. Мне пришлось включить скорость и из последних сил идти, чтобы не отстать от группы, в результате пришла  раньше, чем ожидала, но  после Тамары Петровны. Для неё, этот отрезок пути оказался триумфальным. Она с лёгкостью одолела километры и одной из первых пришла к автобусу. Это было чудом, так как все эти дни она переживала, что подведёт группу, из-за этого у неё поднималось давление. Все наши увещевания, что это не соревнование, главное пройти столько, сколько хватит сил, не давало результата. Добравшись до автобуса, я не думала о том, что это – конец Пути, а просто хотелось, отдышаться, передохнуть, тем более знала, что впереди ждёт не отдых, а ещё много дел. Когда вся группа собралась, Хосе  довёз нас до отеля, и нам пришлось распрощаться с ним, с человеком к которому привыкли, которого успели полюбить. Какие-то вещи он делал по долгу службы, но очень многое потому, что был человеком воспитанным, внимательным, заботливым и сердечным. Жаль, что языковой барьер не дал нам  в полной мере общаться, но мы умудрялись  говорить с ним со словарём-разговориником, то отдельными английскими словами, то жестами. Хосе со временем даже наши шутки стал понимать и очень смеялся им. Помогали понимать друг друга такие международные выражения, как «ням-ням», «чап-чап» - это было очень смешно, но действенно. Я была уверена, что наша группа пришлась ему по душе. На прощание мы подарили ему магнитики с оленями, хором поблагодарили по-испански, и тепло распрощались с ним. Как всегда в таких случаях, было очень грустно. Потом мы узнали, что ему, оказалось, было очень приятно, интересно сотрудничать и общаться с Ириной Терещенко и нашей группой.


       Заселившись в  номера отеля «Gelmirez», оставив вещи, мы поспешили в кафедральный собор Святого Иакова, чтобы выдержав огромную очередь, получить сертификаты, а потом присутствовать на службе бутафюмейро. Мы видели ларец с мощами апостола Иакова и прикасались к нему, загадывая желание, затем бросали монеты в чашу, которую  держал в руках священнослужитель. После всех церемоний мы нашли ресторанчик неподалёку от собора и отметили прекрасным ужином конец Пути. Когда возвращались, то уже вовсю шла ночная жизнь города, пели уличные музыканты, молодёжь толпилась и оживлённо галдела, но мы устали, у нас был очень длинный день, поэтому мы поспешили в отель. Вот так завершился наш Путь Пилигримов!


       В Сантьяго у нас было три дня отдыха. На следующий день – 9 мая была последняя запланированная поездка на автобусе в Финистерру (к океану на Край Земли). Сначала наш новый водитель, кстати, тоже очень приятный, завёз нас в Мурос, к водопаду. Зрелище было грандиозным! Я могла бы несколько часов провести там, созерцая и любуясь мощными падающими пластами скал, водопадом, огромными валунами, напоминавших доисторических животных, и быстрым многоводным течением реки. В Карнотто на пристани фотографировались на фоне яхт и лодок. Почти все искупались в бурлящих водах Атлантического океана. С небольшим опозданием мы подъехали в Финистерру на обед в местном ресторане, где отметили День Победы, пели военные песни и братались с «Нормандией-Неман». Французы очень тепло нас приветствовали: поднимали бокалы и подпевали нам. Неугомонная Ирина закружила  французов в хороводе. После вкусного обеда, братания и хоровода, заехали в Муксию на заброшенный маяк. Вдали  от маяка сурово возвышался католический храм в окружении каменных стен, со шпилями, как стрелы, вонзившихся в небо. Старый маяк стоял в одиночестве, лишь чёрные и серые валуны громоздились вокруг него, да беспокойные океанские воды без устали бились и бились о каменные берега. На обратном пути решили заехать на мыс Финистерра, который ещё с древности считался концом земли и мира. Пилигримы, прошедшие путь Святого Иакова, сжигали свою обувь на этом месте, но мы не стали этого делать. На мысе поставили памятник пилигримам в виде ботинка из металла на валуне.Весь день провели разъезжая вдоль побережья океана. На следующий день на электричке поехали в Коруно. Кто-то несколько часов провел на пляже, кто-то пошёл к маяку или гулял по городу, но вернулись в Сантьяго все вместе. Следующий день провели в городе, а вечером допоздна собирали вещи, чтобы на следующий день выехать обратно в аэропорт Порто, чтобы вылететь во Франкфурт-Москву. Я уже успела соскучиться по дому, поэтому не испытывала грусти, но поняла, что следует когда-нибудь вернуться, чтобы по-хорошему изучить эти прекрасные страны. Чтобы наверняка вернуться сюда, мы кинули монетки в бушующие волны Атлантики, надеюсь, они донесут их куда следует.

 
       В аэропорту Франкфурта мы испытали последнюю трудность. Я очень благодарна Галине Семёновне и особенно Валентине Зверевой за помощь в аэропорту. Нас задержали в Порто и мы не успевали на свой рейс из Франкфурта на Москву. Ирина Терещенко сообщила об этом стюардессам. Они связались с аэропортом Франкфурта, а потом сообщили нам, что наш самолёт будет задержан до нашего прилёта. Аэропорт в Франкфурте очень неудобный. Нам пришлось на бегу, с тяжёлыми сумками в руках, а у меня ещё был тяжеленный рюкзак  за плечами, преодолевать огромные переходы-залы, пока добрались до места вылета. Галина Семёновна ещё в отеле отдала мне свою сумку, так как ручка моей оторвалась, а в аэропорту Порто забрала у меня из рук пакет с видеокамерой, которая уже никуда не влезала. Когда все бежали галопом в зал вылета, Валя Зверева стала предлагать помощь, но я отказалась, так как у неё самой была сумка. Но она, видя, как мне тяжело, всё равно в какой-то момент подхватила одну из ручек сумки и мы вдвоём уже спокойно добежали. Оказалось, можно было не спешить так, нам пришлось ещё минут сорок дожидаться посадки, пока доставляли наш багаж из одного самолёта на другой, но мы хоть успели отдышаться. Когда вспоминаю о трудностях в поездке, то больше всего вспоминается изматывающий, долгий бег по аэропорту  Франкфурта, поэтому сердце наполняется благодарностью к этим двум  замечательным женщинам. 

               
       Мой рассказ был бы неполным, если я, хотя бы вкратце, не рассказала о тех, с кем меня свела судьба на Пути Пилигримов. Я говорю всем СПАСИБО за то, что мы были вместе в Пути!
       Я очень благодарна Ирине Терещенко, всей нашей группе за тепло, заботу,  дружелюбие, что царило между нами. Поездка не была бы для меня такой замечательной, если бы не  люди. Я открыла для себя двух уникальных личностей – Галину Семёновну Политыкину и Тамару Петровну Лебедеву. О возрасте женщины не говорят, но не в данном случае. Дай Бог каждому из нас в их возрасте быть такими же привлекательными, жизнелюбивыми, активными, бодрыми, волевыми – позитивными! Они дарят надежду на будущее! Галина Семёновна очень коммуникабельный, внимательный и заботливейший человек, спортивный, знает несметное количество историй, кладезь полезной информации. Тамара Петровна поразила меня  своей кроткостью, деликатностью. Она, многое пережившая в своей жизни,  принимает её со смирением, поэтому так спокойна, тиха и светла. Ирина Терещенко, благодаря которой состоялась поездка, обо всех заботилась, следила за нашим здоровьем, была замыкающей в дороге, никого никогда не оставляла. Мне очень пришлись по душе Ольга Михеева – спокойная, сдержанная, надёжная, её подруга Галя Михеева – открытая душа, певунья, весёлая и такая сердечная, что я успела её полюбить. Мария Санникова – домашняя, уютная, тёплая, душевная. Валентина Зверева – добрая, упорная, мужественная, которая прошла весь Путь, несмотря на проблему с ногой. С Оксаной Бусел мы знакомы давно, с теплотой относимся друг к другу. Это было уже второе наше совместное путешествие. Надя Чупрова оказалась весёлой, приветливой, деловитой. Супруги Саша и Коля Скопины, его сестра Лена Будилова, их подруга Наташа Воротникова, всегда держались вместе, но при этом  были общительны и дружелюбны со всеми. Отдельное спасибо Коле – единственному мужчине в группе, который всегда всем помогал. О нём достаточно сказать  всего лишь в двух словах – настоящий мужчина! Наталья Маевская и Ольга Васильевна Гончаренко меня восхищали своей выносливостью, энергией, жизнерадостностью – всюду только первые! Я не могу не восхищаться и Людмилой Ворониной, которая раньше не ходила на палках, но прошла Путь. Я очень благодарна ей за её упорство, внимание, трогательную заботу. По жизни для меня привычнее заботиться о других,  но когда кто-то другой, кроме моих детей, заботится обо мне  - это не может не трогать до слёз. Я открыла для себя не только Путь, но и интересных, замечательных людей, которые подарили мне эмоции, чувства, мысли – это есть подарок судьбы! Это есть – подарок Пути!
07.06.15.