Стук

Хельга Нова
    -... и тогда я говорю: "Впрочем,я могла бы подумать... Но только это уже не твое дело."

      Она замирает, гордо приподняв голову. Конечно, ожидает от меня одобрения ее действий. Одно "но" - я почти не слушала ее речь, полную эмоций, хотя она появилась в моей небольшой комнатушке именно за этим - излить мне душу.

      Не она первая, впрочем.

      Я уже давно сбилась со счета, скольким людям я молчаливо кивала в процессе "исповеди". Как они чувствуют, что со мной это можно? Они приходят ко мне, и им не нужен мой чай, не нужно вино в бокале на тонкой ножке. Им не нужно, чтобы я гладила их по спине или вытирала слезы. Все, что им нужно - мое молчание и глаза напротив.

      Пожалуй, они приходят даже не за советом, а просто чтобы выговориться. И знаете что? Я позволяю им это. Ведь если вдуматься, ситуация даже немного страшна, кроме очевидно-печального: всем иногда нужно просто выплеснуть то накипевшее внутри, что не дает уснуть ночью. И нет ничего страшного в том, что ты приходишь к другу, который поймет любое твое слово, не осудит, не станет поднимать левую бровь и выслушает твою речь до последнего слова. Да, в этом нет ничего страшного.

      Страшно, когда с этой целью ты идешь к человеку, который тебе даже не друг. Который просто готов слушать. Страшно потому, что нет человека, которого можно было бы назвать другом.

      Но она не думает об этом. Она просто рассказывает мне еще одну историю, и ее вполне устраивает, что я смотрю в свой чай, пытаясь выловить ложкой листик мяты вместо того, чтобы отслеживать эмоции на ее лице.

      Порой мне кажется, что в этом и есть суть моей жизни: в том, чтобы облегчать ее другим. Выслушать, когда это необходимо. Помочь, если просят. Не обременять своими трудностями. Не давить, не быть навязчивой. Кивать. Улыбаться.

      Никто не говорил мне, что так нужно. Но по-другому я не умею.

      -А знаешь, что самое интересное? - с воодушевлением продолжает она, и я вопросительно вскидываю глаза в ожидании очередной реплики. - То, что когда это нужно было мне, ничего не происходило.

      Я улыбаюсь краем губ. Эта история случалась в жизни каждого, наверное. Ты ждешь чего-то со всей силой души, на которую способен. Но желаемого не происходит. Ты можешь кричать, биться в стены, царапаться. Ничего не изменится.

      Но стоит тебе отпустить это желание - оно приходит к тебе само, просится в руки, трется теплыми боками, как котенок. А ты уже не хочешь этого.

      Я знаю это чувство.

      Она останавливается, и я понимаю, что пришла моя очередь говорить.

      -Знаешь, - медленно начинаю я, снова опуская глаза в чай, - то, что этого не произошло, когда ты так сильно хотела этого, значит только, что это и не должно было случаться.

      Мои слова перебиваются громким, настойчивым стуком, слышным даже сквозь входную дверь.

      Она замирает, а я, скривившись одной щекой, говорю:

      -Кто-нибудь другой откроет.

      И еще не договорив, вспоминаю, что на этаже не осталось никого, кроме меня. А замок как раз вчера стал заедать, так что снаружи его не откроешь ключом.

      И это означало, что открыть должна все же я.

      Стук повторился.

      И тут же быстро добавила, пока она не набрала порцию воздуха в легкие для новых рассказов:

      -Хотя постой секунду, я все же открою. С замком проблемы.

      Она немного разочарованно кивнула.

      Я отставила в сторону прозрачную чашку с плавающими внутри зелеными листьями и вышла из комнаты, вступив в темноту коридора.

      На выходных обычно все разъезжались, и с целью экономии электроэнергии в помещениях, где никого нет, свет гасили. Забота о потреблении лишних киловатт, вырабатываемых неутомимыми электростанциями.

      Свет горел только на кухне, где около получаса назад я заваривала чай. В узкие коридоры, идущие по двум сторонам от кухни до самого выхода на этаж, он почти не попадал. Разве что самую малость, обрисовывая темные очертания. И еще маленькая полоска света из-за приоткрытой двери моей комнаты.

      Я подошла к двери, взялась за ручку, и она тут же содрогнулась под настойчивым стуком с обратной стороны.

      -Тише, я открываю, - негромко сказала я, дождавшись, когда он стихнет.

      Несколько секунд самоотверженной борьбы с упрямым замком - и я открыла дверь. Там, за ней, было точно так же темно. С той только разницей, что площадка перед лифтом, куда выходила дверь, была едва-едва освещена лунным светом, что вливался в небольшое окно напротив самого лифта.

      Дверь на мгновение тихо скрипнула, и даже в этой темноте я узнала силуэт стоящего на пороге человека.

      Потому что я знала эти очертания на ощупь.

      Он молча вошел, а я отступила назад, не собираясь задерживаться ни на секунду.

      Здесь все было давно решено и спокойно. Не было больше никаких волнений, не было душераздирающих драм, слез, скандалов. Больше не было.

      У меня не дрогнули руки, когда я увидела, кто стоит на пороге. Не дрогнул голос, когда он негромко сказал "Спасибо", а я бросила через плечо: "Не за что".

      А дрогнуло сердце, когда, уходя, я почувствовала, как моей руки коснулась его теплая ладонь. Остановившись на мгновение, я обернулась.

      И совсем не успела понять, как он потянул меня к себе, потому что осознала, что стою к нему слишком близко только тогда, когда уже когда вдохнула его запах.

      Такой чертовски знакомый запах.

      Он наклонил голову, прижимаясь ко мне щекой, а я почему-то подошла еще на шаг ближе к нему. И тут же почувствовала прикосновение горячих ладоней к своей спине.

      "Да какого черта", - подумала я, когда мои руки независимо от меня скользнули по его бокам на теплую широкую спину. Клянусь, независимо. Просто по привычке.

      Почти не контролируя то, что делаю, я уткнулась лбом в его плечо, а он прижал меня еще ближе к себе, зарываясь лицом в волосы на моем плече, втягивая в себя их запах. Мой запах.

      И это было так знакомо, так привычно, так кричаще-искренне, что на какой-то момент у меня просто перехватило дыхание. И то, что давным-давно было успокоено, вдруг подняло голову и нахлынуло на меня со всей своей силой.

      Но только на секунду.

      Я тут же отстранилась от него, а он опустил руки, удерживая мою ладонь в своей, и спросил:

      -Почему ты такая грустная?

      Это напомнило мне фильм. Такой банальный, незамысловатый, с плохо прописанным сценарием и не самой лучшей игрой актеров. Избитый сюжет, затасканный до дыр сотнями режиссеров.

      Но, может, он именно потому и банальный. Потому что правдивый. Потому и звучат так пошло эти слова в темноте коридора, так не по-настоящему. Именно потому, что нет ничего более настоящего, чем то, чего нет.

       Да, "Оскар" бы мы не получили, причем оба. Потому что я сказала, не слишком заботясь об убедительности:

      -Фильм грустный попался.

      И отступила еще на полшага назад, отчего наши руки перестали соприкасаться.

      -Я зайду? - тихо спросил он.

      -Я не одна, - ответила я без каких-либо эмоций.

      -Да, конечно.

      Пару секунд я всматривалась в темный силуэт человека, стоящего напротив меня. Но сказать было больше нечего, и поэтому я молча развернулась и пошла на полоску света, пересекающую пол с моей стороны коридора.

      Подходя к своей двери, я остановилась, слушая звон его ключей и звук открывающегося замка.

      Все изучено до мелочей.

      На мгновение прижавшись лбом к двери, я вдохнула и вошла назад в светлую комнату.

      Снова навстречу разговорам.

      Когда-то здесь звучала отнюдь не разборчивая речь.

      Сейчас же все по-другому.

      Но, вливаясь назад в поток слов собеседницы, я могла думать только об одном. Ее речь постепенно закончится, слова иссякнут. Я знаю, как это бывает с изливающими душу рассказчиками. Они замолкают, взвешивая все сказанное, чтобы подумать: не было ли ненароком сказано лишнего. И, убедившись, что все оставалось в рамках приличия, уходят, неловко помолчав пару минут.

      Так будет и с ней. Она уйдет. Я не хотела думать, что будет потом.

      Но я знала, что она уйдет и снова захлопнет дверь, которую я попрошу не закрывать. Хотя...больше не придет никто. Выходные ведь. Ночь.

      Да и все участники событий на месте.

      Пока что.

      В коридорах темно.

      Тихо.

***

      Как я скучала по этой неразборчивой речи...