На русских поминках

Гунки Хукиев
      Так случилось, что у моего коллеги старого прораба, сын погиб в Советской армии зимой в 1987 года. А жили мы в городе Шевченко (ныне Актау), что на Восточном берегу Каспия.

Пока везли тело сына, а он служил в другом городе, большинство забот на похоронах, плюс ещё моральную поддержку родителей, не отходя от производства, я взял на себя.

  Похороны проходили под пронизывающий ветер с моря, пришлось, по русским обычаям, стоять без шапки, нести на некоторое расстояние гроб. "Всё,- думал я- насморк и ОРЗ обеспечен".
 
С одобрением мужики восприняли мой рассказ о чеченских обычаях, не разрешать женщинам присутствовать на кладбище во время похорон, им запрещено смотреть в яму погребения. Там должны присутствовать только суровые лица мужчин и мулла.
Тяжело и больно было смотреть на мать солдата, которая кидалась на гроб во время спуска в яму. Да, признавались мужчины, это момент не для женских глаз.

После окончания процедуры погребения, я молча удалился, поставив в известность родственника коллеги. Супруги не было дома, уехала в Грозный, а мы с сыном вдвоем. Встретив его из школы, пошли обедать в кафе.
И вдруг за мной приезжают двое из  похоронной группы и говорят, что мне необходимо ехать в другое место, где идут поминки по усопшему.

Никаких возражений не принимались, ибо коллега без меня не хочет начинать. Пришлось сына оставить одного, строго настрого предупредив не отходит со двора.
По дороге ребята рассказывали мне, что мой поступок является чуть ли оскорблением отца покойника, чего я меньше всего хотел совершить. Потому что столько сделал для него и в самый важный момент поминок ушёл, а потрачу я на это пять-десять минут.
  Приехав в кафе, где были расставлены столы, я встретил плачущего коллегу, который сказал: "Зачем ты так ушёл?"
А время было, доложу вам братцы, когда в стране была объявлена борьба с пьянством и алкоголизмом и сам я член "Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость", со значком на лацкане пиджака, как беспартийный коммунист.
Пить водку в подобных мероприятиях хоть свадьба, хоть похороны, а особенно в публичных местах, было строго запрещёно. Появилась мода на комсомольские - молодёжные свадьбы, где отсутствовало спиртное. Это был полный абсурд, даже для чеченских свадеб с нашими суровыми нравами. 
  Этот дорогой напиток тех лет, почти валюта,  был организован лично мной, как и банкетный зал кафе с помощью земляков, которые трудились на разных торговых точках и в складах ОРС -а (отдел рабочего снабжения).

Не сочтите за нескромность, но мои земляки выручали меня и моих знакомых всегда. Подобный тотальный дефицит еды и питья при Советах, сегодня кажется неправдоподобным, но так было.
 Пришлось идти и до начальника городской милиции с поклоном, чтобы не подставлять заведующего кафе, пообещав ему стройматериал для завершения дачи.
Несмотря на поминки солдата, все боялись- "как бы чего не вышло", а использование чайных приборов, подсказал сам шеф городской милиции. Подняв верх указательный палец заговорщицки предупредил: "Для конспирации!"

И вот мы совершали "тайну вечерни", наливали из чайников в кружки и молча, как положено не чокаясь выпили два, три раза. А чтоб отвлечь отца солдата от мрачных мыслей, тихо поругивали Горбачёва и его перестройку.
Я, конечно, не ангел, но прости меня, Аллах, будь трижды шейх я выпил бы ящик водки, глядя за столом на убитую горем мать, на опухшее лицо от слёз сестру солдата, на мгновенно состарившегося отца, которые отправили здорового сына в армию, а получили в ящике "брутто".

Я думал это дело добровольное на поминках хочешь пей, хочешь нет, оказалось, для русского человека это святое дело выпить на поминках, тем более тебя здесь уважают - уважь ты и нас. Можно было, конечно, отказаться, но лёгкий осадок обиды в душе русского человека оставалось, как я понял позже и в других похоронах. А сидеть белой вороной тоже не прилично.
   Не понимаю до сих пор Горбачёвскую клику, как он, Ставропольский русский из казаков, мог запретить русскому человеку выпить на христианских поминках.

   Вспомнил я этот случай для чего? Мы, многие народы живём в одной стране, называемой Россия, а обычаи и нравы друг друга не знаем, порой не хотим даже знать. Тотальное подражание Западу- Евромойка, Евроремонт и Европохороны появятся, если уже не появились.
  Что в этом плохого, если человек из другой веры появился на русских поминках, чтобы разделит горе своего знакомого и выпьет пару рюмок водки, ведь ты пришёл делить с ним его беду, так дели её до конца.
Но не все люди одинаковы, как мой старый отец, который прожил девяносто лет, но так и не узнал запах спиртного, таких не надо обвинят в невежестве и неуважении к обряду, к хозяину. Бывают и такие.

У нас, у чеченцев, три дня и три ночи на похороны приходят люди, порой и незнакомые. А это несколько тысяча человек и всех надо встречать, провожать стоя, и рассиживаться родным покойного не приходится.
 
 По своему возрастному цензу на сельских мусульманских похоронах, где у нас ещё сохраняется чистота морали, меня с годами приближают всё ближе и ближе к почётному месту аксакалов, хотя грустно в этом сознаваться. Места эти так ритмично освобождает старшее поколение, но на то воля Аллаха.
На похоронах только возраст и годы человека, дают право занимать столь уважаемый пост. Социальное положение не имеет никакого значения будь он сам Рамзан Кадыров вместе с Владимиром Путиным. Правда Владимир Путин будет сидеть рядом со мной, как гость и мой ровесник, а Рамзан Кадыров сядет, где то в конце около моего сына, как его ровесник.

Печальные должности, но приятно мечтать!
И будут они рассиживаться  пока старший из родственников покойного не поблагодарит за визит уважения и не позволит им удалится.
А при появлении ещё на горизонте старого аксакала все стают и не садятся пока он этого не разрешит, таким же образом провожают после завершения ритуала соболезнований.

 Ты проезжаешь чужое село, город, а там около дороги похороны и ты обязан остановиться, сказать свои слова соболезнований. А там видно ты не местный, тебя сажают на почётное место как гостя и старший похорон тебя благодарит за визит уважения, и ты уходишь с чувством выполненного долга, ибо ты человек и ты не вечен.
Правда, сидят они не за накрытым столом, а на простых скамейках, расставленные в "Г" образной форме.
Самое дорогое, что ты потеряешь- это пять минут.
 Мужчинам не дают оставаться с своим горем один на один, так же и с женской половиной, которые располагаются отдельно.
  За эти три дня своих похорон, сам того уже не ведая, какой бы образ не вёл при жизни, любой человек становиться личностью, наравне с другими известными, уважаемыми людьми.

  Соболезнующий обязан: родным покойного говорит: "Пусть Аллах простит ему грехи", и обязательно глядя в глаза каждому персонально, а те в свою очередь в знак признательности: "Пусть Аллах будет благосклонен и к вам".
   А если умирает ребёнок. Какие могут быть у ангелов грехи? Они ещё не успели наломать дров. "Эхартана пайда болуш хуьлда". Примерно:" Пусть будет прок загробному миру".
А что мы знаем? Кроме как изрекать друг другу пошлости: русские превращают похороны в сабантуй, а ты чурка, лицо Кавказской национальности.               
 
Я не пытаюсь доказать тут хуже или там лучше у каждого народа свой путь, а
уважение обычаев другой нации - не эта ли вершина порядочности любого человека.