Рецензия 5-8, -9 Онтология мировых писаний

Виталий Шолохов
Роберт Ван Вурст «Онтология мировых писаний». Восточный\Теологический семинар. 2003. WADSWORTH. Стр. 153-155.

Об этиках Конфуция

8. Основа хорошего правительства ** Великое обучение 1-7; 9.1, 3-5
Тексты Конфуция приведены в разделах 1-7; что следует из девятой главы комментариев философа Цанг, которые прилагаются к «Великому обучению». Этот отрывок, первоначально  - глава в «Классике обрядов», был сделан классическим сам по себе в одной из четырех книг и оказал большое влияние на идеи и практику правительства в Китае и в других землях под влиянием идей Конфуция. (Taken, с редактированием, от Джеймса Легг, транс, Священные Книги Китая: Тексты Конфуцианства, часть 4, Священные книги Востока т. 28 (Оксфорд: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1885) pp. 411-413, 417-419).
Великое учение иллюстрирует знаменитую добродетель - любовь людей, и отдых в высшем совершенстве.
Объект исследования определяется и после этого спокойно и невозмутимо достигается. Это упокоение тщательного обсуждается, и обсуждение сопровождается достижением желаемого конца. Вещи имеют свои корни и свои ветви. Дела же имеют конец и свое начало. Чтобы узнать, что есть первое и что последнее, надо знать Великое учение.
Древние, которые хотели проиллюстрировать знаменитую добродетель во всем мире, в первую очередь предлагают определить состояния. Желая найти состояния, они сначала обращаются к семье. Желая урегулировать их семьи, они сначала вспоминают их лица. Желая вспомнить лица, они сначала облагораживают их сердца. Желая исправить их сердца, они сначала пытаются быть искренними в своих мыслях. Желая быть искренними в своих мыслях, они сначала расширяют до предела их знания.
Расширение знаний в ходе расследования вещей. [5] После расследования, знание становится полным. Если их знания не полны, их мысли должны быть искренними. Если их мысли являются искренними, их сердца «выпрямляются». Их сердца выпрямляются, их лица восстановлены. Когда их лица восстановлены, их семьи как бы собраны. И ими можно правильно управлять. Когда их состояния их праву урегулированы, все царство становится спокойным и счастливым.
От сына Неба вниз к народу, все люди культивируют человека быть корень всего. Это, конечно, не означает, что появляется точно то, что планируется.  Это никогда не было так, что то, что имело большое значение, получалось, когда заботились, и в то же время то, что имело незначительную важность, было результатом незначительной заботы ....
[9.1, с комментарием] Что подразумевается под фразой?, "Для того, чтобы правильно управлять государством, нужно сначала отрегулировать семью," (Не прямая цитата из текста Конфуция, но хорошее заявление идеи, что происходит там. Это недостаточно для того, чтобы учить других, в то время, но все же необходимо. Таким образом, исследование, не выходя за пределы своей семьи, завершает уроки для государства. Существует культ сыновства, который государь должен соблюдать первым.
Существует представление о братстве, в рамках которого старейшины и начальники должны служить. Существует доброта, к которой всем следует серьезно относиться ....
[3] Из любящего примера одной семьи целое государство становится любящим, и от его любезностями вся государственная становится вежливым, в то время как, с амбициями и лукавство одного человека [императора], вся государственная может быть приведена к мятежным расстройствам. Такова природа влияния примера.... На этот счет, правитель должен сам обладать хорошими качествами, и тогда он может потребовать их от людей. Он не должен иметь плохих качеств в себе, и тогда он может потребовать, чтобы они не должны быть в других. Никогда еще не было человека, который, не имея ссылку на его собственный характер и желая быть в хороших отношениях с другими, был бы в состоянии действенно наставлять их. [5] Таким образом, мы видим, как правительство государства зависит от регулирования семьи.

9. Уверенность и процветание в правительстве ** Мэн-цзы 4.3,9; 1.6.20-24
Мэн-цзы имеет много высказываний о хорошем правительстве. Первые отрывок посвящен необходимости правителей, чтобы сохранить доверие народа. Второй связан с необходимостью некоторого уровня экономического процветания, так что и правитель и люди могут процветать.
Мэн-цзы сказал: "Это было доброжелательностью, что три династии получили империю, и они потеряли его, когда обстановка перестала быть доброжелательной. То же самое, разложение и процветание, сохранение и гибель  определяются состоянием доброжелательности. Если Император не доброжелательный, он не может сохранить империю от распада. Если государь государства не доброжелательный, он не может сохранить свое королевство. Если высокий благородный или большой офицер не доброжелательный, он не может сохранить свой родовой храм. Если ученый или простой человек не доброжелательный, он не может сохранить себя. Ненавидеть смерть и разорение, а наслаждаться, имея недоброжелательную обстановку, то же самое как ненавидеть пьянство, но любить пить вино. "...
Мэн-цзы сказал: "Потеря империи Чич и Чжоу возникла от потери людей, а потерять людей значит потерять свои сердца. Существует способ получить империи:.. Получить людей, и империя возникнет. Существует способ получить людей: получить их сердца, и люди придут. Существует способ, чтобы получить свои сердца:.. собрать для них то, что им нравится, и не возлагать на них то, что они не любят. Люди обращаются к доброжелательности так, как вода проходит вниз, и, как дикие звери бегут в пустыню ".
[1.6.20-24] Мэн-цзы сказал [королю Сюань из Ци] ... "Только образованные мужчины способны поддерживать привязанность сердца без создания средств к существованию. Что касается людей, если они не имеют надежных средств к существованию, то они не будут иметь надежного сердца. А если они не имеют надежного сердца, нет ничего, что они не могли сделать. Они пойдут по пути самозабвения, нравственного прогиба, разврата, и дикой морали. Когда они будут вовлечены в эти преступления, необходимо следовать за ними и наказывать их, чтобы вернуть им человечность. Как можно добиться такого положения, как возврат человечности, чтобы это было сделано в соответствии с правилом доброжелательного человека?”
"Поэтому умный правитель будет регулировать жизнь народа, с тем, чтобы убедиться, что они имеют достаточно, чтобы служить своим родителям, и достаточно, чтобы поддержать своих жен и детей. Он гарантирует, что в хорошие годы, они всегда должны быть в изобилии удовлетворены, и что в плохие годы они избегнут опасности гибели. Тогда он может призвать их к тому, что это хорошо, и они будут делать это, потому что в этом случае люди будут следовать хорошему с легкостью. Но теперь средств к существованию людей так регулируются, что их не достаточно, чтобы служить своим родителям, и достаточно, только чтобы поддержать своих жен и детей. Даже если они могут иметь хорошие годы, их жизнь постоянно озлоблены, и в плохие годы им не избежать гибели. В таких условиях они только пытаются спасти себя от смерти, и они боятся, что они не удастся. Как они должны культивировать правильность и праведность?”
"Если Ваше Величество желает управлять гуманно средствами к существованию людей, почему бы не обратиться к тому, что является важным шагом к нему? Давайте посадим тутовые деревья в дворах на пяти участках земли, тогда лица, в пятьдесят лет, смогут одеться в шелка. Соответственно, держа кур, свиней, и быков, и не ограничивая их селекцию, можно и человека семидесяти лет накормить мясом. Лишь бы не забирали продукцию в то время, которое собственно необходимо для выращивания ферме с ее сто участками земли семьям из восьми человек, которые поддерживаются землей, чтобы не страдают от голода. Пусть особое внимание будет уделено образованию в школах, особенно в части воспитания сыновней и братской обязанностей. Пусть седовласые мужчины не будут видны на дорогах, несущих бремя своих проблем на их спинах или в головах. Никогда не было замечено, чтобы в государствах, где такие результаты были достигнуты - старики носили шелк и ели мясо, а люди не страдали ни от голода, ни от холода – нельзя было бы достичь офиса императора ".
Комментарий. Во все века философы выступали с утопическими идеями управления государством. Например, Платон не только писал книги, но даже стремился попасть в «офисы императоров», что довести до их сведения свои предложения. И я поддался такому же соблазну во времена горбачевской перестройки. Практика показала, что управление осуществляется по логике стратегических игр, которые используют не только информацию, но и обман. «Подсказать» правителям правильное решение в реальном масштабе времени невозможно. Несмотря на существование академий и штабов. Значительно более эффективно прогнозирование отдаленных целей. Чем большинство теоретиков и технологов и занимается. Этой же линии поведения придерживался, как мы видели выше, и Конфуций.

06/20/2015
Виталий Шолохов