Легенды 401 кабинета или- житие чиновника

Альберт Сорокин
Чиновник на пенсии

О том, как жилось в должности зама главы района - сотня страниц и десятки разных историй. Смешных и странных, порой непонятных самому: почему не иначе? Но вот уже столько лет на пенсии и всё - загадки.

Сколько их знатных и заслуженных и незаслуженно забытых пребывает на пенсии! Многие не выдерживают испытания временем, впадают в транс, посещают действующую власть и напоминают о себе не лучшим образом. Я всегда входил в положение, веря, что дающему да воздастся (когда время придёт), а пуще того - старался не упиться властью под завязку, понимая, что она не вечна, как и для кого-то доходы с неё. Лучше не привыкать, чем с тоской привычки утрачивать.
Вот что получается.
В прошлом году, еду это я с дачи весьма довольный своим авто и городской дорогой, с удовольствием помогаю бесколёсному населению (из Чигорака подвозил бабушку с внучкой-трёхлеткой), рассекаю по Пушкинской… Тут и встречаю ГАИшника. Приветливо киваем друг другу, знакомимся в рамках устава вежливости и я достаю права. Не впервой проверяют, некоторые ещё и помнят по имени-отчеству, честь отдают доброжелательно, но я любезность на счёт прежней службы не принимаю: документы в норме, скорость не превышаю.
- Спасибо, отец. Документы в порядке. – Козыряет. И, чуть не вслед, как бы на всякий случай, добавляет: - ОСАГО есть?
- А это, что за хрень? – не нахожу я лучшего продолжения, так как этой хрени у меня, кажется нет.
- Это – штраф! От пяти до пятнадцати, – весело улыбается. - Тысяч, для непонятливых. Так есть ОСАГО?
С натугой вспоминаю, что раньше всегда оформлял какую-то фитюльку, и даже прилично за неё платил.
- Есть, - отвечаю, и лезу в бардачок.
Но там договора нет! Я испытываю неуверенность и надежду:
- Слушай, дома, что ли оставил? Нет ОСАГО.
- А вообще – был?
- Должен быть….
Служивый вздохнул сочувственно-удовлетворённо. И позвал пройтись к старшему, сидящему в синем жигулёнке.
- Нет договора ОСАГО, - докладывает коллеге. - Номера снимать, или что?
Коллега приглашает сесть, изучает мои документы в пластмассовой обложке, задаёт вопросы.
- Прежде нарушения были? Штрафы платили? – и тому подобное.
- Не случалось. А штраф в 15 тысяч – не очень круто? - спрашиваю.
- Нет, не круто. Может и меньше будет…
Гаишник лениво смотрит мои бумаги (их там оказалось немало, и справки медицинские, и чеки оплат…), а меня волнуют два чувства. Таких денег жалко, это – одно, чего уж, а с другой стороны – не потерять бы собственное лицо. Да и в салоне незнакомая женщина, с которой как раз и разговор вели на моральные темы: власть у нас нехорошая. А тут вам и картинка с натуры: разговор бывшей власти с нынешней.
А первый гаишник интересуется у старшего:
- Что, номера сам снимать будет? Или уж открутить? – В общем – на нервы каплет.
- Мужики, - решаюсь я на серьёзный разговор, - если речь о взятке – я не против, но вам же больше заплатят, если вы меня сдадите.
- Образован ты, дядя. Факт. Мы работаем по правилам. Так что штраф – как и положено. Пенсионер?
- Точно так.
- Откуда на пенсию уходил?
Это уже вопрос на засыпку. Сказать, что из Администрации – не соврать, но тем круче будет кара: кем работал? Ага, попался, голубчик, не всё коту масленица. (Все, почему-то думают, что пенсии у чинов оттуда – аховские! Чего б не порезвиться?) Да и подставить бывших коллег, весь Белый дом, неловко: Эк, бывшая власть в ус не дует, без прав раскатывает по любимому городу! Отвечаю обречённо:
- Да с «Химмаша». Сорок лет отработал. - Думаю про себя: с лучшей стороны аттестован! Председателем СТК был, с директорами на равных разговаривал.
- Так! Ладно. ОСАГО надо подтвердить, это – в первую очередь. И не забывайте его брать с собой. Договорились?
У меня, наверное, челюсть отпала. Вдруг на ВЫ перешёл. Отпускает, похоже с богом! Что такое?
- Возьмите Ваши документы, счастливо доехать.
Я забираю свою пачку, еле в руках держу, спешу к машине, тем более, что другой гаишник возмущён и вопрос старшему обращает:
- Чего вдруг – «счастливо ехать»? Штраф вернячный! Он уж готов был номер снять.
- С «Химмаша» человек. Понял?
- Ды, ёпть, чё – с «Химмаша»?
Дальше я не слышал. Уже в машину садился. Отдаю жене документы, объясняю:
- Да, ничего, - говорю, - ОСАГО надо подтвердить. Завтра поеду.
Жена удивляется:
- Хотели ж номера снять! Что ж это они?
- Сказал я, что с «Хмииаша». Ну, на пенсию оттуда уходил. Не знаю, почему его это так тронуло, но даже на ВЫ перешёл человек. Может – сам оттуда, или директор родственник?
- Так ты ж не с «Химмаша»!
- Ну, что Администрацию позорить? Сказал как сказал.
- А… - Жена выронила из документов небольшой пластик, с запечатанным пропуском в Администрацию. С большой фоткой десятилетней давности, и обозначением должности, с фамилией и отчеством. – Понятно. Ты этот документик специально в месте с «Правами» носишь? Нарушитель.
Честно говоря, не понял я до сих пор, что стало вердиктом для моего прощения: что я был замГлавой в прошлом, или то, что не стал этим фигурировать?

P.S. Вчера ситуация повторилась. Останаливют у драм театра. Я - с дачи, устал в умат. Но гордый. Теперь ОСАГО при мне! Поверил документы офицер, просит ОСАГО. Лезу в бардачок а их там - хрен ночевал!. Прошу начальство:
- Может я сбегаю, куда машину поставить? Есть ОСАГО. Принесу.
А сам себе думаю: Ну куда оно делось? Ведь точно в машине было! Вдруг потерял? Внучка в машине как-то развлекалась...
- Далеко живёте? - спрашивает.
- В Макурёвке.
- Ладно, Альберт Сергеевич. Поезжайте. (Вижу, что фамилию по документу прочитал).
- Спасибо.
Опять поверить трудно: возраст пожалел?
Дома, у ворот смотрю в документы: ну, точно, в пакете - тот же пропуск с фоткой и должностью.
А ведь в другой раз могут и в морду эту ксиву кинуть: нехер иконой заслоняться!