Михаил Врубель Сирень цветет

Тина Гай 2
Когда цветет сирень, понятно: так природа встречает лето. Провожает его  - рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна - в начале, другая - в конце.  И в сирене, и в рябине  поэты и художники  находят  образы человеческой жизни и судьбы.


Рябина -  ее  результат, ее горечь, а сирень - жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она  пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег.  Есть древнегреческий миф о сирени.


Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с  рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.


Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.


Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.


Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.


По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал - Сиринга, которая в народе получила  название флейты Пана (syrinx по-гречески - «трубка). Сиринга стала  символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.


В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж,  как только к нему приближаешься.

Не случайно цветет сирень белым,  синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.


Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени,  передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая  рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.


Куст Врубель писал с натуры, но сказочная  идея рождения живого из неживого, воплощения  души природы в осмысленный образ,  была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.


Образ девушки - не образ человека на фоне кустов сирени, как у Клода Моне в «Сирени на солнце», а фантастически-сказочное рождение  прекрасной девушки-души цветущей сирени. Она несет  на себе ее черты: голубые блики и волосы – цвета ветвей кустарника. Девушка  еще не полностью воплотилась, процесс не завершен. Художник назвал свою героиню Татьяной в честь Пушкинского образа души поэта. Душа сирени - это и есть душа Татьяны.

В картине передана любовь художника к природе, к которой он относится как к живому существу. Современник Врубеля как-то сказал о его картинах: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны". Написание картины «Сирень» была связана с  пребыванием Михаила Александровича в гостях у Николая Ге в Чернигове.


Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.


Главное - стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.


Картина «Сирень» выполнена в излюбленной цветовой гамме Врубеля со всеми оттенками синего, присутствующими в цветах сирени: от голубого до фиолетового. Черты лица выступающей из куста сирени  нимфы напоминают черты любимой жены – оперной певицы Надежды Забелы, его излюбленной модели. И в ее лице, кроме Черниговского куста сирени, явно присутствует мотив романса Рахманинова «Сирень» на слова Е.Бекетовой, который исполняла Надежда Ивановна на концертах.


Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.


Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
(Александр Блок)

***

Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.
Ни снов и радостей и бед,
Она, смеясь, стучит в стекло,
В ней вовсе состраданья нет,
Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,
В ней есть и солнце и тепло,
Но не поймет меня она,
Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,
И все, что было, то прошло,
Тебе ведь нравится сирень,
И все равно, и все равно
(Николай Гумилёв)


***

Положим,- гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, -
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Сирень, Б.Пастернак )

***


Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
(Импрессионизм, О.Мандельштам)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/siren-cvetet/