Шаги по земле 2-ая часть. 2-ая глава

Марат Носов
                Глава 2. Вокзал, цыган и Бура.
       Несмотря на огромные разрушения  Казатина в дни Отечественной войны бомбёжками обеих воюющих сторон и  почти трёхлетней немецко-фашистской оккупации, железнодорожный вокзал города полностью сохранил свой  неповторимый архитектурный вид.  Красота и неповторимость заключалась не только в самом здании, но и в его расположении  островом, рассекающим на два рукава железнодорожные пути.  Внутри здания, рядом с недавно вновь открытым рестораном, в небольшой комнате сидел тот, кто и был мне нужен – Иосиф Михайлович Лернер. Я представился и передал ему письмо Ивана Нетребы, которое он быстро прочитал.
– Садись, Микола, на диван и поведай, как поживает мой бывший командир, здоров ли, справляется ли со своим колхозом? – спросил Лернер у меня. Потом крикнул официантке, и когда она вошла, попросил принести, что-нибудь закусить, а сам нагнулся и достал из нижнего отделения стола бутылку с водкой: « Пью редко и только горилку домашнего приготовления,– пояснил Иосиф Михайлович, – доставая   там же две рюмки.
      –  Давай выпьем по чарке за знакомство и твою новую профессию повара. Если есть желание, можешь стать отличным кулинаром, если его нет, лучше не браться за эту профессию и не терять зря время. Правда, я по своей желаемой профессии никогда не работал и сейчас: директор ресторана не моя профессия.  Закончил в Харькове педагогический институт, а тут война, мобилизовали и оставили в тылу врага партизанить. Накануне освобождения  Красной армией Казатина, мы здесь с партизанским отрядом Ивана Захаровича проводили рейд по заданию командования: взорвать железнодорожный мост через реку Ростовицу – это в 15-ти километрах отсюда и установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 дней.  Задание выполнили, но я был серьёзно ранен и пролежал в госпитале, а когда выписался, поручили заняться восстановлением  мирной жизни в городе. Так вместо педагога, обязали поработать администратором вокзального ресторана. Кстати, он очень известный не только на Украине, но и за её пределами. Здесь обедали такие знаменитости, как Владимир Маяковский, Симон Петлюра и другие. Говорят, что проездом в Крым в нём пробовал  местные  блюда российский император Николай ll  и его семья.
          Иосиф Михайлович предложил мне временно пожить в комнате, где мы сидели, принимая во внимание, что в ней есть диван для ночлега.
         На следующий день я вышел на работу в ресторанную кухню, которая отделялась от моего жилища одной стеной.
       Шеф-повар Кузьма не стал со мной много беседовать о приобретении профессии кулинара, а объяснил, какие обязанности возлагаются на ученика повара: носить дрова, уголь и воду, чистить овощи, убирать помещение,  помогать женщинам чистить сковородки, противни, кастрюли и мыть посуду. Главное, не мешаться под ногами и не надоедать с вопросами.
              Через неделю, когда я сидел и чистил картошку, Кузьма подошёл  и сказал: «Ты оправдываешь свои обязанности, кончишь чистить овощи, подойди ко мне: будем готовить украинский борщ». Постепенно я стал осваивать приготовление различных блюд, что очень пригодилось в жизни. 
           Но  случилась беда: открылось кишечное серьёзное расстройство, и  Лернер пригласил меня к себе.
– Извини, Микола, но я не имею права держать кишечного больного на кухне и рядом с ней в комнате, где ты ночуешь. Тебе необходимо снять жильё где-нибудь в городе,– он протянул мне довольно приличную пачку денег и добавил,– это на новую квартиру в подарок от меня. Выздоровеешь, приходи на работу.  Я понял, что Иосиф Михайлович сделал всё, что мог в сложившейся ситуации, поблагодарил его и ушёл искать квартиру в городе.
          На привокзальной площади Казатина, куда я вышел, преодолев  железнодорожные пути, раскинулся цыганский табор в палатках с двумя лошадями и телегами. Цыгане выступали под открытым небом с песнями и фокусами для толпы, собравшейся вокруг них.  Несколько цыганок ходили в толпе, собирая плату за  предоставленное зрелище.
     – Танец на животе! – объявил один из ведущих этого представления, и цыганёнок лет пяти-шести упал голым животом в пыль на землю и стал крутиться и махать руками и ногами.  Толпа гудела, хлопала в ладоши, а кое-кто вынимал рубли и  клал их в протянутые ладони цыганок.
    – Мастер кнута! – прозвучало следующее объявление. На середину арены вышел молодой цыган. В руке он держал кнут длиной около двух метров и с короткой ручкой. Вслед за ним вышла цыганка с пол-литровой бутылкой вина.
         Они разошлись друг от друга на небольшое расстояние, и  она поставила бутылку  к себе  на  голову. Цыган, взмахнув кнутом, откинул его за  спину, и в следующий момент раздался  свист и громкий щелчок от взмаха кнута.  Описав полукруг,  конец его крепко обвил  бутылку. Цыган дернул кнут на себя, и бутылка с вином оказалась в его руках. Зрители кричали: « Браво, Рома!» и бросали к ногам цыганки денежные бумажные банкноты.
            Моё удивление в том, что толпа знала Романа и называла по имени, исчезло, когда один из зрителей  поведал кто он такой.
             Роман, или по-цыгански Рома, ещё не был титулованным бароном, но в этом бродячем таборе ему подчинялись все.
       Зрелище под открытым небом закончилось, когда ко мне подошла цыганка.
.–  Красавчик, позолоти ручку,– протянула она руку,– вижу на твоём лице печаль, но ждёт тебя богатство и дальняя дорога в теплые края… – она оглянулась и, увидев, что к нам подходит Рома, вмиг куда-то исчезла.
          Цыган подошёл и поздоровался.
– Вы работаете в привокзальном ресторане,– то ли спрашивая, то ли утверждая, обратился ко мне он.
     – Совершенно верно,   работал в ресторане на вокзале до сегодняшнего дня, но сейчас я там не работаю. А в чём дело?
   – Мне нужно поговорить с Вами. Предлагаю пройти ко мне в шатёр, где нашей беседе никто не помешает.
            Мы направились в один из шатров табора, а по дороге успели познакомиться ближе друг с другом и перейти на «Ты».
           Роман поведал мне о своём желании организовать в ресторане  в вечерние часы музыкальные выступления с исполнением цыганами песен и танцев за умеренную плату.
         В свою очередь, я рассказал Роме о  проблемах со здоровьем и лишением меня жилья и работы.
  – Директор ресторана вручил мне приличную сумму денег, тем самым дал понять, что рассчитался со мной полностью и  окончательно,– закончил я своё повествование.
  – Твой понос, Микола, моя сестра вылечит за час, а пожить  временно, если пожелаешь,  ты сможешь у нас в таборе: место найдется.
        Подумав и решив, что предложенный Романом  вариант, один из простых  для меня на сегодняшний день, я дал согласие на ночлег в таборе.
        – Играешь в карты?– вдруг спросил Рома,– если да, то предлагаю, чтобы убить время, сыграть в Очко-21 под символическую первоначальную ставку на банке 20 копеек.
     – Согласен сыграть, только не в Очко-21, а в Буру-31, – ответил я контрпредложением предводителю табора,– Бура-31 более интересная игра, требующая шевелить мозгами.
           Невольно вспомнилось, что научившись играть в азартные карточные игры в детдоме, мне больше нравилась  Бура, чем  Очко.
      – Можно и в Буру, – согласился Роман и достал из одного кармана колоду карт, а из другого пятикопеечную монету.
   – «Орел» или «решка»? Выбирай,– предложил он.
   Я выбрал «решку», но подброшенная им монета упала и легла вверх «орлом».
  – Жребий выпал мне первому раздавать, а тебе первому ходить,–  напомнил Рома известные правила игры  и протянул колоду,– проверь, она не новая, но краплёных карт в ней нет,– уверенно заверил он.
          Когда я возвратил колоду, он несколько раз перетасовал её, раздал по три карты,  а из оставшихся открыл  козырную.
      –  Козыри пики, моя масть,– с внутренним удовлетворением заявил Роман, и мы начали игру.
         Цыгана не подвела его масть: сначала он выиграл у  меня почти все деньги, которые, мне дал Лернер.  Но затем фортуна повернулась и ко мне лицом.
        На кон банка была поставлена большая сумма, проиграв которую я оставался вообще без копейки и наша игра бы закончилась.
Козырной картой на этот раз выпала дама крестей. 
     Посмотрев на свои карты, я увидел, что все они козырные.
     Дал Роману возможность сделать  ход, после чего выбросил на кон три свои козырные карты крестовой масти и громко крикнул: «Не будем мелочиться, весь банк мой.  Ура!!!  Прости, мой друг, но у меня все козырные карты – Бура».
            В последующей игре все выигрыши были моими. Как не пытался цыган выиграть,  требуя делать ставки на кон только «Ва-банк», он проигрывал всё больше и больше.  Сначала Роман проиграл мне все имеющиеся у  табора деньги, потом свои личные вещи, включая  швейцарские карманные золотые часы фирмы братьев Шильд и обручальное кольцо. Мной были выиграны таборные вещи и вороной масти мерин по кличке «Шайтан».
     ¬– Чтобы вернуть всё проигранное, ставлю на кон свою сестру Азу,– теряя здравый рассудок, заявил Рома.
      – На живых людей  в карты не играю, и твоя сестра не может быть вещью оплаты вспыхнувшего бредового азарта.  Подумай, зачем она мне?
       И я предложил ему следующие условия: «Если сейчас мы закончим игру, возвращаю всё проигранное тобой, кроме денег, которые разделим пополам».
     – Не могу согласиться с  предложением и принять от тебя этот дар,– ответил цыган,– дай подумать до утра. Он встал, взял свой кнут и вышел из шатра. 
          Вместо него в шатёр вошла Аза.
 – Где будешь спать: здесь или на свежем воздухе в телеге, куда  отнести мне перину и подушки? – спросила она и добавила,– весь ваш разговор с братом я слышала, потому что стояла рядом снаружи у входа. По нашим законам он не мог распоряжаться мной, как вещью. За твою доброту Бог тебе поможет в жизни.    Она постелила мне в телеге постель  и ушла.
   Я скинул с себя верхнюю одежду, лег на перину, утонул в ней и, слушая голос молитвы цыганки Азы, доносившейся до меня из ночной тишины, заснул крепким сном.
            Утром луч солнца, коснувшись моего лица, разбудил меня.  Открыв глаза, я увидел стоящего рядом с  телегой Романа, держащего в руках пистолет  марки «ТТ».
  – Не может быть, чтоб  он пришёл рассчитаться со мной за  выигрыш здесь в таборе у всех на виду, – мелькнуло у меня в голове.  Ещё не освободившись окончательно от сна, я ничуть не испугался его.
– Не дури, Рома, спрячь свою игрушку подальше! – спокойно сказал я.
       Цыган вдруг громко захохотал и протянул пистолет мне: « О чём ты подумал, Микола, может тебе страшный сон приснился?
        Посмотри, что на ручке пистолета имеется, и прочитай надпись».
     На ручке была бирка с мелкой надписью: «Награда  за  выполнение боевого задания И.М. Лернеру. УШПД» (Украинский штаб  партизанского движения. Справка).
     Прочитав надпись, я понял, что пистолет принадлежал Иосифу Михайловичу и меня не в шутку испугало: как он попал к Роману. 
      Цыган почувствовал мой испуг: «Не подумай, что я убил Лернера, чтобы завладеть этим оружием или украл его,– сказал Рома и стал рассказывать о том, как попал к нему пистолет «ТТ»:
        – Ты знаешь, зачем мне нужен был Лернер, поэтому я искал с ним встречу. Когда он вышел из ресторана, наверно, домой, я пошёл вслед за ним, подыскивая место, где мог подойти к нему и поговорить. Лернер догадывался, что кто-то идёт за ним и дважды оглянулся.
      Наконец, я окликнул его по имени. Он остановился у разрушенного наполовину  бомбежками здания.
        Чтобы как-то завести разговор я спросил: « Товарищ Лернер, у вас работал парень Микола, которому было отказано в работе и жилье…».
        Он не дал мне договорить: выдернул из-за пояса за спиной  пистолет и, перезарядив его, направил на меня.
       Отскочив в сторону, я приготовил кнут для своей защиты. Лернер изменил желание стрелять в меня и направил  руку с пистолетом вверх для предупредительного выстрела.
     Выстрел и удар концом моего кнута по вытянутой вверх руке были одновременными.
Оружие выпало из руки на землю. Подскочив к нему, я наступил на пистолет ногой.
      Оценив обстановку, мой противник  кинулся к разрушенному зданию и скрылся внутри его.
 Несколько раз напрасно  старался окликнуть его, чтобы объясниться.
     Войти в здание и поискать там Лернера не решился, боясь получить удар кирпичом по голове.
      Вот всё, что случилось со мной. А когда я вернулся в табор, ты уже спал.
 
     – Пистолет именной и его необходимо вернуть хозяину и как можно скорее, пока к этому делу не подключилась милиция,– посоветовал я Роману, – и лучше сегодня, прямо сейчас.
– Ты мне должен помочь, Микола,– попросил цыган и я согласился.
       Мы вернули директору ресторана его награду пистолет марки «ТТ», а заодно я объявил Иосифу Михайловичу, что принял решение не возвращаться на работу, потому что кулинар – это не моя профессия.  Лернер принял моё решение молча, а Роману  пообещал  предоставить вечерние часы в ресторане цыганам для исполнения песен.
     Цыганка нагадала мне дальнюю дорогу в теплые края, и я собрался покинуть Казатин и пришёл попрощаться с табором.  Цыганка Аза подошла ко мне и спросила: «Если ты выиграл бы меня у брата, взял с собой?
   Я не захотел обижать молодую цыганку Азу отказом "Нет" и коротко сказал:
    -Да!