Как просыпается искусство

Александр Курушин
Ярким событием в последний год для меня были поездки с московскими художниками по Подмосковью на пленеры. Об этих выездах я слышал и раньше, но тут вдруг на одной из выставок в ЦДХ я встретил свою знакомую художницу Надежду, и в процессе поглощения халявного вина из квадратных картонных коробок, она мне сообщила, что завтра выезд, и есть возможность съездить в Бородино на пленер.
       Я знал что такое Академичка, что такое Переславль-Залесский с домами творчества, даже до Горячего Ключа добирался, но здесь новым было то, что народу много, и все московские, все МОСХовцы. В общем, не задумывась, я подготовил свой побитый этюдник, который видел еще Китай, и на следующее утро был на метро "Сиреневый бульвар", где в центре зала, в пол-десятого уже были заставлены этюдники, холсты, и одетые по походному человек 50.
               Руководитель этих поездок сидел на скамейке с тетрадью в руках и учитывал пришедших, собирая с них по 500 рублей. Я был для него незнакомый, и он спросил - кто пригласил вас к нам. Я назвал фамилию Надежды Курманбаевой, и это его успокоило. Это был знаменитый Петр Иванович. Он взял с меня те же 500 р. и через какое-то время все потянулись вверх к автобусу. Так начались мои поездки, которые со сбоями и без проходили каждую пятницу и поездки были по всей Московской области, и даже до Калуги, Ростова и Рязани.
     Я окунулся в новый мир, увидел много интересных художников и художниц. Это самая элита, самые активно работающие художники Москвы. Вот та же Надя Курманбаева, имеющая творческое имя Умит Бек. Вокруг нее концентрируются до 10 художников, которые ориентируются на такую манеру письма. Это предельное обобщение содержания работы в виде пятен цвета; однако глядя на эти картины создается впечатление перетекания, а то и эмоциональных ударов. В общем это на грани предметной и беспредметной живописи. Но это живопись. В эту группу входят Таня Холево, Валентин Чопык, Чулпан Цветкова. Работы у них ударные. Задумаешься поначалу, почему они так долго смотрят, выбирают сюжет, прицеливаются, присматриваются к пейзажу, хотя получается на первый взгляд работы, не связанные с реальностью. Но нет, нет и нет!
       Не сразу и не всем, надо отметить, становится понятно, что это создается текущее во времени мессиво цвета, отражения времени.
     В эту же компанию входит Татьяна Ипатенко и Вера Ельницкая. Здесь идет наложение сверхреального и абстракции, т.е. бессодержательное, можно даже сказать дух витает по их работам то там, то сям, хотя у Веры Ельницкой, по работам уже можно угадать, что изображено, какой это монастырь или храм. Ещё больше бессодержательного и выпадающего, вносит в свои в общем-то реалистические работы Артур Шувалов. Разношёрстны Гиляров Алексей и Михаил Корда, мастерски владеющие разнообразными палитрами и стилями. А Валерий Светлицкий - его палитра самая открытая и смелая в МОСХе!
     Так что вот я указал ядро группы, которые я для себя уважительно называю "мазилы-МОСХовцы". В эту группу вливается также мэтр Панкратов Володя, Полковниченко Аня (ученица В.М.Сидорова, пишущая исключительно метровые картины) и близко соприкасается Елена Старик.
    Об Елене Старик можно говорить и говорить отдельно. Она наиболее продуктивная из пленеровцев. Все берут по 2 метровых холста, но она иногда и 4 метровых холста связанных попарно запихивает в наш двухэтажный автобус. И потом Елена Старик - красавица из красавиц. Она сама - модель и в одетом и в раздетом виде. Но пишет она круто, как никто. Честно надо признаться, что коньяки и по пол-литра и по четверть часто мелькают в руках девочек, поднимая их настроение.
     И вот Елена начинает выдавливать краску из толстых тюбиков с иностранными красками прямо на холсты. Причем она пишет по два холста сразу, на одном отражая горячие чувства, на другом - противоположные. В общем секторный обзор.
    После этого начинается нанесение содержательного слоя - заборы, небо, земля, кремлевские стены. Потом вдруг всё исчезает и появляются паровоз, взрывы, стрельба, бегущие матросы. Потом, после отдохновения, Елена одевает специальные перчатки и начинает руками месить следующий слой содержания. И что вы думаете - начинается согласованно выползать птички, ангелы, цветные камни и бриллианты.
       Постоять рядом с ней в этот момент подтягиваются и другие художницы, которым интересно посмотреть, как рождаются шедевры. Но у Марины Леизголд и у самой шедевры, при этом краски она расходует намного меньше. Её главный лозунг - культурный цвет!
       У этих художниц высокое образование - наверное половина окончили Суриковский, вторая половина - Строгановку, и это просвечивается даже через слои Елениной краски. Это тоже реализм, но реализм души, души своей, неповторимой.
    А на другом фланге стоят последователи Репина. Эти художники свято чтут содержание. Если уж телеграфный столб, так столб!
        Сам Петр Иванович Грошев, пожалуй репинец, хотя окончил Суриковский, и там же преподает. Большинство пленеровцев - преподаватели, и этим кормятся на жизнь. Их картины на 90% сохраняются в их мастерских до лучших времен.
       Этого, твердого реалистического стиля придерживаются многие художницы-труженницы: Захаркина Аня, Лагутенкова Вера,  Юля Жукова, Павловская Елена. Однако у этих "девушек" очень твердая рука, широкий плотный мазок, поэтому и относится их письмо к Московской школе. Для них, и не только, примером служит Илья Птичкин. Это звезда среди звезд! Из тех, у кого неудачных работ не бывает. И наоборот, его мазки ложатся исключительно по делу, и письмо напоминает живопись лучших русских художников - Архипова, Серова. Для Ильи примером для подражания являются не много ни мало - Рембрант, Рубенс. Чтобы съездить на выставку в  Антверпен, он потратил последние деньги и свое драгоценное время. Как педагог, он обладает исключительным авторитетом. Каждая работа рядом с ним - это мастер класс.
     Его друзья - прекрасные художники Андрей Исаев, Юрий Алехин, Андрей Мишов (заодно и чемпион мира по реслингу), Катерина Тюрикова, Яна Поклад.
     Заканчивая свой короткий рассказ о пленерах Петра Грошева, придётся сказать и о "запасных", с которым я отношу и себя. Это растущие художники, хотя по возрасту они и перешли определенных рубеж.
     Допустим Юля Барденкова,  Нина Силаева учатся в этих поездках, и правильно делают! А где еще учиться, где еще увидеть таких удивительных художников, как Ната Конышева, которой на днях исполнилось 80, а  она приезжает на новые места каждый раз, и нередко на электричках, как Ольга Тихонова со своими дочками-хвостиками, как Ольга Рыбникова, которая продолжает искать красоту, которую каждый понимает по-своему. Архитектор Иван Утёнков тоже не претендует на то, чтобы удивить новым стилем, но его работы, да и всех участников пленера выделяются на любых выставках в положительную сторону.
     Пусть же аплодисменты поклонников вливаются в силы художников, пусть остается уверенность в том, что каждая их картина, каждый мазок художника, усиливает уважение к народу, к нации.