Перекати-поле-8

Иван Соболев
    По приезде в Финов нас, четырех новоиспеченных механиков назначают на вакантные должности взамен демобилизованных. Мои друзья-радисты Скащенко и Селиванов, приборист Дядченко назначены в первое звено 33-го истребительного полка. Состав полка-36 истребителей МИГ-15 - бис. Все машины новенькие, с 4-х
значными номерами. Помню даже номера самолетов-2438, 2425,2417 и т. д.

      Мои первые наставники после школы - сержанты Кандул и Заруба. Но они футболисты, на аэродроме их часто не бывает. Невольно мне пришлось быстро, досконально освоить оборудование. Казарма, в которой я жил, одноэтажная,на кроватях матрасы еще с немецкими штампами. Рядом с казармой три озера-водоема,на которых я провожу все свободное время. Каждый год мастерю новую лодку или плаваю на подвесных баках самолета. Беру два бака, креплю на них солдатскую кровать,
"набираю экипаж" и мы плывем! На 4-ом году службы построил лодку с электрическим двигателем. Винт изготовляю из старой антенны - радиоответчика Барий-м. По вечерам  проявляю фотопленки. Сержант Кандул оставил мне в наследство фотолабораторию, созданную им.

     Жизнь в авиационном полку очень разнообразна. Сегодня полеты, завтра матчасть. Раз в неделю дежурное звено.Дежурим по 24 часа. 4 самолета на исполнительном старте. Одетые летчики отдыхают в бараке, они на связи с локаторщиками. Механики с автоматом в руках-под крылом машин. Особенно интересно дежурить ночью. Слушаешь каждый шорох- как бы кто не подкрался к самолетам. Они
заправлены, полный боекомплект, парашюты на сиденьях... Смотришь в оба!

          Знакомство с Восточной Германией.

     По мере возросшей квалификации, как механика,начальство доверило мне сопровождать груз в аэропорт Дамгартен, на берег Балтийского моря. Вернее. напросился я сам, т. к. груз доставлялся транспортным самолетом "Дуглас".
С документами на груди впервые забираюсь в самолет. Ящики с 4-х МИГов уже
погружены. В салоне просторно, ни кресел, ни сидений. Бегаю по фюзеляжу от правого борта на левый. А вот оно и море! Работаю в Дамгартене две недели.
Дамгартен-уютный городок на берегу моря.  Во время войны там была перевалочная база военных грузов.  Купил карту Германии, вижу недалеко от Дамгартена остров Рюген, который меня очень заинтересовал. И не зря! Как впоследствии я узнал, этот остров изучал наш юморист М. Задорнов. А нашел он там множество деревень со славянскими корнями. И высказал мысль, что сам А. С. Пушкин в сказке "О царе Салтане" упоминая остров Буян, имел ввиду остров Рюген! Кроме Дамгартена, я побывал в городах Вердер, Вюнсдорф, Гросслюбарс.
      О Гросслюбарсе особо: там  на очередных учениях погиб летчик нашего полка- старший лейтенант Будцев. Он стрелял по наземным мишеням и привыводе самолета коснулся земли. Причина- МИГ-15 имеет длину всего 10 м, и рули глубины при коротком фюзеляже работают неэффективно. В 1953 году мы получили новую технику-МИГ-17 , длина которого была 11 м, а стреловидность  крыла 45градусов.
     До 1953 года  мы назывались группой оккупационных  войск в Германии, затем группой Советских войск Германии-ГСВГ. Одной из причин переименования явилось недовольство немцев своим социальным положением. Они платили Советскому  Союзу репарации за нанесенный ущерб в ВОВ. Они объявили "День X" 17 июня 1953 года. В этот день были проведены демонстрации протеста во всех крупных городах Германии. Они протестовали против низкой зарплаты, и после этого Н. С. Хрущев отменил репарационные поставки и все германские долги.
       Наконец-то , я возвращаюсь в родной полк. В те годы пошла мода на рационализацию, а на самих машинах даже болтик заменить нельзя! Строим проверочные стенды. Два моих изделия начальству понравилось! Это стенд для проверки тахометров, другой для проверки свечей и катушек зажигания. Со своими стендами я объехал все выставки группы войск. 
    Прошло 4 года - без отпуска, без отдыха...с тоской по Родине. И мне казалось,
что в СССР уже наступил коммунизм. Перед демобилизацией, в ноябре 1955 года еду
в Берлин на экскурсию, предоставленную мне в качестве поощрения! За день посещаем Трептов-парк, Панов-парк, Берлинское метро и тыльную часть Рейхстага. Фронтальную часть занимали в то время английские часовые. Вход на главную площадь только по пропускам. В декабре прощаюсь с однополчанами и снова эшелоном возвращаюсь через Польшу в Советский Союз! Прощай Одер, прощай ,Эльба прощай, канал Финов!
 Прощай, Германия! 22 декабря я был в родном Свердловске!
    Почти бегом с вокзала бегу домой, на улицу Летчиков. Первые дни хожу в форме, пока не встал на воинский учет. Обхожу соседей по дому, докладываю: прибыл! На лестничной клетке живут наши хорошие знакомые- Гордиенко Софья Васильевна и Юрий Иванович, которые приехали из Харбина, в котором родились,поженились и прожили полжизни. Назначена торжественная встреча после возвращения почему-то в квартире Гордиенко. Захожу в квартиру и встречаюсь взглядом с очаровательной девушкой.
   -Наташа,-представляет мне ее Софья Васильевна. Тоже приехала с нами из Харбина.
Как потом оказалось, отец Наташи был преподавателем теплотехники Харбинского политехнического института, а Юрий Иванович учился у него.
   Еще несколько минут, и я влюблен!
    Наталья Владимировна Белобродская -Наташа, работала продавцом в модном обувном магазине на ул. Первомайской, куда я начал приходить встречать ее каждый день и провожать до дома. Ее комнатушка в деревянном доме была тоже на Летчиков. Я ее провожал мимо Дворца пионеров на Вознесенской горке. Любимое ее место былоу фонтана с бронзовыми лягушками. В лихие голы перестройки всех лягушек украли. А жаль...
  Я собираюсь учиться. Жениться еще не готов! Мне -23 года, Наташе-21.
     Еще будучи на службе , каждый из нас задумывался-а что дальше? Работа? Учеба? Мои друзья еще до Армии окончили по два курса техникума и они,конечно, вернулись в родной СГМТ. А я собрался поступать в техникум железнодорожного транспорта. Мечтал стать машинистом электровоза ВЛ-22. Но, моя демобилизация была в декабре 55года, и пока пришлось поступить на работу в лабораторию высоковольтных испытаний в свердловское отделение дороги. В Армии я изучил постоянный ток, в лаборатории переменный. Работа интересная, но зарплата небольшая. Готовлюсь в поступлению в техникум в 1956 году. Летом  сдаю экзамены и поступаю в СГМТ. Был принят в группу обогащения руд цветных металлов. А я мечтал учиться на электротехническом отделении. Но в тот год группа ЭПП была ликвидирована. Учусь на обогатителя. Получаю стипендию 285 рублей, тогда в Свердловске это была самая высокая стипендия.
     Жениться рано, но молодость берет свое. Мы с Наташей начинаем жить вместе,
снимаем квартиру в районе ВИЗа. За 4 года учебы появились и дети -Леночка и Олечка. В 1960 году получаю диплом техника-электромеханика (через 3 семестра я
сбежал из группы обогатителей) и распределение мое-почтовый ящик №501,города Новосибирска. Мы, наконец-то решили оформить брак в ЗАГСе района УРАЛМАША.
       Жену в почтовый ящик не пустили! Нужна была длительная проверка, и , наверно,в этом была виновата харбинская автобиография. Получаю новое направление в незнакомый город Качканар. В трест Качканаррудстрой. В те времена были совнархозы и от треста Качканаррудстрой была заявка на двух техников-электриков. Одним из них был я, другим оказался Иван Федотов.
    Направление гарантировало работу и квартиру. Нас с Наташей это вполне устраивало.
     На фото:мы с Наташей в 1960 году