Социальное подвижничество христиан Донбасса

Николай Карпицкий
Часть первая. От духовного сопротивления к духовному возрождению

В настоящее время в Украине расширяется конфликт между материалистическим и духовным пониманием ситуации в Донбассе. Материалистическое понимание, характерное для представителей власти, основывается на экономической, военной, политической целесообразности: пока оккупированные территории нельзя вернуть, нужно от них отгородиться. Духовное понимание, характерное для христиан Донбасса, опирается на приоритет личности: нужно помогать людям вопреки любым представлениям о целесообразности, побуждая их к духовной жизни. Пастор донецкой пятидесятнической евангельской церкви «Ассамблея Божия» Сергей Косяк сейчас помогает беженцам покинуть оккупированные территории. Он расценивает заявления о необходимости блокады оккупированных территорий,  которые сейчас звучат со стороны представителей украинской власти как предательство живущих там людей. Христианская позиция в том, чтобы не бросать людей, а идти им на помощь. В этом и состоит настоящее духовное сопротивление военной агрессии, которое началось ещё тогда, когда украинская армия не могла оказать сопротивление расширяющейся агрессии – на Молитвенном марафоне в центре Донецка.

Молитвенный марафон

Маленькая площадка в центре Донецка стала первым знаковым местом духовного сопротивления агрессии против Украины и разрушения Донбасса. Именно здесь проходил в течение трех месяцев Молитвенный марафон за мир и целостность Украины. Ежедневно на молитву собирались от 50 до 300 человек. Год спустя, 25 февраля 2015 года пастор Сергей Косяк рассказал: «Ровно год назад после заседания межконфессионального совета, было принято решение донести позицию церквей г. Донецка общественности путем проведения ежедневной часовой молитвы в центре города. Позиция церквей была однозначна – мы были против насилия и против разделения Украины. Так начался ежедневный межконфессиональный молитвенный марафон, на котором были представители церквей практически всех конфессий – православные, католики, протестанты и даже мусульмане. Как видимый символ нашей позиции, во время молитвы у нас появилась украинская символика и флаг страны.

В это время, уже начались волнения в Донецке, проукраинские митинги разгоняли силой, зато не без помощи местной элиты в регионе прорастали сепаратистские настроения. На центральной площади в нескольких сот метрах от нас сепаратисты разбили свой палаточный городок, и каждые выходные проводили там свой шабаш. На их сборищах собиралось каждый раз не более 10 000 человек, для миллионного города это не много. Милиция откровенно бездействовала, а точнее во всем содействовала сепаратистам. Когда сепаратисты с битами и палками налетали на проукраинские мирные шествия, милиция уходила в сторону, наблюдая за избиением. Так на проукраинских митингах появились первые убитые, а через некоторое время, люди просто перестали выходить на митинги, так как силового блока у нас не было, а быть «мясом для отбивной» никому не хотелось. И через некоторое время для пророссийских СМИ и прочих появилась нужная картинка, будто в Донецке живут одни сепаратисты. Единственным островком Украины в Донецке осталась наша молитвенная палатка, разбитая в центре Донецка.

В Славянске уже шли бои, в Донецке были отключены украинские каналы, напряжения в обществе нарастали, но мы продолжали собираться на ежедневную молитву около нашей желто-голубой палатки. Было всякое – нападения, избиения, аресты несколько раз разрушали и выбрасывали нашу палатку в реку, но мы продолжали собираться. Мимо нас проходили боевики разной масти, начиная от донских казаков и заканчивая абхазами и чеченцами. Так мы простояли в центре Донецка практически до августа месяца, в город уже тогда зашел Стрелков и регулярные российские войска, последовала серия арестов наших молитвенников, и тогда молитва ушла в подполье. Потом и там нас накрыли ДНРовские спецслужбы по доносу соседей. Город Донецк погрузился во мрак – убийства, стрельба, комендантский час, похищения людей. Люди массово стали покидать город, особенно те, кто имел проукраинские взгляды, а наш молитвенный марафон стал проходить по домам».

Участвовать в марафоне было настоящим героизмом. Любой, кто на нём молился, рисковал свободой и жизнью. Некоторым участникам марафона пришлось пройти подвалы и пытки.

24 мая 2014 года молитвенную палатку разгромили боевики, пригрозив расстрелять всех, если ещё раз соберутся для молитвы. В связи с этим пастор Сергей Косяк обратился в администрацию сепаратистов, чтобы прояснить сложившуюся ситуацию, где его арестовали и восемь часов непрерывно избивали перед тем, как отпустить. С 8 августа по 12 августа в плену был Александр Хоменко, выполнявший обязанности пастора на молитвенном марафоне. Но дольше всех был в плену греко-католический священник о. Тихон Кульбака – целых 12 дней (с 4 июля 2014 года). Захватчики из «Русской православной армии» его лишили лекарств. Страдающий от диабета о. Тихон выжил чудом. Трижды его водили на расстрел, стреляли поверх головы. После освобождения, стали шантажировать преследованием прихожан, если о. Тихон не покинет свой родной город – Донецк.

Несмотря на репрессии, Молитвенный марафон стал первой моральной победой, продемонстрировавший единство христиан всех конфессий в Донбассе и разрушивший миф о якобы всеобщей поддержке сепаратистов населением Донбасса.

Оживший Славянск

Молитвенный марафон в Донецке был первым знаковым событием противостояния злу духовной силой. Вторым подобным знаковым событием стало деятельное участие христиан в возрождении города Славянска, наиболее пострадавшего во время оккупации с 12 апреля по 5 июля 2014 года.

Когда ходишь по улицам Славянска, трудно представить, что всего год назад здесь была война, бесчинствовали вооруженные люди. При сепаратистах Славянск погрузился в атмосферу 37-го года. Откуда-то появились стукачи  даже в среде христианской паствы, которые принялись доносить на тех, кто нёс церковное служение. По их по наводкам людей кидали в подвалы и пытали. Никто не был застрахован от ареста. Перед наркоманом с автоматом любой человек – ничто.

5 июля сепаратисты покинули город. Положение было катастрофическим и в материальном, и в духовном плане. Люди были с разными убеждениями, подозревали в ближних врагов и никому не доверяли. Они были голодные, напуганные и обозленные. В городе отсутствовало электричество, разорваны газовые трубы, отсутствовало водоснабжение. Где угодно могло быть заминировано. Были случаи голодной смерти. Так, жильцы одной из многоэтажек уехали во время боевых действий, а один инвалид остался и умер от голода.

Пётр Дудник, пастор пятидесятнической евангельской церкви «Добрая весть», рассказывал: «Разделение между церквями исчезло, произошло разделение по другой линии – кто служит людям и не служит людям. Церкви по всей Украине отозвались на наш призыв о помощи. Все что могли, привозили с Центральной и Западной Украины. Мы начали сразу отвечать на первые нужды освобожденного города – завезли хлеб, развозили в каждый дом продукты питания. В первые десять дней мы раздали продукты в 20 тысяч домов. Мы начали активно помогать восстановлению города. Я регулярно посещал собрания руководства города. Сначала нужно было помочь с гуманитарной помощью, чтобы потом организовать другие виды помощи. Раздавать питание нужно было первые десять дней, затем, по мере того, как людям начали выплачивать пенсии и пособия, нужно было поддержать бизнес, чтобы он взял на себя функцию обеспечения жителей всем необходимым. Следующий шаг – помощь людям в восстановлении разрушенных домов. В Славянске было полторы тысячи поврежденных домов, двести домов и 158 квартир полностью разбиты и ещё около двух тысяч квартир были с разной степенью поврежденности. Мы не могли сами отстраивать разрушенное, но помочь надо было срочно, иначе поврежденные постройки начнут обваливаться. И тогда мы начали приглашать волонтеров. К нам стали приезжать команды людей по 60, 70, 80 человек. Наша команда распределилась по департаментам, так мы начали помогать восстанавливать жилье, искать шифер и строительные материалы. Благотворительные фонды помогали строительными материалами, а мы обеспечивали процесс восстановления. Мы помогли восстановить 112 домов, почти в двести домов поставить стекла».

Как далее рассказал пастор Пётр, в тот период пришло понимание, что горожане могут объединиться вокруг библейской идеи любви, которая реализуется в помощи ближнему. Начинается всё с простых шагов – помочь человеку восстановить дом, но прежде этого попросить, чтобы и он помог бабушке по соседству, у которой такая же беда. Помогая, человек начинает ощущать вкус добра, и это изменяет его.

Существует большая разница между тем, чтобы делать что-то хорошее вообще, для всех, и сделать добро конкретному человеку. Когда сам отдаешь продукты в руки нуждающегося, что-то меняется внутри, начинаешь видеть и ощущать всё как-то по-другому, как будто ты уже другой человек. Так церковь «Добрая весть» начала распространять в Славянске идею делания добра. В дальнейшем эту практику заимствовала мэрия, и шаг за шагом город начал объединятся. Это изменило сознание горожан, а сам Славянск превратился в мирный, ухоженный город, и лишь некоторые разрушения как еще не затянувшиеся раны напоминают о войне. Но что особенно важно, постепенно стала исчезать агрессия между людьми.

Однако, как считает пастор Пётр, помощь с продуктами, эвакуацией и восстановлением домов еще не меняет людей, меняет людей Слово Божие. Поэтому одной из форм служения церкви стала проповедь, раздача молитвословов и установление по городу билбордов с цитатами из Писания. Слово Божие и добрые дела реально стали воздействовать на сознание людей, снижая градус ненависти в обществе.

Часть вторая. Христианское служение в Донбассе

Город-убежище

В настоящее время самым важным знаковым событием духовного противостояния злу является превращение Славянска в город-убежище для Донбасса. Переживший обстрелы, правовой беспредел и репрессии, Славянск полностью вернулся к мирной жизни и стал главным волонтерским центром Донбасса, приютившим около 30-и тысяч беженцев. Благотворительную деятельность ведут все церкви Славянска, а при церкви «Добрая весть» (в своё время сепаратисты превратили её в казарму, выгнав христиан) сложилась самая большая команда волонтеров, которая занимается доставкой гуманитарной помощи в прифронтовые города, а именно в Красногоровку, Мироновский, Попасную, Мирную Долину, Пески, Курахово, Авдеевку. Возят продукты, вещи и маленькие молитвословы с псалмами 90, 22, «Отче наш» и молитвы покаяния.

Пастор Пётр Дудник рассказал, что очень давно у него было пророчество о том, что Славянск станет городом-убежищем, потому что Бог дал особое предназначение Славянску. Когда пастор Пётр, ещё при власти сепаратистов, рассказал братьям об этом пророчестве, они не могли представить такое, однако после освобождения город действительно стал убежищем для беженцев.

«Постоянно служим переселенцам, которые в городе, – рассказывает пастор Пётр, – мы даем им продуктовые пакеты, обувь, одежду, но также и слово надежды. Мы начали проводить тренинги для переселенцев, организовали три лагеря. Первый лагерь в здании нашего детского приюта, который был разбомблен, но потом с помощью волонтеров за четыре месяцев восстановили. Сейчас там проживают дети, социальные сироты и мамочки с детьми. Второй центр – бывшее здание реабилитационного центра – тоже было разбомблено и восстановлено. Мы эвакуируем беженцев из Горловки, Донецка, Луганска, Дебальцево и Углегорска. Вывезли порядка 12 тыс. человек. Помогаем беженцам с медикаментами, питанием, психологической и духовной помощью, для беженцев в состоянии стресса проводим тренинги, как жить дальше. Кончено много других организаций, которые сейчас помогают людям. Но одними из самых значащих являются евангельские церкви».

Миссионеры церкви «Добрая весть» работают в прифронтовых городах, помогают людям и организуют новые общины. Иногда с риском для жизни. В частности, из Углегорска миссионерам пришлось выходить под белым флагом через линию фронта. 25 мая 2015 года на базе церкви «Добрая весть» состоялось торжественное открытие Миссионерской Школы для прифронтовых городов. В школе обучаются 17 братьев и сестер из разных областей Украины. Через четыре дня после открытия пастор Пётр поделился впечатлениями: «Первые четыре дня были насыщены учебой. – Как формировать командный дух, как взаимодействовать друг с другом и людьми, пережившими травму. Учили навыкам коммуникации и евангелизации, а также азам отчетности по работе с грузами гуманитарной помощи. Короче, первые четыре дня учебы промелькнули очень быстро и были крайне насыщенными. Сегодня практика. Четыре команды выезжают в четыре прифронтовых города. Светлодарск, Мироновский, Попасное и Золотое. Это города, которые стоят буквально на линии фронта. Людям нужна помощь – вода и еда, средства гигиены, детское питание и памперсы. Все это везем с собой. Но самое главное, едут люди, способные выслушать другого и, помолившись, оказать помощь. Ещё три недели и команды останутся жить в этих городах, чтобы помогать людям и проповедовать Евангелие».

Славянск стал символом духовного пробуждения Донбасса после долгой спячки. Еще недавно казалось, что пробуждение невозможно и даже возникло мнение, что Донбасс – какая-то неполноценная Украина, так как там живут пассивные потребители телепропаганды. Это мнение столь же ошибочно, сколь и опасно, так как она подталкивает власти отгородиться от своих жителей на оккупированных территориях.  Донбасс – это те люди, которые сейчас что-то созидают или бескорыстно помогают тем, кто в нужде. Это и волонтерское движение, и религиозный подъем, и повседневная взаимопомощь между соседями. Достаточно немного пожить здесь, чтобы понять: Донбасс – это самая настоящая Украина.

Бюрократическое и христианское отношение к людям

Как считает пастор Пётр Дудник, простые люди, поддержавшие сепаратистов, вовсе не враги, а просто обманутые пропагандой. Поэтому им нужно проповедовать, чтобы они обращались к живому Богу. И тогда сбудется библейское пророчество, которое, как считает пастор Пётр, говорит о грядущем духовном пробуждении на Востоке Украины: «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно» (Исая 10:20).

Поэтому нельзя от людей с оккупированных территорий отгораживаться, наоборот, им нужно помогать. Однако действия украинских властей по созданию пропускной системы и таможенных барьеров идет в разрез с ожиданиями донбасских христиан.

В настоящее время инерция бюрократической системы стала таким же страшным врагом для людей, как и сепаратисты. В прифронтовых городах, прилегающих к Дебальцево, прекратились выплаты пособий, пенсий и зарплат бюджетникам. Раньше города финансировались из бюджета Дебальцево, которое захватили сепаратисты. По бюрократической логике, если нет бюджета, то нет города. И сейчас волонтеры, доставляя гуманитарную помощь, спасают жителей. Волонтер из церкви «Добрая весть» Александр Решетик регулярно возит продукты в Мироновский, об одной такой поездке он сообщил: «Вчера 11.05.2015 ездили в Мироновский. Отвезли 200 продуктовых наборов, 1000 буханок хлеба и детское питание и гигиену. 1000 буханок хлеба раздали за 15 минут!!! Вокруг поселка регулярно стреляют, из-за того что он относится к Дебальцево выплаты прекратили ВСЕМ (пенсионеры, мамочки и т.д.)».

Такая же ситуация в Светлодарске, где бюджетники получили последнюю зарплату в марте. Пастор Сергей Косяк рассказал, что по бюрократической логике освобожденные территории вполне могут числиться оккупированными, что создает препятствия для обеспечения магазинов продуктами питания и другие трудности.

Как сообщает пастор Сергей, на контрольно-пропускных пунктах въезда и выезда «лютует коррупция, и людей откровенно унижают при оформлении пропуска и прохождения линии разграничения. Мы вошли в рабочую группу СБУ для упрощения пропускной системы и пытаемся как-то влиять на коррупцию, которая она породила». У кого есть деньги, могут легко оформить пропуск через линию разграничения, но для обычных людей с оккупированных территорий получение такого пропуска крайне сложно.

Вдоль линии фронта расставляются пограничники и вводятся правила пересечения границы с другими странами без учета того, что речь идет не о другом государстве, а о собственной земле, которая временно оккупирована. Вместе с этим переносится и старая коррумпированная система, создающая таможенные барьеры для перевозимых продуктов и лекарств своим же соотечественникам. Как утверждает пастор Сергей: «На оккупированных территориях люди попали в экономическую блокаду, делаем все, чтобы не дать умереть оставшимся там, самым незащищенным слоям населения». По его мнению, украинской власти выгодно, чтобы донецких и луганских жителей перестали воспринимать как своих. Отгородившись от них, она бы решила много своих проблем. Но в результате такой политики проукраинские жители оккупированных территорий оказываются под двойным прессингом: их бросила Украина и их прессуют в самом ДНР.

Духовное и материальное измерение войны

Деятельность христианских волонтеров имела исключительное значение для возвращения Славянска к нормальной жизни. Нормальной не только в материальном, но и в психологическом смысле, к жизни вне той атмосферы подозрительности и агрессии, которая царила при сепаратистах. Для этого должно измениться сознание людей, и это стало главной целью христианского общественного служения.

Христиане верят в возможность духовного возрождения человека, поэтому и происходящее воспринимают в Донбассе иначе, чем нерелигиозные люди. Для христиан война в Украине идет в двух изменениях – материальном и духовном. Конечно, для защиты необходимо сдерживать военную мощь агрессора материальными средствами защиты. Но чтобы победить, нужно активно бороться за людей в духовном измерении.

С материалистической позиции, жители Донбасса такие, какие есть, сами виноваты, что поддержали сепаратистов, ничего с этим поделать нельзя, и поэтому лучше от оккупированных территорий отгородиться. Пусть их кормит Россия, раз уж она захватила их. С точки зрения военной и экономической целесообразности, бросить людей на оккупированных территориях вполне логично. Но христиане Донбасса с этим согласиться не могут.

Поддержка сепаратистов была обусловлена отсутствием ценностных ориентиров, и действие пропаганды вторично от этого обстоятельства. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в самом начале войны, когда обманутое население шло на псевдореферендумы, большинство христиан Донбасса поддерживало Украину. Это закономерно, поскольку у христиан есть духовные ценности дающие иммунитет к пропаганде. Пропаганда воздействовала лишь на тех, кто всё мерил материальной выгодой, ожидая, что за вооружёнными людьми придут высокие российские зарплаты и пенсии.

Христианская позиция в том, чтобы не сетовать на порочность и несознательность людей, а способствовать их духовному пробуждению через Слово Божье и добрые дела, как выражение любви к ближнему.

Ранее опубликовано на Portal-Credo.ru

Николай Карпицкий. СОЦИАЛЬНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО ХРИСТИАН ДОНБАССА В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ. Часть первая. От духовного сопротивления к духовному возрождению
http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1787

Николай Карпицкий. СОЦИАЛЬНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО ХРИСТИАН ДОНБАССА В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ. Часть вторая. Христианское служение на Донбассе
http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1788