Левашовская пустошь. История моего молодого дедушк

Серафима Лежнева Голицына
   Фотография из интернета.
Левашовская пустошь. Одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга — здесь захоронено около 45 тысяч жертв политических репрессий 1937 —1954 гг. Это не считая захоронений в других городах, в местах сталинских лагерей, и т.д. Количество жертв репрессий называется разное, но в интернете я сейчас нашла цифру "около 6-ти миллионов".*


   Тема в конкурсе по тюремной тематике. Люди пишут: "Тема не близка. Ни я, ни мои родственники или друзья под судом и следствием не состояли, не привлекались, в тюрьме не сидели."
   Могла бы сказать так и я: "Бог миловал меня и моих близких". Хотя есть пословица: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся." Я сказала неправду. Мой дедушка Миша сидел в тюрьме, и даже был расстрелян.
   Это раньше, говоря про дедушку Мишу, я представляла его своим дедушкой. Что значит иметь дедушку, я и мои сверстники не знали. Ни у кого из нас не было дедушек. Поколение наших дедушек история точно слизнула языком. Мой дедушка Коля погиб во время войны, но речь сейчас про дедушку Мишу по линии отца, его и дети, мой папа со своей сестрой, помнили только ещё маленькими.
    Я сейчас подумала: "Дедушка...". Какой же он дедушка? Для меня теперь он по возрасту почти мальчишка. Вместе с бабушкой, ещё студентами мединститута, они прошли фронтами Гражданской войны, работая врачами в полевых госпиталях. Потом закончили учёбу, дедушку, фронтовика и дипломированного врача, успевшего поработать врачом, затем зав. отделения в Мечниковской больнице Ленинграда, пригласили работать начальником Дорсанотдела "Турксиба". Организовывали детские, женские консультации, больницы, поликлиники, оказывали местному населению медицинскую помощь. До войны в тех местах было мало врачей, и санитарные условия даже столичного города Алма-Ата были далеки от нормальных.
   Шёл 1937-ой год. Дедушка Миша был уважаемым человеком в Алма-Ата, он и сам вёл лечебную практику, и был талантливым руководителем. На своё 40-летие он подгадал отпуск, в Ленинграде его ждали жена и двое детей. Он приехал домой за два дня до своего праздника, а накануне дня рождения ночью за ним "пришли". Дети спали, жена плакала. Он сказал ей, улыбаясь:
   - Ничего не бойся, Люся. Я чист перед Советской властью и своим народом. Какое-то недоразумение. Я уверен, что в ближайшие дни всё выяснится, и меня отпустят.
   "Недоразумение" не выяснилось. Бабушка знала только, что после ареста её мужа увезли в Алма-Ата. Она хлопотала о свидании, и ей разрешили увидеться с мужем на одну минуту. Трудно было найти денег на дорогу, на передачу тёплых вещей, каких-то продуктов: после ареста мужа бабушку уволили из больницы, где она работала врачом, как Ч.С.В.Н. - члена семьи врага народа.
   Всего одна минута свидания. Предупредили, что почти ни на какие темы нельзя говорить, "передачу" не приняли.
   Бабушка рассказывала про эту минуту, когда она видела своего мужа в последний раз. Она не сразу узнала его. В комнату для свиданий её 40-летний цветущий, весёлый и спортивный супруг с трудом вошёл, еле передвигая ноги. Перед бабушкой стоял совершенно седой старик с трясущимися ногами, перебитыми пальцами, без зубов...
   - Миша! Мишенька, что же это?, - только и сумела она выдавить из себя, с трудом сдерживая слёзы (её предупредили, что если она заплачет, свидание сразу же прервут).
   На неё зашикали конвоиры: вопросы заключённому задавать нельзя. А минута свидания уже заканчивалась.
   - Передай привет Саше!, - торопливо сказал дедушка, - Саше передай большой привет!
   На то, чтобы спросить про детей, времени не хватило. Приговор был: "10 лет без права переписки", тогда люди ещё верили, что это не означает расстрел. Возвращения дедушки ждали ещё много лет. Жена и дети верили, хотели надеяться, что он жив, когда в период "оттепели" стали возвращаться из лагерей те, кто сумел там выжить.
   Почему дедушка спрашивал про Сашу? Это был его старший брат, прокурор, он работал в Москве и жил на одной лестничной площадке со знаменитым Вышинским, дружил с тем человеком семьями. Дедушка надеялся, что брат, прокурор, сможет ему чем-то помочь. Бабушка не сказала мужу в ту последнюю минуту их встречи, что в то время уже и Саша был арестован...
    Уже в 70-х годах прошлого века тёте, сестре моего отца, удалось получить информацию о том, что её отец был посмертно реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. Он был расстрелян по решению "тройки" в Левашовой пустоши под Ленинградом в конце того же 1937-го года, в самом начале ноября которого он был арестован.
    Работник следственных органов показал моей тёте тоненькую папку "дела" моего дедушки. Основанием для ареста послужил анонимный донос заместителя дедушки на работе в Дорсанотделе "Турксиба", казаха по национальности. В анонимке сообщалось, что мой дедушка, оперировавший людей в Казахстане иногда по 10 часов в день (квалифицированных врачей в то время не хватало, а у него был опыт оперирующего хирурга в годы Гражданской войны и уже после неё, в мирное время) - по совместительству был также одновременно английским, китайским и американским шпионом. В "деле" дедушки было всего несколько листков, фигурировали слова: "без суда и следствия", "по приговору "тройки", "приговор приведён в исполнение... число, место."
    В Левашово, что находится недалеко от Петербурга, сейчас мемориальный комплекс. Там нет могил, в годы репрессий людей привозили туда грузовиками, расстреливали, а трупы сбрасывали в ямы. В эти места приезжают родные и близкие людей, нашедших там свой последний приют. Поскольку невозможно узнать, в какой части этой довольно большой пустоши похоронен твой родной человек, люди привязывают ленточки с небольшими букетами цветов и записочками прямо к растущим там деревьям... Всё меньше очевидцев тех событий остаётся в наше время. Ещё жива моя 90-летняя тётя, которая помнит своего отца молодым, красивым и весёлым человеком, а моего папы, который был в тот страшный 1937-ой год ещё совсем маленьким, и спал в своей кроватке, когда его отца уводили из дома навсегда, давно уже нет в живых.
19.06.2015.11:26.


*Информация Википедии. Сталинские репрессии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х — начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами. Кроме того, исследователи указывают на серьёзные негативные последствия, которые эти репрессии имели для советского общества в целом, его демографической структуры