Сдал на отлично!

Надежда Франк
  Экипаж военно-транспортного самолёта готовился к очередному рейсу, когда руководителю полётами позвонили из управления.

- Слушай, товарищ майор, тут на борт к вам просятся артисты,- услышал он голос полковника Сидоренко.- Они фильм о войне снимают. Сейчас у нас  заканчивают, а через три часа у них съёмки в Рязани. Твои же как раз сегодня туда летят, пусть захватят артистов.
- Так у нас груз. Где мы их разместим? Пусть на гражданском летят,- с досадой ответил майор.
-Иваныч, приказать я тебе не могу, а вот лично прошу,- сказал полковник.- Гражданский только вечером, а им срочно нужно.

  Майор вздохнул. Личной просьбе бывшего  своего командира он отказать не мог.
В самом начале своей карьеры он летал в одном экипаже с Сидоренко и, конечно, был ему благодарен за полученные знания и навыки.

- Хорошо. Пусть поторопятся. Предупредите их, что в самолёте удобств нет, насчёт туалета сказать не забудьте, его тоже нет, а то придётся с ними нянчится.
-Всё уже сказано. Им лишь бы долететь. Торопятся, там тоже съёмки идут,- ответил полковник.

- Ещё одна головная боль,- подумал майор.-  С курсантом не знаешь, что делать, а ещё и артисты.

  Курсант лётного военного училища прибыл в часть для прохождения практики три дня назад. С первых же часов экипажи проявили к практиканту особый интерес. Коллективы были слаженные, молодёжи в них не было, а тут  - новое лицо, да ещё без опыта!

  В первый же день к курсанту подошёл техник того самого экипажа, который сегодня отправлялся в полёт, и, подмигнув друзьям, сказал, чтобы тот пошёл на склад и попросил  швабру и тряпку, потому что нужно помыть крылья самолёта, там собралось много пыли.
До склада курсант дойти не успел, потому что на полпути встретился с помощником командира корабля, который, узнав, зачем он идёт, приказал вернуться вместе с ним обратно.

  Что последовало дальше – понятно без слов, но шутки прекратились. И вот теперь курсант летел этим же рейсом. Командир полётами не знал, что экипаж уже проинструктировал практиканта по всем направлениям.  В том числе,  было рассказано и о неписаной традиции: первый полёт – это, своего рода, экзамен на пригодность профессии. Если во время него покажешь не только свои знания, но и умение принимать решение,- значит, экзамен сдал.

  "В училище сначала осваивается какой-то более простой тип самолета военно-транспортной авиации.  Теоретически курсант изучал то, что там было". Учился он прилежно и мечтал о должности вначале помощника командира воздушного судна, а потом уж и о должности командира корабля.

 Надо сказать, что экипаж военно-транспортного самолёта -"это команда  авиационных специалистов, профессионалов.  И бортинженер очень важен, он тоже занимает рабочее место и участвует в выполнении любого полета. И бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию, ни одного десантирования без него не пройдет.   Командир корабля и второй пилот, помощник командира корабля, отвечают за весь полёт.  Подготовка начинается именно с помощника. Там определяются качества: как летное, так и командирское". И только после этого, если он удовлетворяет или соответствует требованиям, его начинают готовить на должность командира корабля.
 
 А пока курсант летел первый раз как член настоящей команды и гордился собой.

Наконец всё было готово, команда заняла свои места, а артистов всё не было.
Майор нервничал, время поджимало.
Чёрт с ними! – сказал он.

И в это время через весь аэродром, прямо к трапу самолёта подъехал УАЗик. Из него бегом выскочили три человека и бросились подниматься по трапу. Бутафорские автоматы болтались сбоку, цепляясь за перила. Лица артистов были в гриме, смыть который не было времени.

                2

  В этот момент курсант вышел из кабины пилотов. Он повернул голову в сторону входного люка, откуда слышался шум и смех, и онемел от неожиданности.

  Прямо перед ним стоял человек с автоматом наперевес. Висок головы был весь в запёкшейся крови. Слипшиеся волосы свисали на глаза. Человек тяжело дышал и осматривал  салон  самолёта. Следом за ним в люк шагнул второй. Голова у того была в кровавых бинтах, на боку, дулом вниз, болтался автомат.
-Фу! Успели!- выдохнул он.
Третий был без оружия, в мокрой, заляпанной грязью и зелёной тиной, гимнастёрке.

  Курсант застыл у кабины, как вкопанный.   От рёва моторов в салоне грузового самолёта речи не слышно. Экипаж общается при помощи гарнитуры – переговорного устройства – и слышит друг друга через наушники. У курсанта гарнитуры не было, поэтому он не слышал,  о чём говорили члены экипажа и о чём спрашивали вошедшие окровавленные люди.

  В мозгу курсанта молниеносно пронеслась лекция, в которой говорилось, что при захвате самолёта все силы экипажа должны быть направлены на защиту кабины,  где находятся пилоты.

  Сердце забилось гулко и тяжело.
- Я не имею права отойти!- мысленно приказал он себе. – До Рязани три часа. Если они захватили самолёт, то потребуют сменить курс. Дверь кабины заблокирована, значит, есть время и надежда, что туда не проникнут.

  Действительно, "дверь кабины пилотов во время полета закрывается электромагнитным замком и практически не поддается механическому вскрытию. Желающий войти в кабину должен набрать соответствующий код, и у пилотов включается сигнал. Пространство перед кабиной контролируется видеокамерой, передающей изображение на экран в кабине.

 Пилоты могут изнутри открыть дверь тоже лишь с помощью специального кода, который должен совпасть с внешним. Существует и еще один дополнительный код безопасности, с помощью которого пилоты, в случае необходимости, могут закрыть доступ  в кабину".

- Над дверью есть видеокамера, значит, пилоты видят этих людей. Следовательно, примут дополнительные меры,- размышлял практикант.

  По салону прошёл техник и наклонился к вооружённым людям.
Курсант ахнул:
- Да он в сговоре с захватчиками! Может, и пилоты знают? Нет! Этого не может быть,- успокоил он себя,- автомат валяется, если быстро броситься вперёд, можно успеть поднять его. А если не успею? Второй выстрелит в меня. Надо стоять здесь. Если они попытаются проникнуть в кабину, тогда прикрою выход.
Вспомнился рассказ о Матросове, который собой прикрыл амбразуру. Холодный страх перехватил дыхание и сузил сосуды. Курсант побледнел и ещё плотнее прижался к стене кабины.

  Тем временем неожиданные пассажиры стали вынимать из рюкзака что-то завёрнутое.
-Вот гады! Взрывчатку, наверное, достают,- решил практикант.- В кабину хотят проникнуть. А техник – предатель, с ними разговаривает, показывает в хвост самолёта, там груз.

  По салону поплыл неповторимый запах копчёного сала.
-Едят… Значит, долго собрались лететь,- думал он дальше.- Что это техник мне рукой машет, зовёт, что ли? Ну, уж нет, не обманете. Дудки вам, чтобы я от кабины отошёл.

   Осторожно сунул два пальца в карман и достал часы.
- До Рязани осталось час лёту. Надо выдержать!- мысленно приказал он себе.

 Ноги устали и дрожали от напряжения. Спина болела. Рубашка на спине намокла от пота, хотя в салоне было довольно прохладно.

   По салону прошёл бортинженер и, подойдя к кабине, стал по другую сторону двери. У курсанта от сердца немного отлегло. Теперь он был не один. Вскоре и техник отошёл от жующих мужчин и тоже остановился в районе кабины.
- А этот что подошёл?- подумал курсант.
Но, увидев, с какими сосредоточенными и встревоженными лицами  инженер и техник переговариваются, понял, что они решают какой-то очень важный вопрос.

 Он не знал, что в их гарнитурах прозвучал сигнал, который подают пилоты в момент опасности. И вот теперь инженер объяснял технику, что идёт внезапная проверка готовности экипажа действовать в экстремальной ситуации, что на борт под видом артистов проникли  условные террористы. Их цель – захват кабины и проникновение в неё.
- А где же артисты? – спрашивал растерянный техник.
- Они опоздали.

  Техник подошёл ближе. Получилась живая замкнутая цепь, которая преграждала путь к кабине.


Самолёт стал заходить на посадку. Вот шасси коснулось бетонки. Звук моторов стих. И в этот момент раздался чёткий усиленный голос:
- Внимание! Всем оставаться на своих местах. Самолёт оцеплен. Посторонним лицам, находящимся на борту, предлагаю сдаться. Сопротивление бесполезно. Выходить по одному.
                3
   Через два часа в столовой мирно обедали и условные террористы, и члены экипажа.
-Вы как вместо артистов к нам попали?- поинтересовался инженер.
-Да ваш командир нашему командованию сказал, что у него борт уже занят – артисты летят. Мы и решили их опередить,- ответил военный.
- Не переживайте, они другим бортом улетели,- добавил второй.- По легенде мы должны были захватить самолёт и проникнуть в кабину.
- Что же помешало?- спросил техник.
- Вот этот,- кивнул военный на курсанта.- Как пригвождённый к стене стоял у кабины. Мы ему и сало предлагали, и яблоко – не поддался искушению. Хотели уже силой брать, да тут инженер к нему на подмогу подоспел. Техник сало слопал и тоже к ним примкнул. Кремень, а не ребята!

- Слышь, Серёга, - обратился к курсанту техник,- твой первый полёт был вроде  экзамена на профпригодность. Так вот считай, что сегодня ты его сдал на «отлично».
И все дружно рассмеялись