Апостолы. 1. 9. Рождество

Евгений Прохоров-Гашев
   Перепись населения в Римской империи проводилась раз в 14 лет.
   При кесаре Августе Иудея входила в состав Сирии, - ее правителем был на то время римский военачальник Квиреней. Вообще, при нем проводились две переписи. Здесь же речь пойдет о первой.
   Каждый житель страны мужеского пола,независимо, где он на тот день проживал,должен был  вернуться в местность, откуда происходил его род, там изложить чиновнику все данные о себе и близких и,судя по всему, при личном присуствии последних. Иначе, чем можно объяснить положение,когда Мария уже на сносях, а Иосиф садит её на осла и везет из Галилеи, из города Назарета в Иудею, за 160 километров, по горным дорогам до Вифлеема, города Давидова, -  так как сам был из царского рода, как и Мария по материнской линии была из  рода Давидова, а по отцовой - из Ааронова, первосвященника, брата самого Моисея.
   С ними отправились в путь и некоторые их родственники.  Вместе они и с другими путниками, - в Назарете потомков царя Давида было много, - составили большой караван. Так было и безопаснее, ведь на дорогах во все времена промышляли разбойники.
   Добравшись до Вифлеема, Иосиф не нашел места в гостиннице,- город уже был переполнен потоком прибывших на перепись людей, а потому они с Марией вынуждены были искать место ночлега на окраине, но и там невозможно было найти свободного дома, куда пустили бы их.
   Марии уже подступило время родов. Один из местных жителей сжалился над путниками и велел слуге отроку проводить их до своего хлева.Увидев, наконец,  скалу с пещерой,   служившей укрытием для скота, Иосиф поспешил туда,нетерпеливо погоняя измученного дорогой осла, на котором еле держалась обессиленная событиями Мария, - пусть хлев, но хоть какое-то убежище,ведь ночи в ту пору уже стояли холодные. Потянулись за ними и их родственники...
   
   Царь Ирод отпустил волхвов и дал им в провожатого Идумея. До Вифлеема они добрались уже затемно и тоже думали: где бы им переночевать, как вдруг волхвы снова увидели на небе все ту же звезду,которая светила им в начале путешествия, но потом исчезла, когда они были в Иерусалиме, и вот теперь появилась. Волхвы с радостью пошли на нее, и звезда,как живая, вела их в ночи...

В то же время в поле пастухи содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал перед ними,убоявшимися, Ангел Господень и сказал:
   - Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
   И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
   - Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
   Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:
   - Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь?
   Когда они подходили к городу, то увидели на окраине его удивительную картину: низко над землей двигалась в ночи звезда, а за ней следовал караван из трех верблюдов и нескольких людей.
   Вот звезда остановилась над невысокой скалой, с вертепом у подножия, возле которой расположились на ночлег тоже какие-то люди, разжигающие костер. Вместе они соединились и не думали укладываться спать, так как в стане их воцарилось радостное возбуждение, с беготней  женщин и детей.
   Наличие необыкновенной звезды над пещерой, приготовление праздничного ужина, - запахло жареным мясом, - пастухи сочли за предвестие того знака, о котором говорил им Ангел Господень и тоже присоединились к общему празднеству.
   Они рассказали о том, как им предстал Ангел и ,что он им сказал. Как потом явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога.
   И все родственники Иосифа и Марии , от мала до велика, дивились тому, что рассказывали им пастухи и внимали с великим благоговением. А Мария сохраняла  слова сии, слагая в сердце своем.
   Затем всем дозволено было посмотреть на Младенца в пеленах, лежащего в яслях, в окружении смиренно моргавшего глазами скота.
   Были тут и цари с востока,или, проще говоря, волхвы, что следовали за звездой. Они, смущаясь, преподнесли в дар Младенцу и Матери Его, Марии немного, оставшегося у них после опасного путешествия, золота, ладана и мирры, - все это было зашито ими в полах своих  одежд,потому и сохранилось от алчных глаз разбойников в дороге и злых рук солдат Ирода.
   Только под утро радостное возбуждение уступило место короткому, но хорошему, полноценному сну, в котором волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду. Об этом их утром предупредил и сам Идумей, рассказав о коварных планах царя и предложил провести их по земле Палестины до Египта,ссылаясь на особую охранную грамоту, которой наградил его Ирод.
   Об опасности, грозившей Младенцу, сообщили и самому Иосифу. На семейном совете было решено: Иосифу, Марии и Младенцу не участвовать в переписи, а спешно идти в Иерусалим и там, сняв укромное жилье, затаиться на время среди большого количества людей, да к тому же, необходимо было провести подобающие религиозно обрядовые действия , должные по рождению дитя мужеского пола; остальным членам семьи в переписи участвовать и вернуться в Вифлеем, а если кто спросит: где Иосиф и Мария? отвечать: не знаем, потерялись где-то в дороге среди множества людей.
   Так и поступили.
   И только пастухи, не ведавшие о надвигающейся беде,ликуя,разносили по окрестностям весть о приходе в мир Мессии.

   На восьмой день, когда надлежало Младенца обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
   В иудаизме удаление крайней плоти у младенцев мужского пола, с давних пор, символизировало завет между Богом и народом Израиля. Обряд обрезания восходил к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как повелел ему Господь.
   За невыполнение обряда обрезания налагался карет: " Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой."
   Обряд обрезания носил религиозный и национальный характер. Только обрезанные мужчины могли участвовать в пасхальном жертвоприношении.
   С большой долей вероятности, Младенцу Иисусу делали обрезание на дому,что вполне дозволялось.
   А церемония проходила, должно быть, так: на восьмой день после рождения, рано утром, на съемную квартирку Иосифа в Иерусалиме явился сосед еврей, мохел - профессионал.
   Хозяйка дома, жена старого приятеля Иосифа,приютившего у себя друга, взяла из рук Марии Младенца и передала Его мохелу, который положил Его на специальное для этого нарядное "кресло Илии" и сказал:
   - Вот кресло пророка Илии,да будет помянут он добром.
   Этот обычай основан на том,что при обрезании , - союза еврейского народа с Богом, - незримо присуствует пророк Илия.
   Потом мохел положил Младенца на подушку на коленях сандака - старого друга Иосифа, уважаемого  хозяина дома. Сандак крепко взял ножки Младенца в свои руки, а мохел, после кругового надреза кремниевым ножом крайней плоти у Младенца, удалил ее, удалил ртом выступившую кровь и перевязал.
   Иосиф совершил бенедикцию,  - прочитал благодарственную молитву:
   - Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, который дал нам дожить и досуществовать до этого времени, достичь его, когда родился сын наш!
   Ему подали Иисуса, а мохел, подняв бокал с вином,произнес благословение на вино и благословение Богу, установившему завет со своим народом. Затем мохел прочитал молитву за здоровье Младенца,оглашая Его Имя, и дал Ему несколько капель сладкого  вина.
   Далее церемония продолжилась праздничным угощением и завершилась исполнением особых гимнов.


   Прошло еще две недели. Ирод, уверенный в надежности охотника Идумея, выполнявшего роль следопыта по обнаружению Машиаха , Помазанника на Иудейское царство , терпеливо ждал, но потом заволновался и послал в Вифлеем шпионов, чтобы разузнать: что и как?
   От них поступило донесение, что волхвов никто не видел, но вся округа говорит о том, что буд-то бы кто-то где- то видел небыкновенного новорожденного Младенца - Мессию.
   В Евангелии от Матфея дословно говорится о том, что Ирод, увидев себя осмеянным волхвами,а в нашем повествовании еще и самым преданным ему слугой Идумеем, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
   Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
   Не боявшийся Бога, или точнее сказать, отвернувшийся от Бога Ирод стал для дьявола - человекоубийцы послушным орудием, а так, как он был царь, полномочия которого велики, то и масштабы убийств его были широки.
   В Вифлееме и во всех пределах его было зверски уничтожено 14 тысяч детей. Кто- то скажет: этого не могло быть, Вифлеем - городок незначительный,там и жителей то всех столько бы не набралось, но убийства проходили во время переписи, длившейся не один месяц,  когда город Давида кишел толпами людей.
   А что Ирод? Как он вел себя на тот момент? Когда-то по навету своей сестры Соломеи и старшего сына от первой жены,Антипатра, он казнил свою любимую жену Мариамну, а затем и двух взрослых сыновей от нее.. Тогда он едва не сошел с ума от учиненного им самим же зверства, но потом,что называется, привык...
   Что для него какие- то 14 тысяч простых чужих младенцев, если он уже перед своей  надвигающейся кончиной,когда власть неотвратимо уходила из  рук,приказал казнить клеветника и заговорщика, но все же родного сына Антипатра, и уже после своей смерти, по его  приказу, верные солдаты,которым было заранее заплачено, должны были собрать на стадионе в Иерихоне особо именитых граждан и убить их, чтобы те не радовались его смерти,а их родственники рыдали, как бы на похоронах царя, К счастью приговоренных этого не случилось...

   Но вернемся непосредственно к Младенцу.
   По истечении сорока дней от Его рождения, Святое Семейство явилось в Иерусалимский храм, чтобы совершить жертвоприношение Богу за Младенца.Как правило, это был ягненок, но по бедности можно было принести две горлицы или двух голубиных птенцов. Старец Иосиф, прямо скажем, был небогатый,а то золото, что дали волхвы, решено им было не трогать до времени,куда более трудного.
   Тогда жил в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый,чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
   Читая как-то в уединении пророчество Исаии:  Се Дева во чреве зачнет ,и родит Сына, и нарекут имя Ему Еманнуил, Симеон глубоко задумался и допустил в себе сомнение: как это Дева может зачать во чреве? Не правильнее ли было сказать - жена... Ему было тут же объявлено представшим перед ним Ангелом, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня, рожденного именно от Девы.
   Минуло много лет. Симеон превратился в глубокого старца, но не умирал. И пришел он на то время по вдохновению в храм.  И когда Иосиф с Марией принесли в храм Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон, ведомый Духом Святым, взял Младенца на руки благословил Бога и сказал:
   - Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,  ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
   Иосиф с Марией дивились сказанному. И благословил их Симеон и сказал Марии:
   - Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются промышления многих сердец.
   Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время; подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
   Это событие стало называться впоследствии Сретением Господним, - встречей человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
   Когда Святое Семейство вернулось из Храма, хозяин дома, где они снимали угол, друг Иосифа, сообщил, что на торжище поговаривают, буд-то в Вифлееме солдаты царя Ирода учинили неслыханную бойню детей из-за Младенца - Мессии.
   Ночью во сне Иосифу явился Ангел Господень и сказал:
   - Встань,возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
   Иосиф встал ото сна,взял Младенца и Марию и тайно покинул дом друга.
   Когда они вышли за ворота, из темноты навстречу им  шагнул вооруженный человек. Иосиф узнал в нем Идумея...

   Далее события в Иерусалиме развивались так. Слух о том, что Младенец - Мессия объявился в столице, быстро облетел город.
   Солдаты Ирода пошли к Симеону Богоприимцу. На пороге дома им сказали, что старец только что умер в счастливом расположении духа. В злобе власти даже не дали похоронить благочестивого старца должным образом.
   Анна пророчица,по всему, оповещенная Ангелом, исчезла из города.
   Тогда задумались, кто из недавно родившихся, мог быть Машиахом - Помазанником Божиим?  Тут и гадать долго не пришлось: конечно же,сын первосвященника Захария, Иоанн, - в будущем - Креститель. Его рождение от престарелых родителей, по веленью Божьему,  еще было на слуху у всех.
   Но выяснилось,что мать с полугодовалым сыном бежали в пустыню. Захария же молчал и ничего не говорил, когда спрашивали его. Тогда первосвященника убили между храмом и жертвенником.
   А что Идумей?  Его сердце , никогда не знавшее зависти и злобы, после Рождества Христова исполнилось Божьего благословения. Он безопасными путями вывел волхвов из Израиля и, вернувшись в Иерусалим,  уже спасал от гнева царя Ирода Святое Семейство. Со временем Идумей  удостоился принять Святое Крещение, как стали христианами многие другие  идумеяне, чьи души были более открытыми, чем у иудеев, - кто был здесь последним, станет Там первым, и - наоборот,-  вспомним Исафа и Иакова, двух родных братьев, чьи потомки, враждуя,  боролись за первенство. Воистину, пути Господни неисповедимы, а цели Его простираются далеко для нас во времени, ибо для Бога, Самого, нет времени.
   Волхвы тоже были крещены через много лет апостолом Фомой и мученически закончили свои жизни в восточных странах.
   По преданию мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были вначале в Константинополе, а сейчас хранятся в Кельнском соборе, в золоченой тройной раке.