Об автокефалии

Историк Владимир Махнач
Радио «Радонеж» или «Народное Радио», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, июнь 2015.


Дорогие братья и сестры! Опять возник вопрос об автокефалии Украинской церкви. Хочу вам сказать по сему поводу несколько вещей. Вообще, автокефалия национальной церкви возможна. И Православная церковь в отличие от жесткой позиции Римо-католической церкви то допускает. Но давайте посмотрим, что получается. Автокефальными первоначально были церкви огромных регионов Римской империи: Римская церковь, Константинопольская (не сразу), Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская (только потому, что там страсти принял сам Господь).

За особые заслуги в утверждении православия, в V веке, как раз когда распалась Римская империя, стала автокефальной и церковь Кипрская, она остается такой до сих пор, хотя ее глава не патриарх, а архиепископ. Просто напоминаю вам, как это происходило. То было в интересах церкви, ибо запомните навсегда, автокефалия — это условность, это удобство административное, потому что церковь есть одна — Вселенская, только одна Вселенская православная церковь. И есть ее отражение в каждой епархии, например, в епархии Тверской или епархии Венецианской. Все епархии есть отражения Вселенской православной церкви.

Теперь дальше. Что происходит с Церковью у нас на Руси? Она возникает по крайней мере в IX веке, когда при первом нашем православном князе Аскольде появляется епископ в Киеве. Киев — наша первая епархия.

Наступило Ордынское нашествие. Первый после Орды, после пришествия Батыя митрополит Киевский — Кирилл. Мы до сих пор не канонизовали владыку Кирилла. Молитесь все о нем, потому что, когда мы молим о ком-то, то мы призываем и его молиться о нас. Конечно, он во святых. Так вот, вначале была Киевская епархия. Но затем Киевский митрополит стал «Киевским и Владимирским», ибо нашу несчастную землю Русскую разодрали в клочья. Владимирское княжество было отделено от Киевского княжества. А потом и вообще каждое княжество стало крошечным, например, Веневское. Ничего не поделаешь, такие трагедии бывают, но они не могут оказывать влияние на Церковь. Она старается сохраниться везде для православных христиан. С тех пор наши митрополиты стали «Киевскими и Владимирскими». А вы представьте себе расстояние от Киева до Владимира! Посмотрите на карте! Тем не менее и Константинопольские патриархи, и наши митрополиты поддерживали такое странное положение. В то время наша митрополия была больше всей Константинопольской патриархии, намного больше! Такое единство Русской церкви способствовало и единству церкви Вселенской.

И так бы оно и оставалось, если бы в 1469 году под угрозой гибели греческой империи тамошние император и митрополит не пошли бы на унию, то есть на подчинение Римской церкви. Вот мы сейчас пойдем на разделение — пойдем на унию! Имейте в виду! Мы отступим от веры Христовой! То есть, мы стали автокефальными вынуждено. Но нашу автокефалию тут же признали восточные патриархи: Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, признал и архиепископ Кипра.

На поместном соборе нашей православной церкви в 1918 году было решено, что Киев — первосвятительская кафедра и что Киевский митрополит — по положению, а не по избранию постоянный член Священного синода при патриархе. Да, безусловно, наш церковный центр мог быть в Киеве. Но Киев был не готов, Украина была не готова. Вопрос не в том, может ли Киев быть автокефальным. Вопрос в другом: если Киев станет автокефальным, тогда перестанет быть автокефальной Москва! Тогда что? Опять уния? Подчинение папе? Вы готовы к разделению, братья и сестры? Подумайте. Ведь мы сейчас самая большая православная церковь в мире. А кто будет представлять православие? Жалкая Киевская митрополия, ставшая патриархией? Можем ли мы допустить такое или будем продолжать традицию, с которой связаны святители Владимирские и Киевские, Московские и Киевские: Кирилл, Максим (родом грек), Петр (русский, родом галичанин), Феогност (родом грек), Алексий (родом москвич), Фотий (родом грек), Иона (из Рязани родом, можно сказать москаль), почитаемый нами святитель Феодосий Черниговский, который был сторонником возвращения киевской епархии в Московскую церковь, святитель Иов Борецкий, который просил русского царя принять украинцев в политическое подданство? Будем все это разрушать и говорить о каких-то сомнительных правах? Автокефалии бывают только для блага православия! Во всех остальных случаях автокефалий не бывает!

Братья и сестры, учтите еще одну вещь: епископу правящего или царского города дается титул патриарха. Кроме того, первое правило Второго Вселенского собора 381 года по Р.Х. гласит, что «титул епископа Константинополя (Царьграда) равен по чести титулу епископа Рима». Вот обратите внимание: Римский патриарх — апостольского происхождения, Антиохийский — апостольского, Александрийский — апостольского (я могу назвать апостолов Петра, Павла), Иерусалимский — апостольского (назову Якова, брата Господня), а Константинопольский патриарх — нет, не апостольского происхождения, но тоже патриарх. А почему? А потому что он — епископ царского города. Такое высокое значение придавали отцы Церкви городу царскому, то есть городу — по апостолу Павлу, по святителю Иоанну Златоусту — «удерживающему» (по-гречески: катехону). Потому все епископы признали Московского митрополита патриархом, им стал святитель Иов Московский в 1589 году. Запомните этот год. У нас царский град. И вообще-то, наш патриарх должен был быть с тех пор не пятым, а первым, потому что был один христианский царь, был один царский город — Москва. А мог быть Киев.

Сейчас оторвать от нас Киев значит лишить нас этого царского права. Ну и пусть! Мы смиренные, мы переживем. Но как же быть с удерживающим? Ведь если удерживающий царь не будет вместе с правящим патриархом, он уже не будет удерживающим. И тогда мы открываем дорогу антихристу. А того не должно случиться. Задумайтесь! Я об этом не говорил никогда! Сейчас говорю. О том говорит церковная каноника. Задумайтесь! И помогай вам Господь!