Что же спасет человечество?

Алексей 37
В Интернете в статье «Футурология» вычитал: «Реально судьбу человечества определяет культура. Это не война и политические дрязги, а Кант и Моцарт, Шекспир и Пушкин, ж/дороги и телефоны».
Почему-то кажется мне, что Кант и Моцарт имеют мало общего с ж/дорогами и телефонами. Не пытаются ли футурологи все свалить в одну кучу?

  Я.как всегда, хотел бы прежде уточнить понятия.
 Что такое «культура»?
   Толкование понятия «культура» далеко не однозначно и потому постулат о ее влиянии на судьбу человечества тоже спорный и неоднозначный.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с природой и др. людьми.

 Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры говорит о неоднозначности понятия.
 
Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей».

 «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ)
Цивилизация возникает там, где умирает культура. (Освальд   Шпленгер)
Это лишь малая часть определений «культуры», в которых можно увязнуть надолго, если не навсегда. Эти определения вносят мало
ясности в вопросы культуры.
Я думаю, что утверждение: «культура определяет судьбу человечества», в корне неверно и в чем-то сходно с афоризмом «Красота спасет мир», который ничего общего с реальностью не имеет. Об этом я уже писал в статье «Красота спасет мир» на Прозе.ру. На мой взгляд, стоит выделить культуру  личности и культуру общества. Культурный человек разбирается в искусстве, образован, имеет широкий кругозор в разных областях человеческой деятельности, воспитан в уважении к основным  моральным ценностям своего общества. Конечно, все эти критерии зыбки и спорны. Ведь мы не знаем ответа на вопрос: «что такое хорошо, что такое плохо»?
Культура общества, на мой взгляд, включает в себя,  прежде всего мораль и нравственность, которых придерживается большинство членов этого общества, искусство, воспитание и образование особенно молодежи, обычаи, религия. Некоторые приплетают сюда же науку и технику. Мне это кажется неверным. Не стоит все валить в одну кучу.
«Культура это не война и политические дрязги» заявляют эти футурологи.
 Не знаю, может они и правы. А может и нет! Вся история человечества это сплошные войны. Разве войны не воспеваются во всех видах произведений искусства? Разве поэты не прославляют воинскую доблесть своих воинов. Разве подавляющее большинство памятников поставлено не полководцам? (И королям с царями, воспетыми как полководцы и заядлые вояки)? В нашу задачу здесь не входит исследование причин такой агрессивности и воинственности человечества. Но то, что воинственность - часть человеческой культуры, можно утверждать смело.
  «Политические дрязги» опять же можно рассматривать как часть культуры определенного общества. Почему «дрязги»? Политика есть продолжение экономики, и бывает разной - полезной или вредной и опасной для государства или ряда государств. Посмотрите на политику Украины сегодня! Посмотрите на политику США, которым давно кружит голову роль мирового гегемона и вершителя судеб стран и народов.
Что же! Не они первые, не они последние. Много
было претендентов на мировое господство. АУ! Где они? И эти там же будут!
Вот только весьма опасаюсь, что появятся новые претенденты, взамен этих. Хватит ли когда-либо человеческого разума, чтобы отказаться от соблазна мирового господства?
 Справедливости ради, надо сказать, что войны явились основным мотором развития науки, изобретательства, технологий и даже искусства. Как это не дико звучит, на подготовку к войне и ее ведению тратится львиная доля материальных ресурсов человечества. Лучшие умы человечества, так или иначе, вовлечены в гонку вооружений. Все научные открытия и технические изобретения первым делом проверяются на возможность использования в военных целях. Человечество не гнушается самыми подлыми, гнусными отвратительными способами уничтожения себе подобных. Ядерная и термоядерная энергия, химическое и бактериологическое оружие уже вовсю разрабатываются и даже применяются.
 Политики и военные давно и пристально изучают возможности создания генетического  нанотехнологического и других, самых изощренных видов оружия.
  А вы мне толкуете о Моцарте и Канте!
Что касается «великого» Канта.
У меня есть большие сомнения в его положительном влиянии на развитие человечества,  и я далеко не уверен, что его заслуги перед человечеством так уж значительны. Впрочем, скажу по секрету всему свету, что и роль самой философии, упорно выдаваемой за науку, я считаю сильно преувеличенной. Эту «любовь к мудрости» скорее следует назвать не наукой, а пустопорожней любовью к заумному. мудрствованию.
А у Канта мне особо «нравится» его тезис о том, что не разум сообразуется с реальным миром, а сам мир сообразуется с возможностями нашего разума. Мне вот кажется, миру глубоко наплевать на возможности нашего разума, мир и без него спокойно проживет.
 Не буду останавливаться на Моцарте. Я профан в его музыке. Только вот одно сомнение меня одолевает: стало ли человечество хоть на йоту лучше, облагороженное Моцартом? Увы - не думаю. Не получается ли так, что Кант и Моцарт, Шекспир и Пушкин сами по себе, а человечество идет- бредет своим неведомым путем. И ничуть не смущаясь культурой и  мнениями ее видных и общепризнанных деятелей, продолжает вести войны, все более кровавые и глобальные. Впрочем, и сами философы и деятели искусств становятся проводниками самых воинственных настроений в обществе. В этих войнах, не смотря на все «благородные» договора о правилах и обычаях ведения войны, все больше страдает мирное население, вплоть до массового его уничтожения. И на путь развития человечества изобретение телефона и компьютера с Интернетом оказали несравнимо большее воздействие, чем вся эта культура.
Конечно, кто-то мне тотчас возразит, что и компьютер часть культуры. Допустим! Только тогда исчезает сам предмет разговора. Как у того церковного иерарха, утверждающего, что и темную материю, и черные дыры создал Бог.
 Хоть делИ, хоть нет, а культура, наука, искусство и вся практическая деятельность человечества представляют неразрывное целое в существовании человека и общества. Разделяем мы их чисто условно при обсуждении той или иной сферы деятельности рода людского.
Снова приведу мой любимый пример: Великий русский художник И.И.Репин создал душещипательную картину «Бурлаки на Волге».
Русский поэт Н.А.Некрасов создал стихотворение «Выдь на Волгу» - про тех же бурлаков. Ну и что? Бурлаки исчезли или таскать баржи стало легче? Ничего подобного!
Так и таскали, пока не изобрели паровую машину и двигатель внутреннего сгорания.
И ведь что интересно! Имена Канта, Моцарта, Шекспира, Пушкина назовут многие (я надеюсь), тогда, как мало кто скажет, что такое тепловые машины, цикл Карно. Я уж не спрашиваю, кто такой этот самый Н.Карно. А ведь добрая половина всей современной Цивилизации построена на тепловых машинах (а вторая половина основана на электричестве). Об электричестве и спрашивать страшно, так как в лучшем случае услышишь ответ: - Да ну тебя! Чего пристал?
       Как-то был проведен опрос  на тему: кто самая значительная историческая личность в России? Предложены были варианты Ленин, Сталин, Николай1, Петр1, Екатерина2, А.Невский Александр 2, Николай 2, Пушкин, Менделеев. (Какова подборка предлагаемых лучших людей! Проверяют СМИ, насколько им удается зомбировать народ)! Выбрали А.Невского. Видно, не прививаются в народе великие самодержцы, не смотря на настойчивую пропаганду деятелей СМИ и культуры. А  А.Невский - фигура относительно нейтральная.
  Аналогичный опрос в Великобритании назвал не Шекспира и Эйнштейна, а принцессу Диану, (во)! и Э.Пресли - этого « короля РОК - эн-РОЛЛА». Конечно, без Менделеева и Эйнштейна мы проживем, а вот без Принцессы Дианы, знаменитой тем, что успешно наставляла мужу рога и в процессе этого мероприятия погибла в ДТП, ну никак не прожить. Осиротело человечество!  Опять же без Моцарта и Пушкина мы проживем, а вот без «короля Рок-н-ролла совсем невозможно! Вот вам и современная культура!
 Я совершенно убежден, что главное в судьбе человечества - наука. Однако к науке в обществе всех стран отношение чисто потребительское. Мы, конечно, как само собой разумеется, будем пользоваться плодами трудов и гения ученого естествоиспытателя. В крайнем случае, даже Нобелевскую премию присвоим – 1млн. долларов, да и то разделим на несколько ученых, а присвоим премию через 20-30 лет после открытия.
А вот какой - нибудь футболист, ума которого только и хватает мяч виртуозно пинать, запросто получает побольше 1 млн баксов в месяц за это пинание. Так «кто матери - истории более ценен»?
А какой-то «деятель культуры» умеющий подражать чужим голосам, исполнять не им сочиненные пародии и банальные плоские шутки, - крупный деятель культуры, направленной на оболванивание зрителя. Так этот деятель на свои гонорары шутя строит дворец в деревне Грязи и получает государственные ордена.
  Знаменитый  советско-российский академик Жорес Алферов, Нобелевский лауреат, чьим трудом созданы были теоретические основы и компьютера и мобильного телефона, получает перед смертью орден «За заслуги перед отечеством 4 степени». Как же иначе, когда Алферов остался коммунистом, да еще и атеистом. И 4-ю степень дали скрепя сердце!
Тогда как «примадонна», которая уже много лет держится на слуху только распространяемым ею же сплетням, еще при Ельцине получила  «За заслуги перед отечеством 2 степени». Причем Ельцин еще перед ней извинялся, что не может дать 1 степени, мол, по статусу на него имеет право только президент.
А когда к очередному юбилею Медведев Д.А. наградил ее орденом « За заслуги»...3 степени, примадонна эта нос воротила от возмущения, почему не 1 ст. Ведь она же самая великая! Хотя, если присмотреться повнимательнее, вполне рядовая певица, которая давно уже вышла в тираж. Были и более популярные, известные и заслуженные певицы. Экс-певица не страдает повышенной скромностью. Это ее главное достоинство.
 Вот я снова и спрашиваю: спасет ли мир культура? И. Кант, например, противопоставлял культуру умения культуре воспитания. «Внешний, „технический“ тип культуры он называет цивилизацией, — Кант видит бурное развитие цивилизации и тревожно отмечает её отрыв от культуры. Последняя тоже идёт вперед, но гораздо медленнее. Эта диспропорция является причиной многих бед человечества.
  Стоит ли причислять цивилизацию к типу культуры, вопрос чисто академический. Важна суть.
 А суть заключается в том, что цивилизация развивается бешеными темпами, да еще и с ускорением. Это факт неоспоримый.
  В то же время, культура не просто отстает от цивилизации, как утверждал Кант. Культура деградирует ускоренными темпами. Засилье культуры, точнее сказать бескультурья  Запада, в первую очередь США, подавляет все виды истинной культуры других стран и народов. Что в развитии культуры мы наблюдаем? Примитивная музыка, идиотские «оперы». «Ромео и Джульетта» в «современном прочтении» выглядит как драма наркомана Ромео и проститутки Джульетты в современном Нью-Йорке. У авторов не хватает ни ума, ни фантазии, сочинить что-то самим. Они  просто берут классическое произведение и уродуют его в меру своей испорченности и бескультурья. Эстрада  выдает за шедевры самые низкопробные шлягеры. Певицы кривляются на сцене как обкуренные обезьяны.
Последний писк моды культурного идиотизма стала победа трансвестита - гея в  Евровидение 1914.
Вот еще вошел в моду публичный показ голых женских титек (грудей, я хотел сказать). И не только грудей, а и любых других задниц, чем отличился принц Великобритании и масса его последователей.
 Тоже самое происходит в живописи, вообще в изобразительном искусстве. Великий шедевр это «Черный квадрат» Малевича. Стоит бешеные деньги. Оказывается «Черных квадратов» было то ли 4, то ли 6. Кроме того, Малевич создал еще несколько «Красных квадратов». Не знаю, почему он не перебрал всю цветовую палитру квадратов, а потом не перешел на другие геометрические фигуры? Ведь золотое дно! Клондайк! (Виноват! Только что увидел в Интернете «Черный круг» Малевича. Значит, я просто не знаю про другие геометрические фигуры в шедеврах Малевича).. Выверты  некоторых сюрреалистов, импрессионистов, кубистов и пр. абстрационистов вызывают у меня часто подозрения, что с психикой у них не все в порядке. Картина П.Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» продана на аукционе 2008 г. за 106,482 млн. долларов! Нет, я не против Пикассо. Каждый художник рисует, как хочет. Но цена этой картины, созданной ради прикола или издевательства над ценителями искусства, говорит о культуре самых «передовых» слоев общества.
А что происходит в литературе? Сплошные детективы, кровь течет рекой, самые омерзительные натуралистические сцены насилия, любовные романы на грани или за гранью порнографии. Новое веянье в литературе и искусстве – фентези. Гарри Потер и тому подобная чертовщина выдается за последнее достижение литературы.
 Не знаю, стоит ли говорить про кино, где сплошь засилье Голливуда с его ширпотребом.
Если теперь говорить о нравственности и морали, то и здесь отчетливо видна деградация. Настырная пропаганда гомосексуализма, узаконенные однополые браки с правом приобретения детей. Во Франции приняли закон, по которому секс с 13 летними детьми не относится к педофилии. Перечисление можно продолжать до бесконечности.
 Так и хочется сказать:- люди, вы с ума свихнулись?
В Интернете смакуется откровенная порнуха, педофилия и всевозможные извращения во всех сферах жизни и поведения человека.
 Попробуем взвесить беспристрастно, что же дала человечеству культура и что дала наука. Причем сразу оговорюсь, что под наукой я подразумеваю только естественные науки. А то развелось слишком много направлений выдающих себя за науку. Уже в МГУ собираются открыть кафедру теологии - тоже наука?
Что же дала культура? В лучшем случае, демонстрирует возможности человека в искусстве, литературе, спорте, познании человеческой психики и поведения. В худшем случае пропагандирует самые глупые и гнусные извращения в человеческом поведении.
  Что же дала наука? А все достижения человеческой цивилизации. Добыча и использование полезных ископаемых, достижения энергетики, средства передвижения, новые материалы и успехи в строительстве. Электричество, связь, компьютеризация, освоение космоса, успехи в медицине, генетике и многое, многое другое. Все даже перечислить затруднительно.
  Мне возразят, что наука принесла и кучу отрицательных следствий. Да, это так! Вот только наука ли в этом виновата? Ведь топором можно дом срубить, а можно срубить голову. И за все достижения цивилизации неизбежно приходится чем-то платить. Причем значительную, может быть, даже решающую роль в негативных последствиях научных достижений играют политики, власть предержащие. Именно от их безграмотности, потребительского отношения к ученым, их амбиций и возникают негативные явления.
  Вот поэтому я утверждаю, что судьбу человечества определяет не культура, а естественные науки, изучающие окружающий нас мир, несущие реальные возможности для светлого будущего человечества.