Семейные ценности. 10

Анжела Конн
 Глава десятая.


 - Лишь бы Дея выздоровела - с этой же мыслью проснулся и Янис  в Касторье.
 - Надо успеть на фабрику заскочить, с детьми побыть. 
Выпрыгнул из постели.  Через минут двадцать неспешным шагом по уютному городку, террасно спускающемуся, а, может, поднимающемуся от подножия по склонам проснувшихся гор,шёл, впитывая в себя свежий балканский воздух, направляясь к месту работы. Пройтись по его колоритным узким улочкам - одно удовольствие.

Маленькая Касторья в это раннее утро ещё спала.  Овальной формы озеро, одно из красивейших на Балканах, и зимой, и летом привлекало людей разнообразием. Зимой  превращалось в каток; летом, благоухая цветами и кустарниками, рассыпанными вдоль берегов, притягивало в многочисленные кафе, откуда посетители могли любоваться  живностью в воде и воздухе; оно считалось излюбленным местом отдыха и забав не только туристов, совершающих шубные набеги на городок, но и местных жителей. Очарование же осени, когда листва одевается в краски природы средне-русской полосы, бросая кирпично-жёлто-зелёные мазки на палитру голубого неба,красных крыш и белых стен домов городка - бесподобно. Это тот случай, когда действительность превосходит воображение. Сейчас всему этому радовался Янис. Ни одной живой души окрест...
Редки такие минуты в его жизни. Чаще всего проходишь в спешке мимо окружающих красот...

С тех пор как семья обосновалась здесь, он беспрерывно работал. Меховое производство - сложный процесс.   А Касторья - городок, в котором скорняжное мастерство  не только средство зарабатывания на жизнь, но и искусство. Чтобы овладеть им необходимо время и погружение. То, что местным прививалось с детства, ему приходилось постигать особым старанием.

Большая фабрика требовала больших усилий. Сейчас он стоит перед ней и испытывает смешанное чувство гордости и грусти. Много лет, сил, здоровья и денег потрачено на неё, а взамен ... Взамен получено тоже немало: уверенность, стабильность, опять же деньги, дающие возможность семье жить хорошо, и надежда на  будущее.  Незаметно и  молодость ушла... Но на смену пришла не менее интересная зрелость с солидным активом.

Сейчас он войдёт внутрь и услышит знакомый гул работы машин,вдохнёт запахи химических составов, поздоровается с людьми, работающими в ночную смену и почувствует   жизнеутверждающий  вкус своей деятельности. Янис соскучился по  работникам и фабрике с её цехами и специфическим духом. Вспоминал ли он свой врачебный кабинет?  Если - да, то это ничего не меняло. Ему нравилось заниматься мехом и управлять работой фабрики.

Он спустился в подвальное  помещение, где днём и ночью запущена "тяжёлая артиллерия" - центрифуги, в которых шкурки избавляются  от излишков жира, большие барабаны для чистки и устранения неприятных запахов, колотильные машины, машины для разглаживания меха, огромные холодильные установки и много разных современных агрегатов.  Окинув хозяйским взглядом  безостановочное гудяще-тарахтящее  скопище комплекса из металла, Янис поднялся на второй этаж. Здесь царство швейных, стригальных, гладильных, оверлочных  механизмов. В отличие от нижних собратьев они мелкие, хрупкие... Словно солдатики на боевом посту  ждут приказа, чтобы ринуться в бой. Совсем скоро и они запыхтят, застрекочут, запоют  каждый на свой лад. Не хватает дирижёра. Он усмехнулся, представляя себя в роли оного с палочкой в руке. Бормашину сменил на воображаемый музыкальный инструментарий...меломан. Шутки шутками, но так и есть. Иначе в соседней комнатке не стоял бы миниатюрный старинный орган, приобретённый  подвернувшимся случаем. Слабость к органной музыке не позволила пройти мимо такой редкости.
  Подошёл Алекс.  Мужское рукопожатие и обязательный братский поцелуй. Такой семейный ритуал...

 - Давно здесь? - По выражению лица пытается  понять настроение Яниса.

 - С полчаса, хожу по цехам, представляешь, соскучился...

 - Вполне представляю, рабочий человек не может без дела.

 - Как вы? Мама, Афина?

 - У нас всё в порядке,брат. А Дея?  Как она, не лучше?

 - Ой, Алекс, даст бог,будет лучше...

 - Даст,не сомневайся... Надо надеяться...

    Люди занимали свои рабочие места, но видя  управляющего, подходили, спрашивали о здоровье  его супруги. Они  знали её  и  любили за кроткий и добрый  нрав.
  Поднявшись на третий этаж, Янис взглядом спеца осмотрел  новые шубки. Каких здесь только не было... На любой вкус и карман, от кролика и сурка до каракуля, норки, шиншиллы, стриженые и с длинным ворсом, тёмные и светлые... Провел ладонью по мягким, словно шёлк, мехам, любуясь новыми  моделями.

 - Отлично! - похвалил он, - партия укомплектована?

 - Да, почти, - ответил Алекс, - плюс  сегодняшняя,  и можем отправить...

По негласному соглашению братьев, в обычном рабочем процессе вся ответственность за исправность,  пополнение и обновление  оборудования лежала на нём; Янис отвечал за поставку сырья на фабрику, пошив изделий  и их отгрузку  в  места сбыта, но в ситуациях, подобно нынешней, когда один из них вынужденно  отсутствовал,  другой брал на себя всю полноту  работы.

Стрекот швейных машин,стартовавших бравурным маршем,хоть и радовал бодрящим шумом, но перекрывал их голоса, мешая услышать друг друга. Чтобы не надрываться,  прошли в противоположное крыло здания, где находится кабинет, - светлый, просторный, - вмещающий весь административный  персонал во время совещаний.  Но поговорить таки  не удалось.

 Пришел Тони, скиндилер, с которым они работали последнее время.  Его присутствие в бизнесе оправдано -  это позволяет поддерживать и пополнять  ассортимент мехов в течение всего года и не требует крупных денежных вложений сразу на закупку сырья.
 Конечно, покупка меха на аукционе наиболее легкий и удобный способ приобретения шкурок, так как на аукционе мех уже отсортирован по цвету, размерам и качеству. Можно купить мех на ферме, напрямую у производителя. Цена будет меньше, но сложностей больше, - фермерский мех не сортирован, шкурки имеют множество оттенков и разный размер.

 Все эти этапы Янис прошел, и  долгое время сам  закупал нужный товар, однако предпочёл нанять скиндилера, чтобы, во-первых, профессионал занимался подбором и покупкой шкурок у фирм, во-вторых, разгрузить себя для другого.  Тони знал толк не только в своём деле, но и отлично разбирался во  вкусе  и предпочтениях  хозяина.  За годы работы братья ни разу не пожалели, что имеют  дело именно с ним.  Да и по характеру Тони открытый, лёгкий в общении человек. Несмотря на свой далеко не юношеский возраст, он постоянно шутит, смеётся и создаёт вокруг себя лёгкую  атмосферу.
 
 Затратив с ним около часа на план закупки следующей партии сырья, включающей в себя объём, качество, цвет, стоимость и другие детали, Янис почувствовал, как улучшилось настроение от сделанной работы под аккомпанемент шуток-прибауток Тони, и не скупясь сделал ему комплимент:

 - Ты как хорошее лекарство, пообщаешься с тобой час-другой и к врачам не нужно ходить...

 - А я что говорю, - поддержал Алекс, - за лекарство каждый раз платишь, а ему два раза в месяц...

 - Вот-вот, ещё и экономите на мне, - поддел Тони.

 - Слушайте, сыновьям обещал, забыл совсем... - засобирался Янис, сворачивая бумаги, - дальше без меня, дети ждут... - и быстренько покинул кабинет.

Дети действительно ждали. Завидев отца издалека, наперегонки бросились к нему.

 - Пап, а куда мы пойдем, ты обещал на рыбалку?

 - Пойдем, только сначала проведаем бабушку...Как она там?
 
 - Хорошо, мы вчера были у неё, конфет объелись... - затараторили наперебой.
 
Зине, их матери было уже за восемьдесят.  Жила она  с семьёй среднего сына Алекса, окружённая заботой детей и внуков. Обнимаясь с Янисом, прослезилась, расспрашивая  о невестке.  Конечно, мама постарела, и независимость, ревностно отстаиваемая ею ранее, осталась в прошлом. Но и в свои преклонные годы порывалась  обслуживать себя, что давалось ей  с трудом. Сопротивлялась... Не привыкла быть барыней... Поцеловав мать, Янис с сыновьями отправились к озеру.       

   Горные хребты, покрытые миндальными деревьями, шиповником и кустарниками, весной щедро одаривают местность оттенками розовых,кремовых, лиловых соцветий, придавая  этому уголку земли неповторимое очарование. Сердце замирает... оживает и открывается с новой силой навстречу красоте...Однажды  увидевший не забудет паутинное небо, распростёртое над склонами гор с каскадно застроенными  домиками,  озеро с  шумными семействами пеликанов, уток и других водоплавающих птиц.  Не превзойти им  грациозных лебедей:  величественно  выгнув длинные шеи царят они на водном пространстве время от времени демонстрируя размах чёрных и белых крыльев под одобрительные  возгласы зрителей.
 
  Янис и мальчики, прогуливаясь вдоль водоёма, решили отложить рыбалку до следующего раза; зрелище парящих в небе птиц захватило их, заставив на время забыть о рыбках...  Задрав головы, отец и сыновья с неподдельным восторгом следят за полётом чаек. Есть ли ещё кто-либо свободнее этих доброгласных пернатых...Невозможно оторвать взгляд от них.
       
  Столько красивого вокруг: приозёрная зона заросла каштаном, ирисом, диким виноградом. ..Аромат свежести и терпкости растений  разливается по городку, очищает и заряжает... Туристы присели отдохнуть, сделав свои покупки, повсюду  праздничное настроение.

 - Нравится? - Да, пап, очень, а мы придем ещё?

 - Конечно, когда захотите.

 - А мама будет с нами? - Да,она очень любит здесь гулять.

 - Пап, а ты едешь за мамой? - Да, сынок... - А когда ты её привезёшь?

 - Скоро, мои мальчики, скоро... Вы слушайтесь Ларису и Афину, я постараюсь привезти маму очень быстро, - Янис поочерёдно поцеловал детей. - А теперь надо идти, хорошо?

 - Пойдем, пап, пусть мама... - Договорились - засмеялся Янис, - можете не повторять, я понял вас. Поспешим, работы много.