несценарий

Саша Валера Кузнецов
     Связь образа-воспоминания с изображением...

Самое первое моё воспоминание в жизни – уже связано с изображением. Это фотография с волной обрезанными краями, где я в коротких штанишках, в панамке, лет четырёх. Лето, парк культуры и отдыха в Челябинске.

Принаряженная мама тянет меня за руку, а я готов разреветься – колит ноги противная сухая трава, ведь я в шортах! Но она упёрто тащит меня за собой. Я уже плачу, а она всё тащит.

И это первое воспоминание совпадает с изображением, мне кажется это важной отправной точкой – из неё начинается движение образа, но какого? Поживём – увидим...


* * *
     История с кукнаром неумолимо превращается в историю предательства. Молодой специалист, распределённый к нам на завод, отрабатывал три года в отделе снабжения: чернявый, модный и шустрый Петя из Ташкента, дал мне его попробовать.

За ночь в одиночной камере я пережил всё, что мог себе представить, воспалённым виной и бессонницей воображением, наглядевшись в тихой истерике через затянутое металлической сеткой, да ещё и решёткой из железных прутьев, окошко, на южное небо с такими близкими, ясными звёздами.

Наутро меня привели к начальнику уголовного розыска. Дядька, крученый жизнью, эдакий плотный русский мужик с азиатским, коричневым от загара лицом и низким, прокуренным голосом, быстро понял кто перед ним.

«Там у меня в камере сидят двое пацанов по восемнадцать лет. У них было столько же анаши, сколько у тебя соломы. Им будет срок и они поедут на зону, а ты не сможешь больше учиться в институте и работать мастером. Мне нужно знать, откуда ты это  взял? Если у такого же, как ты, то ему ничего не будет".

Все мои попытки говорить, что купил на базаре, как средство от поноса - не проканали. И я сказал про Петю, был отпущен и тут же помчался к нему в общагу, хорошо, был выходной. Последствий для нас не было никаких, но как я переживал своё предательство…

С тех пор, я стал относиться к предательству, болезненно внимательно - любое необязательное, даже просто по безалаберности - отношение к себе, воспринимал как глубокую обиду. Но тут подставили меня на заводе, где я работал электриком, а потом диспетчером, покуривая в одном коридоре с будущим председателем профсоюза всего НГМК - комбината по добыче урана и золота в солнечном городе моего детства имени поэта Навои.

Решив организовать дискотеку я, имея опыт работы во дворце культуры, принимал участие в заседании комитета комсомола ремонтно-механического завода. Приятель знакомый мне по первому курсу МИСИ, откуда он уехал на полгода раньше, вернувшись домой. Теперь мы работали в одном цеху и он тоже мечтал стать «дискотечником».

Мы договорились вместе осуществлять организацию отдыха юных работников ремонтно-механического завода в столовой "Кара-кум", недалеко от центральной площади города.

И тут, вдруг, Серов рассказывает Горностаеву, а тот был тогда секретарём комитета комсомола. Саша, мол, фарцевал в Москве фирменными пакетами (помните, такие полиэтиленовые с ручками для переноса продуктов). Но ведь, на самом деле - пытался делать это он сам, а я лишь познакомил его со Штирлицем, главным фарцовщиком в модном комбезе (комбинезон «Super Rifle»), то есть всегда на занятиях тот появлялся в джинсах, залатанных разной свежести заплатами, которые студент Исаев (фамилия Штирлица)) -

- предлагал, падла, отгадать, называя при этом свои штаны - «крокскворд-д-т». Заикался просто.

И всё пошло один к одному - когда чёрная полоса в жизни становится сплошной. В азиатском городе имени поэта я банально - попадаю в вытрезвитель (медицинский вытрезвитель в милиции) после ресторанного вечера, остановив в темноте патрульную машину вместо попутки. Полименты с добрыми узбекскими лицами приняли это за наглость русского паренька.

На заводе меня наказали - передвинув в очереди на квартиру, вывели из состава комитета комсомола.

Надо сказать, что к тому времени я был женат на электрообмотчице с нашего завода... и родилась дочь, так что я имел право на получение квартиры.

Серов этот несколько лет проворовался, забрав домой дискотечный цветной телевизор и, чтобы не загреметь под суд, пошёл в армию, не смотря на имевшуюся уже тогда жену с ребёнком.

Когда я приехал в Навои снимать свой фильм «Мираж», мне рассказали, что с приходом частной собственности и кооперативного движения, его просто повесили за долги в собственной квартире, инсценировав самоубийство.

И вот в моём, так называемом сценарии, возникают две темы: предательство и постепенное, в течении всей жизни, превращение человека в ИЗОБРАЖЕНИЕ.

А вот смотрите на этом слайде! кинокадре: это я веду дискотеку – диск-жокей, как тогда говорили, приплясывает под огромным слайд-экраном, вставленным между паркетом и потолком, при помощи деревянных распорок.

Луч света через слайд-проектор - на белое полотно, где цветное изображение потной рожи Мика Джаггера или Дэвида Боуи, переснятых нами прямо с обложки журналов.

Снимали сами на слайдовую плёнку по 3 рубля, фотоаппаратом, придавив стеклом.

Музыку получали из Ленинграда по почте на бабинах с магнитофонной плёнкой. Почему из Ленинграда? - может быть, это были родственники или приятели детей, тех архитекторов, спроектировавших прекрасный город имени поэта Навои - в пустыне.

А КГБ потом интересовался: где Саша Кузнецов или там  Валера Шахов (инвалид-колясочник, кстати) берёт информацию? Но это отдельная история, что можно прочесть в моём опусе «След любви. три азиатских рассказа».

В моей книге
* * *
Про агента КГБ, теперь подполковника в отставке: вернее, даже не агента, а завербованного из моего окружения товарища, закончившего потом Высшую школу в Минске.

Из отношений с ним, начавшихся в Селятинской (50й км Ленинского проспекта), подмосковной школе, где он был самого маленького роста и с доберманом-пинчером всегда. Дружба продолжилась, после нашего совместного похода. 10 дней с байдаркой на острове в Можайском водохранилище и затем несколько совместных лет дружбы в Навои, куда он, по его словам, приехал после окончания Новочеркасского политеха. По распределению, как отличник, имел, говорит, право выбрать и, увидев в списке Навои, вспомнил, что там ведь живёт его друг!

Через много лет он вернулся к родителям в Селятино, на 50й км Киевского шоссе, просто напросто выйдя в отставку, отслужив в КГБ 25 лет. Все годы в Навои.

Но ведь из подростковой дружбы - вырастает дружба-вражда, основанная на соперничестве + (плюс)) дальше ещё лет на двадцать пять - предательстве на фоне или на основе (любовный треугольник, как сказал бы драмодел - классическая мелодрама - любовь к одной девушке, потом ставшей моей женой на тридцать лет.

* * *
Работа диск-жокея мне нравилась, это была саморежиссура. Днем же я занимался производством металлических заграждений для границы СССР, отрабатывая «бронь» от армии. Даже, благодаря отцу закончил вечернее отделение Навоинского филиала Ташкентского политехнического института, став инженером-механиком.

Дискотека началась под руководством Наиля Сунюкова (он потом был у меня на моём фильме "Мираж" ассистентом и очень помог знанием узбекского разговорного языка во время поездки в Учкудук) - я начал снимать слайды самостоятельно, а вернувшись в Подмосковье, даже печатал и проявлял бумажные фотографии, подаренным сестрой бабушки, фотоаппаратом "Зоркий".

Фотоаппарат «Зоркий» подарила тётя Катя и она же, как позже, уже во время болезни, рассказал отец - купила отцу автомобиль, сразу по окончании института - "Москвич-407" цвета морской волны.

Так по-семейному звали сестру моей бабушки. И так же, по-семейному, именно от неё впервые я узнал, что существуют люди по-настоящему верившие в победу коммунизма... старые большевики.

Именно она положила начало нашей семейной библиотеке.

Именно она - Екатерина Гавриловна Дурнева - работала инженером-химиком как раз на том самом комбинате «Маяк», где произошёл взрыв ядерных отходов в 1957-ом году, за полгода до моего рождения.

В её трудовой книжке: "По направлению обкома партии"...

* * *
Я научился останавливать время в фотографиях – оно не будет больше продолжаться, но оно там. И хранится.

А тема предательства бесконечна. Один проявляет слабость, будучи хмельным и бежит за милиционером, когда тебя пинают ногами до кратковременной потери сознания в день рождения быдлократии в России – 7 ноября 1988 года.

Другой сидит в засаде, чтобы использовать тебя, появившись в нужный момент.

Зависимость от обстоятельств, трусость, боязнь бедности, просто неверие ни в себя, ни, тем более, в тебя – мы хорошо знаем наших друзей и всё равно любим их.

Если вы не знаете, что будет дальше в вашем сценарии, напишите:

 
  ИНТЕРЬЕР. КОМНАТА. НОЧЬ

     Входит негр с пистолетом в руке ---

     --- и потом уже думайте – а что же дальше?
=================================================) ) ) ===  как учил Володарский...

     Автор-персонаж постепенно превращается в изображение, и, забыв о сценарии, путешествует автостопом по Узбекистану, где когда-то жил и работал, в поисках дочери от первого брака - в конце фильма находит её в пионерском лагере (см. "МИРАЖ" - 35мм, 3 части, 1992г).
MIRAGE
Part Part
А здесь можно или смотреть онлайн или скачать:

СКАЧАТЬ ФИЛЬМ filMirage|«МИРАЖ» (35мм-30’-1992г) реж/reаl-Sacha Kuznetsov|Саша Кузнецов/оператор Алишер Хамидходжаев ---
http://old.kastopravda.ru/kino/kuznecov/mirage.htm

Жизнь перетекает на плёнку и вновь рождается из темноты и тишины, стоит вновь зарядить кинопроектор и занять своё первое место в кинотеатре детства.

музыка, титры, КОНЕЦ