Дружба с дьяволом

Андрей Маркин
Приближается трагическая дата в истории России — День памяти и скорби, 22 июня. Снова будет дискуссия, кто виноват.

Страсти вокруг сочинений Суворова — Резуна, похоже, уже улеглись. Гипотеза автора о подготовке Сталиным нападения на Германию так и не нашла фактического подтверждения. Да и не могла найти. Беспристрастный и непредвзятый анализ предвоенного расклада сил показывает, что Россия к войне была тогда банально не готова. И это подтвердила катастрофа 41-го года.

В предвоенные годы Советский Союз сделал все от него зависящее, чтобы избежать войны. На это был нацелен Пакт Молотова — Риббентропа, Договор о дружбе и границе с Германией и Германо-советское торговое соглашение (все от 1939 года). Современные российские историки и политики утверждают, что эти соглашения позволили выиграть время и оттянуть войну. Но это мы сегодня знаем, что Гитлер напал на СССР. А тогда, в 1939 году, этого не знал никто, и предстоящая война была совсем не очевидна. Более того, у фюрера был не один военный план, а два — «Барбаросса» (нападение на СССР) и «Морской лев» (высадка на Британских островах). И куда он двинет свою армию, Гитлер в 1939 году тоже не знал.

И если бы немецкие войска высадились в Англии, мы так и продолжали бы кормить Германию своим хлебом. И не только хлебом. Помимо зерна мы поставляли Гитлеру нефтепродукты, хлопок, лен, лесоматериалы, металлы, фосфаты. Последний эшелон с зерном ушел на Запад за час до начала войны.

Из Германии в Россию в то же самое время шли новейшие образцы оружия и промышленных изделий. В частности, у немцев было закуплено значительное количество оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности, никелевых, свинцовых, медеплавильных, химических, цементных, сталепроволочных заводов и рудников. Министр иностранных дел Молотов констатировал в телеграмме советскому полпреду в Лондоне Майскому от 22 февраля 1940 года, что договор «экономически выгоден для СССР», так как страна получает от Германии большое количество станков, оборудования и вооружения.

Все заключенные договора были взаимовыгодными. Так что Сталин и вправду не собирался воевать с Гитлером. Он собирался с ним дружить. Вот только дружбы с дьяволом у нас не получилось.