Минута до вечности Сергея Довлатова

Валерия Демидова
                "Портрет Довлатова"

                Минута до вечности

   Сергей Довлатов, кочевник питерских асфальтов  для меня - это символ неприкаянной молодежи эпохи  красных стягов и бровастого застоя. В то время тоталитаризм уже ослабел и вместо  массовых репрессий  шло  подавление отдельных бунтующих личностей. Сергей Довлатов описывает эти странные противоречивые годы, прекрасно показывает настроения тех времен, кухонные разговоры, откровения под   пизурок.
    Для меня исключительно интересны  жизнеописания  самого автора в его питерский период жизни, наполненные тонким  юмором и острыми бытовыми наблюдениями.  Здесь как бы видна связь с 19 веком и эпохой Николая I, названного в народе  Тормозом.  Лишние люди наполняют страну: по северной столице прогуливаются Онегин, Печерин, Чацкий и, конечно же, молодой Сергей Довлатов. Новое время - новый герой, всегда под мухой, неприкаянный в вечном  поиске денег и смысла бытия. Вокруг него потрясающий антураж, удивительный театральный реквизит в виде Фонтанки, разводных мостов, закованной в гранит Невы. Вот нашему герою предлагают играть Петра I , ведь он так похож  на великого реформатора, что не нужно тратиться на грим. Однако все срывается из-за всеобщей безалаберности и перманентной выпивки. Жизнь бессмысленная в эпоху развивающегося социализма. Сразу вспоминаются мытарства Бродского. Кажется ничего не может измениться, но нет.  Бунтарь и лишний человек в одном стакане   беспощадно режет линию судьбы. Собрав самые важные вещи в чемодан, Довлатов с женой  отбывает  за бугор. Там чемодан с самыми нужными  сверхважными , жизненно необходимыми советскими вещами оказывается сначала под кроватью, потом в пыльном чулане.   Кожаного с ремнями так никто и не открыл. Вся прошлая  питерская  жизнь оказалась телом без органов, ростком без корней, воздухом без кислорода, домом без крыши. Как ни странно, именно она разбудила писательский талант Сергея Донатовича.
  Довлатов научил меня смотреть на мир с иронией, а на себя с самоиронией. Без юмора, пусть черного, как  анекдот на похоронах, жить  совершенно невозможно.  Творчество Довлатова  глубоко элитарно  и соответствует эпохи постмодерна. Большинство россиян  ушли в премодерн, и этот разрыв с каждым годом увеличивается. Довлатов и Проханов не совместимы.