Как кузнец своих детей искал

Таня Дымнич
     Не в этом городе, а в том, не в нашем селе, а в другом жил кузнец Федор с женой да детками малыми - Егоркой и Дуняшей. Федор ковал топоры да гвозди, подковы гнул. А жена его, Ефросинья, хозяйство вела, травы собирала, отвары готовила, людей лечила. Жили они на окраине села в добротном бревенчатом доме, у самого леса. Но и до них доходили слухи, будто стали в садах яблоки пропадать: никак ребятня озорничает! Но, как говорится,  не пойман - не вор.   А еще поговаривали, что опять Змей Горыныч объявился: то тут, то там пожары полыхают...
     Но не та беда, что от людей услышана, а та, что в свой дом постучала. Пропали детки кузнецовы. Что делать? Собирается Федор в лес  на поиски Егорки и Дуняши, а жена  - за ним: "И я с тобой пойду. Может, и моя помощь пригодится". Пошли вместе.
     Долго шли. Забрели в чащу лесную. Глядь, - под сосной вековой избушка на курьих ножках притаилась. Федор и говорит, как положено: "Избушка, избушка...." А избушка-то бочком, бочком, да за толстый ствол спряталась. "Погоди, Федор, - говорит Ефросинья, - дай-ка я попробую!" И тихонько к избушке направилась, ласково приговаривая: "Да ты не бойся, милая, мы тебя не обидим. Нам и самим в такой чащобе страшно..." Избушка послушала-послушала, да и вышла из-за сосны.
     Вошли кузнец с женой в избу и ахнули: посуда по полу разбросана, углы паутиной затянуты, крыльцо покосилось, ставни еле держатся... "Вот что, Федя, - говорит Ефросинья, - я пока посуду приберу да порядок наведу, а ты крылечко подправь, ставни закрепи. Дальше - видно будет."
     Только-только с работой управились, - и сама хозяйка пожаловала - баба Яга. Из ступы выскочила, помелом размахивает, на избушку кричит: "И куда тебя нелегкая понесла?! Я уж с ног сбилась искать…" Тут увидела она гостей непрошенных, еще сильнее разошлась: "А вас кто сюда звал-приглашал? Кто такие?" Федор ей и говорит, головой качая: "Эх, бабушка, живешь в лесу - совсем одичала! Все добрые слова, небось, позабыла?"
     Стыдно стало бабе Яге. Присела она на лавку, огляделась, вздохнула. "Нет, милок, не забыла. Спасибо, за то что по хозяйству  помогли, - со злости-то я сразу и не заметила. И  что накричала - простите старую. Да только умаялась я сильно, - трижды весь лес облетела, пока избушку свою нашла... Раньше мы у большого села жили. Да ребятня взялась пакостить: то в окна, пока меня нет, из рогаток стреляют, то на куриные ножки собак натравливают. В лес  ушли - так здесь Леший с кикиморами покою не дают, пугают ее, бедную… Вот и бегает по всему лесу, прячется."
    Ефросинья говорит на это: "А ты, бабушка, к нам в село перебирайся. Наша детвора любит всякие диковинки, да и к старшим относится с уважением." -"Что ж, можно попробовать. Авось и приживемся! А вы-то что ищете в такой глуши? Или заблудились?" - "Деток мы своих ищем, - Федор ей отвечает, - Егорку с Дуняшей. Как бы Горынычу в зубы не попались... Подскажи  дорогу, коли знаешь!" -"Думаешь, змеевы проделки? – задумалась  баба Яга. – Не похоже... Но так и быть, дорогу покажу. А там уж сами всё и узнаете". 
     Подошла баба Яга к печи, вынула горячий уголек и бросила за дверь. -"Ступайте за ним. Он и дорогу укажет, и темноту разгонит, и согреет, ежели понадобится."  Поклонились Федор и Ефросинья бабе Яге и пошли вслед за угольком.
     Долго ли, коротко ли вел их уголек, и привел, наконец, к горе огромной. В горе - пещера, а у пещеры сидит, плачет чудо-юдо трехголовое ростом с корову, лапами глаза трет - слезы вытирает. Удивился Федор: "Кто ты, чудище? Неужто Змей Горыныч?"  Чудо-юдо поглядело на кузнеца с женой круглыми глазищами и еще сильнее заплакало-запричитало: "Не чудище я! Папка меня детонькой да лапушкой называет! Это папка мой - Змей Горыныч. А я - Горынчик..."
     Глядит Ефросинья - и верно: хоть чудище и большого роста, а все равно - дитё. Подошла к Горынчику, утерла носы ему своим платком, погладила чешуйчатые головы, спросила: "А где ж папка твой сейчас?" - "Болеет он... Ключевую студеную воду пил, вот и простудился."   
     Шмыгнул носами Горынчик, достал из-за спины яблоко и начал по очереди тремя ртами откусывать да причмокивать. Федор с женой так и ахнули: "А ты разве яблоки любишь?!" - "Да!.. У нас с папкой раньше и сад был  хороший, большой. Пока папка не простудился... Чихнул он нечаянно -  и нет сада! Одни пни обгорелые остались"...
     Оглянулся кузнец - и правда: вокруг пепел да головешки обугленные. Доел Горынчик яблоко, семечки в землю закопал, - пусть новые яблони вырастут. Вздохнул и продолжил: -"Да... Совсем бы мы пропали. Папка-то вовсе не выходит, а я еще мал, чтобы пропитание добывать. Совсем бы пропали, если б не Егорка с Дуней. Они нам яблоки носят". Федор с Ефросиньей в один голос: "Где же они?!" У Горынчика - опять слезы в три ручья: "Спрятались!.. Мы в прятки играем... Я их искал, искал - не могу найти! Папка бы их враз учуял, да насморк у него. Простыл!"  Ефросинья и говорит: "А ну-ка, отведи нас к нему. Я его вылечу."
     Вошли они в пещеру. Лежит там громадина трехголовая, сопит да постанывает. Горынчик тихонько в чешуйчатый бок толкнул: "Папка! Просыпайся, сейчас тебя лечить будут..." Приподнял Змей тяжелые головы, спросонья понять ничего не может. Объяснили ему что да как. -"Так значит, вы - родители Егорки с Дуняшей? -улыбнулся Змей Горыныч. - Хорошие у вас ребятишки, добрые и смелые. Я их как-то в лесу встретил, когда с сынишкой гулял, так они даже не испугались. Играют вместе. Еду нам носят... Вы уж не браните их за яблоки. Я-то боюсь пока выходить: чихнешь ненароком, и  пол-деревни - в пепел. Начнут тогда говорить: опять, мол, Змей разбойничает! ...А ребяткам вашим - я помог спрятаться." Приподнял Горыныч правое крыло, а под ним Егорка и Дуняша лежат: пригрелись да и заснули.
     Стыдно стало кузнецу, что так плохо про Змея думал. -"Ты уж извини меня за мысли такие…  А что, шел бы ко мне в помощники, в кузницу, там твой огонь как раз к месту будет!"

     Так и вернулись в село все вместе. А там уже баба Яга с избушкой своей нашли дело по душе: за детьми малыми присматривать. Бабка-то долго на свете живет, много сказок да  прибауток знает.  А если корова или лошадь у кого в лесу заплутает, - Яга в ступу - прыг! - и вмиг отыщет.
   Горынчик с ребятами постарше подружился. За яблонями помогает ухаживать, да с Ефросиньей за травами лечебными ходит. А сам Змей Горыныч Федору помогает. Там, в кузнице, горячий огонь да пламя жаркое всегда пригодятся!