Рецензия 5-7. Онтология мировых писаний

Виталий Шолохов
Роберт Ван Вурст «Онтология мировых писаний». Восточный\Теологический семинар. 2003. WADSWORTH. Стр. 151=153.

Об этиках Конфуция

7. Доброта человеческой природы * *** Mencius 6.1.1-4,6

Хотя Конфуций не обсуждал вопрос добра и зла в человеческой личности, Мэн-цзы взял эту тему. Он утверждал оптимистичную идею, что все люди по природе добры. Таким образом, правитель должен быть только добрым сам и использовать врожденное совершенство своих подданных для того, чтобы установить свою власть. В этом вопросе, философ Као-цзы хорошо изложил мысли Мэн-цзы.
Философ Као сказал, "Человеческая природа похожа на чашку или миску, которые вырезают из ствола ивы. Доброжелательность и праведность природы человека возникают как изготовление кубков и чаш из ствола ивы."
 Мэн-цзы ответил: "Можете ли Вы, оставляя нетронутой ствол ивы сделать из нее чашки и миски? Вы должны сделать насилие и травму для ствола ивы, прежде чем вы сможете сделать чашки и миски из нее. Если вы должны сделать насилие и травмы для ивы для того, чтобы сделать чашки и миски из нее, от ваших принципов следует, что необходимо таким же образом сделать насилие и травмы над людьми/человечеством для того, чтобы сформировать из него благожелательность и праведность! Ваши слова, увы! непременно приведет всех людей к тому, чтобы считать доброжелательность и праведность бедствием."
Философ Као сказал, "Природа человека, как вода в канале. Если открыть проход для нее на восток, то она будет течь на восток;. Открыть проход для нее на запад, и она будет течь на запад . Природа человека равнодушна к добру и злу, как вода равнодушна к востоку и западу. "
Мэн-цзы ответил:« Вода действительно будет течь равнодушно к востоку или к западу, но будет ли она течь равнодушно вверх или вниз? Тенденция человеческой природы в отношении того, что хорошо, подобна тенденции воды течь вниз. Эта склонность к хорошему постоянна так же, как стремление воды течь вниз. Вы можете, ударяя воду заставлить ее течь вверх, или вы можете остановить ее, перекрывая русло.Но такие движения находятся ли в соответствии с характером воды? Это насилие, которое заставляет ее течь так. Когда людей заставляют делать то, что не есть естественно, их природа сопротивляется в этом случае ".
Философ Као сказал, "Жизнь это то, что следует понимать под соответствием природе."
Мэн-цзы продолжал: «Но разве природа собаки, как природа вола, или природа быка такие же, как природа человека?"
Философ Као сказал: "Как удовольствие от еды, восторг от природы цветов доброжелательность является внутреннимсвойством, а не внешним. Праведность – не наружная, а внутренняя."
Мэн-цзы спросил его: «Что это Природа Вам сказала, что доброжелательность является внутренним, а не внешним свойством?"
Он ответил, "Существует человек старше меня, и я отдаю честь его возрасту. Это не то, что у меня первого возник принцип такого почитания возраста. Это просто, когда есть белый человек, и я считают его белым – по его внешности. На том примере я показываю, что доброжелательность не есть внешнее свойство."
Мэн-цзы сказал: "Но нет ли разницы в том, как мы признаем возраст старой лошади, и как мы признаем возраст старика?”
Као сказал:" Существует мой младший брат и я люблю его. Но младшего брата человека Цинь я не люблю; то есть, чувство определяется само, и поэтому я говорю, что доброжелательность является внутренним свойством. С другой стороны, я даю честь старика ofTs'oo, и я также отдаю честь старику моего народа: то есть, чувство определяется возрастом, и поэтому я говорю, что праведность определяется внешними обстоятельствами."
Мэн-цзы ответил ему:"Наше наслаждение мясом, пожареным человеком Цинь, не отличается от нашего наслаждения мяса, пожареного другим человеком. Таким образом, то, что вы утверждате, не происходит также в случае таких вещей, и вы скажете, что также наше наслаждение жаркое внешнее? "...
Ученик Кунг сказал, "Философ Као говорит," Природа человека не является ни хорошим, ни плохим. Некоторые говорят, что, "природа человека может быть на практике доброй, но она может быть на практике злой», и соответственно, во времена Вана и Ву люди любили то, что было хорошо; в то время, как во времена Ю и Ле, они любили то, что было жестоко."
Мэн-цзы сказал: "Что я имею в виду, говоря, что природа хороша? Если люди делают то, что не есть хорошо, вина не может быть вменена их естественным силам. Чувства сострадания присущи всем людям. Значит ли это, что от стыда и неприязни, и что из почтения и уважения, и что из утверждения и неодобрения чувства сострадания формулируется Принцип доброжелательности; что от стыда и неприязни - Принцип справедливости; из почтения и уважения  Принцип уместности; и что из утверждения и неодобрения - Принцип познания? Доброжелательность, правда, приличие, и знания не вливаются в нас извне. И другой взгляд это просто от недостатка рефлексии.”
Отсюда он сказал: "Ищите и вы найдете их. Пренебрежение, и вы потеряете их. Мужчины отличаются друг от друга в отношении к ним, некоторые еще столько же, как и другие, некоторые в пять раз больше, а некоторые неисчислимо количество - это потому, что они не могут в полном объеме выполнять свои природные силы. Об этом говорится в Книге поэзии:

Небо, при создании людей,
Дало им свои различные способности и отношения
В соответствие с его специфическими законами.
Эти неизменные правила природы все держат,
И все мы ценим эту замечательную добродетель ».

Конфуций сказал: "Создатель этой оды знал действительно принцип нашей природы! Таким образом, мы можем видеть, что каждая пособность и отношение должны иметь свой закон, и так как есть неизменные правила, которые всех держат, то они, следовательно, и поддерживают эту замечательную добродетель ".

Комментарий.
Мы провели исследование способностей человека делать количественные оценки добродетелей. Основные результата исследовавния.
1. «Шкала» измерений человека - логарифмическая, то есть, человек делает оценки так же, как оценивает высоту звуки или силу света.
2. В диапазоне от нуля до единицы оценки «отрицательных» добродетелей (зло) занимают интервал от нуля до 0.7; а «положительных» оценок (добро) – от 0.7 до единицы. Оценка 0.7 соответствует «нейтральным» добродетелям.
3. Каждый человек имеет устойчивые отклонения оценок от общего закона.
Таким образом, даже нейтральная ситуация имеет человеческую оценку на 40% выше в числовом выражении. Это свойство оценок оказывается объективным основанием и причиной человеческой благожелательности и доброты. Более того, некоторые персоны имеют еще дополнительный сдвиг оценок, который называется – оптимизмом.
Человек есть такой, как он есть ,и спор философов относительно насилия в улучшении доброделей отдельных личностей, особенно пессимистов, не имеет однозначного решения. Насилие может не «подвинуть» человека к более высоким положительным оценкам, которые окажутся характеристикой «неуча». Не по его вине!
Отметим также, что позиция Конфуция о сущности доброты оказывается наиболее верной, хотя он обосновал ее ссылкой на неизвестного поэта.


06/19/2015
Виталий Шолохов