Старец земли Кузнецкой. Глава 2. Часть 1

Нина Богдан
              На фото: похороны старца Сергия.

              ГЛАВА 2. ТЕКСТЫ БЕСЕД О СТАРЦЕ.

              Док. № 1.
              Селихова В.П.: "Я прихожусь родной племянницей отца Сергия. Отец Сергий и моя мама были родными братом и сестрой.Дядю Митю (брата отца Сергия и мамы) выбрали председателем колхоза. Дядя Сергей у него и жил. Своей семьи он никогда не заводил. В родне мы называли отца Сергия сначала, конечно, дядей Сергеем. А потом, когда он по Божеству пошёл, стали как-то незаметно называть его отцом Сергием. Почему так? Не знаю. Так мои родители, так все родственники его называли, ну, и, конечно, мы, младшие.
              Сейчас, когда в церкви заказываю за его упокой, пишу за «отца Сергия». Мне сказали, что, если он не служил священником, то так писать нельзя. Но мы-то привыкли именно так его называть. И мои дети, и внуки так и называем его «отцом Сергием». Правильно это или неправильно? Я не знаю, но по-другому язык не поворачивается. Носил ли он сан, не знаю, был ли священником или монахом, нам неизвестно. Тогда же нельзя было свою веру афишировать, вот люди и скрывались. Поэтому даже мы, родственники, толком о дяде Сергее сказать не можем, кем он всё-таки был.
              Он пас скот деревенских жителей  и всегда носил с собой книжечку. Рассказывали, пасёт, а сам книжечку всегда читает. Сейчас-то я знаю, что этой «книжечкой» было Евангелие.В родне его считали как бы за ненормального, вроде юродивого. Наверное, поэтому к нему с работой в колхозе власти и не приставали. Тогда с этим строго было, нельзя было не работать, посадить могли. Вообще-то его, наверное, и дядя Митя прикрывал: всё-таки – председатель колхоза.
              Была у дяди Мити жена тетя Марфа. Вот она хотела, чтобы отец Сергий был как все, – и в колхозе работал, и женился. Однажды тётя Марфа даже привела к нему женщину сосватать. Но он сказал той женщине: «Раба Божия, иди и живи дома. Я не собираюсь заводить семью». Женщина и ушла. Женат отец Сергий никогда не был.
              Я по детству и молодости хорошо помню дядю Сергея. Он всё учил молиться, а я тогда бойкая была, на атеизме воспитывалась, мне не до его слов было. Сама говорила ему слова совсем не божественные. Он мне говорил: «Раба Божия, тебе надо глаза завязать и в рот воды взять». Он по имени никого не называл, а говорил: «Раба Божия», «раб Божий».
              Я, глупая,  тогда не понимала того, что потом с возрастом пришло. Но время-то ушло на всякие клубы. И что интересно, вся родня наша была верующая.  Я почти уверена, что и дядя Митя, хоть коммунистом был и председателем колхоза, но не мог он быть неверующим хотя бы в душе. Иначе, как бы у него отец Сергий жил со своим Евангелием.
              Последние пять лет отец Сергий жил в домике со своей помощницей Августой. Из этого домика  его и хоронили.Родители наши в Бога верили, а мы из-за школьного воспитания как-то не очень. В Ленинске  была церковь, отец Сергий в неё всё время ходил. Эту церковь потом снесли в 1961 г. Там сейчас стоит крест и часовенка. Ходили и мы туда из Егозово  в школьном возрасте. Пошлют нас родители святить пасхи и крашеные яйца, а нам, думаете, до них? Мы бегаем, играем, потеряем, бывало, и пасхи, и яйца. Это что, мы в храме побывали? Да, разве только мы, дети, так в церкви бывали? Как-то мама пришла из церкви и говорит: «Ой, Сергей, сколько народу было, стоять негде». А он говорит: «Нет, раба Божия, там было человек 5-6, а остальные – дома свою работу работали». Говорят, он прозорливым был, видел где-то происходившее, хотя самого его там не было.
              Отец Сергий ходил пешком по деревням. Особенно часто бывал в селе Красном  и деревне Крестиновке. Церквей-то ведь не было, их разрушили, а люди тянулись к божественному. Он ходил по домам, разговаривал с людьми, молился за них. Они, наверное, знали силу его молитв, вот и почитали. Я знаю, что, придя в деревню, он никогда не останавливался в одном и том же доме.  Это было опасно. А люди к нему шли. Шли за советом, за помощью. Папа говорил, что так раньше ходили к священнику. Но священником дядя Сергей не был, ходил в обычных одеждах, это я хорошо помню. Видимо, люди собирались тайно, ведь тогда не разрешалось молиться. Были ли это церковные службы или простое чтение божественных книг, я не знаю.
              Люди говорили, что отец Сергий исцелял. Конкретных примеров не знаю, а говорили об этом многие. Но я точно знаю, что никакой ворожбы у него не было. Люди приходили, он за них молился, давал святой воды, и они, как многие говорили, исцелялись. Думаю, исцелялись, конечно,  не все.
              Хотя, нет, подождите, об одном случае я знаю точно. Около года с ним по деревням ходила Ульяна с Крестиновки. Ей было лет двадцать. Она на фронте была контужена, а отец Сергий исцелил её, и она стала совсем здоровой.
В последние годы жизни отец Сергий ослеп. Он ходил с тросточкой. Эта тросточка хранится в моем доме. Вот она! Видите, она сделана из куска медного провода от контактной линии шахтового электровоза. Рукоятка обмотана синей изолентой. Правда, с этой тростью он ходил и когда был вполне зрячим. С ней он изображён на фотографии – с ней и Евангелием.
             Мне рассказали про фотографию, которую печатали в 90-годах в газете с нимбом вокруг головы отца Сергия. Кто-то хотел подшутить над верующими или доказать, что этот нимб лишь фотомонтаж. Он будто бы закрасил нимб и переснял фотографию. Но на новой фотографии нимб опять появился.
             Я всегда удивлялась тому, как мало отец Сергий ел. Поест чуть-чуть и… наелся. А других он всегда угощал охотно.
             Хоронили отца Сергия, как я думаю, по монашескому обряду. Его уже отпели в церкви, а я опоздала: не отпускали с работы. Когда пришла, лицо его уже закрыли , и мне стало обидно, что дядю Сергея я больше не увижу. На похоронах было очень много народу, вся улица была заполонена. Его же многие знали и почитали".
            

             Документ № 2.
            
             18 марта 2011 г., г. Ленинск-Кузнецкий, беседа с монахиней Кирой (Кадетовой), 1975 г. рождения.
             Монахиня Кира:"Господь положил написать мне акафист  о старце Сергии.По благословению отца Сергия Плаксина и матушки игумении Марии (Шнуровозовой)  я собирала сведения о старце Сергии для написания акафиста. Разговаривала с Иоанном из Белова, который называл себя учеником отца Сергия. Он говорил, что старца Сергия уже тогда, больше 60-ти лет назад, беспокоило людское неверие, их безбожие.
             Старец, по его словам, рассказывал людям, как над городом Кольчугино однажды летел Архангел Михаил, но никто его не позвал к себе, и он пролетел мимо. Тем самым, старец Сергий укорял жителей в том, что в городе мало кто молится, потому они и лишились помощи Архангела.

             В то время, когда отец Сергий работал в колхозе, – рассказывал Иоанн, – всех сельчан собирали, чтобы убрать урожай. Видимо, по тогдашнему обычаю всё до колоска собирали, потому что старец Сергий за каждым колоском без устали наклонялся, творя при этом молитву «Господи, помилуй!» А бабёнки поработают немного, да в кусточки сядут чай пить, да поболтать. «Сергей, – зовут, – тебе что, больше всех надо – иди к нам, отдохни!» Он же в ответ: «Я на рубаху себе зарабатываю», – снова и снова наклоняется с молитвой за колосками.  Вот и заработал себе рубаху в Царствии Небесном».

             Иоанна, наверное, уже нет в живых, но он твёрдо мне заявлял, что старец Сергий был монахом, потому, мол, и хоронили его по монашескому обряду. Но всё это недостоверно, тем более что многие мои собеседники говорили, что он и вовсе был священником. Непонятно, от кого бы он мог принять тайный постриг в монашество? Сейчас это трудно установить. Тогда же всё, что связано с верой, скрывалось. Опасно было выдавать свою веру.

             А вот Августа, я думаю, была монахиней. К нам в монастырь приходили прихожанки, которые при жизни знали её и старца Сергия. За Августу они заказывали требы именно, как за монахиню. Матушка Августа и готовила старца к погребению, она была его келейницей. Матушка, считаю, знала, что делала, когда похороны проводила по монашескому обряду. Хотя обо всём этом сейчас трудно сказать наверняка, ведь, повторюсь, всё, относящееся к вере, тогда тщательно скрывалось.
            Поскольку существует несколько версий относительно смены крестов на могиле старца Сергия, должна дать пояснение. Игуменья Мария, которая присутствовала при всех трёх сменах крестов, рассказывала, что самый первый (старый) крест сейчас находится в Свято-Серафимо-Покровском монастыре. Батюшка Василий Лихван вместо него поставил новый крест, а потом, через год-два, его поменял, а предыдущий забрал в свою церковь.
            Старец Сергий ходил в мирской одежде. Мне рассказывали, что на нём был темно-коричневый пиджак. Если бы он был даже монахом и вышел на улицу в монашеской одежде, его бы сразу в тюрьму упекли.
            Люди собирались для молитвы по домам тайно. К ним и приходил старец. То, что его молитвы обладали большой силой над черными силами, говорит случай, о котором мне рассказали люди. Однажды, на Пасху верующие собрались в жилом доме для разговления, был там и старец Сергий. Служили пасхальную службу. Вдруг – стук в дверь. Выглянули – милиция.
            А куда старца Сергия спрятать? А он сидит и улыбается.« Да ладно,– говорит,– Господь спрячет!" Сидит,молится.          
            Зашли милиционеры, спросили старца Сергия, а сами смотрят на старца и не видят его. Так они и ушли ни с чем, и отца Сергия не арестовали.
            А то, что старец исцелял, так мне многие об этом рассказывали, приводили конкретные случаи. К сожалению, я тогда не учла, что, собирая сведения, нужно записывать имена исцелившихся и фиксировать происшедшее. Мне одна раба Божия рассказывала, как её знакомая исцелила больные ноги. Она с трудом дошла до старца Сергия и попросила помощи у него. Он помазал её масличком из своей лампадки, и она с легкостью дошла домой. И ноги ее потом полностью исцелились.
           Я знаю точно, что старца Сергия в народе сильно почитали. Когда церковь в 1961 г. разрушили, то особенно много людей стало ходить на могилку к старцу Сергию помолиться. Но не думаю, что его канонизируют. Отец Сергий Плаксин считает, что едва ли прославят старца Сергия и поднимут его мощи. По его мнению, многие святые по своему смирению не хотят, чтобы их прославляли".


           Продолжение следует.