У меня есть вопрос!

Дыхание Слова
Сегодня в среде начинающих писателей очень популярны форумы, блоги, темы и сообщества, в которых писатель может задать читателям вопрос, попросить совета. Обычно эти советы делятся на два типа: просьба помочь конкретной информацией, напрямую писательского мастерства не касающейся, или же просьбы помочь определиться с писательским приемом.

К этому явлению можно относиться по-разному. С одной стороны, автору было бы полезно самому поискать интересующую его информацию. Все-таки читатели вряд ли захотят дать исчерпывающий ответ на вопрос, да и смогут ли? Тем более, если речь идет о сугубо писательских моментах.

А с другой, порой нужно упомянуть в тексте буквально одну деталь и перерывать ради этой детали целую гору книг без гарантии, что именно эта информации все же будет найдена, это не всегда целесообразно. Я сама как-то раз пользовалась возможностью получить консультацию в подобных сообществах. Да и со стороны посмотрела, как это работает.

И у меня появились вопросы к людям, которые дают советы авторам. Почему-то люди считают своим долгом делать предположения о тексте автора. И чем больше деталей о своем тексте в вопросе укажет автор, тем меньше будет тех, кто ответит. И больше тех, кто будет высказывать свое веское мнение.

Приведу два примера: один из своей практики, другой – из подсмотренного. Начну со второго. Анонимный автор в одном из сообществ просит помочь придумать название миру. Не буду рассуждать на тему, насколько имеет смысл просить помощи в таких вопросах. Но большая часть отвечающих разглагольствовала на тему, что можно считать миром, а что нет, нужно ли ему название, на каком языке оно должно быть, должно ли оно быть одно или их должно быть несколько, для всех языков. Причем, если бы речь шла о полноценном обсуждении, это было бы хотя бы интересно. Но нет, каждый просто вставлял свои пять копеек: «Придумали тоже, название миру. По какому поводу его там упоминать-то», «А что, у вас эльфы и орки будут назвать мир одинаково», «А при каких обстоятельствах вы собираетесь упоминать название?». Об этом ли просил автор? Помогли ли ему читатели?

Другой пример из моей практики. Я сейчас работаю над созданием собственного мира для написания целой серии книг. И первая из них начинается в момент создания мира и описывает первый год жизни. Мне нужно было уточнить кое-какие технические моменты, и я, не подумав, упомянула про возраст мира.

Непосредственно на мой вопрос ответили всего два или три человека. Остальные предлагали подумать о том, как долго мои герои учились бы ходить и говорить, советовали побыстрее поднять технический уровень мира, так как моим героям будет сложно в нем жить. Были и другие вопросы, откровенно намекающие на то, что я не продумала свой мир.

После всего этого у меня назрели два момента, о которых хотелось бы упомянуть. Во-первых, совет авторам: конкретизируйте свой вопрос максимально. Не нужно лишних деталей, они провоцируют читателей на отвлеченные размышления. Во-вторых, к читателям, отвечающим на такие вопросы: как бы вам ни хотелось поразмышлять над интересным вопросом, подумайте, прежде всего, об авторе вопроса. Есть что сказать по теме? Скажите, потом можете и о побочных темах поговорить.

Автор: Евгения Литвиненко

Оригинал тут: http://www.betareader.ru/u-menya-est-vopros/