Тогда мгновенью я сказал бы

Эспри Де Лэскалье
Остановись! Прекрасно ты!
И след земной мой не пропал бы
В эонах вечной темноты»
«Фауст”, J.W.Goethe

Талант и его время.

Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в своё странствие странствий
Лучшее из наваждения Земли.
Максимилиан Волошин

Может быть Волошин имел в виду ТАЛАНТ, а не затасканную «любовь» со любой большой буквы алфавита?

Сначала факты, преобразованные в некую кривую – временнОй график таланта. Берём очередного автора-творца и рисуем график его таланта во времени. Растёт ли, падает ли, хранит прежнюю высоту (плато насыщения), экспоненциально стремится к нулю?
Взять интеграл функции Талант на Время? А ЧТО это даст?
Продифференцировть функцию таланта? Взять её производную? Но производная «чувствительна» к динамике, к изменениям, а статичная вершина таланта для производной означает НОЛЬ! И опять, чего ради нужны эти нехитрые математические операции?
Ищу некую закономерность и не могу найти.
Одни вспыхивают на короткое время и угасают.
Другие вспыхивают рано и горят. То усиливая свечение, то слабея.
Третьи – разгораются медленно и светят, всё сильнее или на одном высоком уровне почти всю жизнь.
Ильф и Петров – два гениальных романа и несколько фельетонов. Всё до и после – слабо!!!
Станислав Лем – разгорался и светил почти всю жизнь.
Солженицын – два гениальных романа. Практически всё до и после – несравненно ниже. А кончил вообще полным маразмом -- «Двести лет вместе»
Гавриил Николаевич Троепольский – вспышка сверхновой! Средний писатель и вдруг: «Белый Бим, чёрное ухо». Прекрасная, трагическая и мучительная повесть!
Моя привычка – понравившиеся книги перечитывать многократно.  Два романа Солженицына перечитывал раз десять – пятнадцать. Об Ильфе и Петрове даже и говорить нечего – непроизвольно учим наизусть. А, вот, Троепольского держу дома несколько разных изданий этой повести и не дотрагиваюсь! Слишком больно!!! Что мы знали о Троепольском ДО этой повести. Лично я – НИЧЕГО!!!
Теперь – попытка объяснения этого феномена с позиций Гениалина.
У одних он начал выбрасываться в синапсы мозга рано и со временем его выработка достигла некой значительной величины. А.С.Пушкин, В.А.Моцарт, Артур Рубинштейн и многие другие, чей талант проявился очень рано и светил бОльшую часть жизни.
У других – постепенно нарастала. У третьих – то выброс, то полная засуха.
Троепольский в этом смысле очень интересен: Писал, писал – годы ничего выдающегося. И вдруг массивный выброс, вспышка, а затем снова «Гениалиновое молчание»
У любимого и многоуважаемого мной Станислава Лема в начале – бездарная повестюшка «Астронавты» (в немецком переводе почему-то названная «Планета смерти». Потом  – быстрый набор высоты и полёт в верхних слоях мыслительной стратосферы. Редкие провалы в воздушные ямы.
Магарет Митчел – один единственный роман за всю жизнь. Талантливый, получше, чем часто упоминаемый для сравнения «Война и Мир» Л.Толстого – занудливая шовинистическая чушь.
А короткая повесть того же Толстого «Смерть Ивана Ильича» – блестящая талантливая книга!
Людвиг Больцман – талантливый немецкий физик, старея, покончил с собой, ибо почувствовал, что ум его начал ему изменять.
Альберт Эйнштейн – называл себя «умственно отсталым», думаю, не вполне серьёзно, но  обосновывал это тем, что, де, вопросы пространства и времени волнуют ДЕТЕЙ и быстро проходят с возрастом, а он продолжал думать об этом и в юности в зрелом возрасте.
Поль Моран, французский писатель и критик, как-то заметил по этому поводу (о творческом возрасте): «Французские писатели никогда не бывают столь молодыми и свободными от всякого рода стеснений, как после шестидесяти лет...
Шатобриан не был более злободневным, чем в «Жизни де Рансе» и заключительной части «Замогильных записок». Вольтер написал свои лучшие произведения, когда ему было шестьдесят пять и писал их до восьмидесяти.. Анатоль Франс опубликовал «Боги жаждут» в шестьдесят восемь.»

Нелюбимая мной «классификация»:
1. Тип первый: талант рано просыпается и рано гаснет (Многообещающие, но не сдержавшие обещания «вундеркинды») У моего старого знакомого был так называемый «друг детства», которого все считали «гением». Гений перепрыгнул из восьмого класса прямо д десятый. Стал физиком-теоретиком. Потом , как многие его коллеги, программистом. Ничем более не блистал, кроме полного ничтожества характера.
2. Тип второй: Талант рано просыпается и светит долго (Многообещающие «вундеркинды» и сдержавшие обещания) Камиль Сен-Санс, Артур Рубинштейн и много-много других
3. Тип третий: В детстве ничем особенно не блистали. В юности тоже не очень. И лишь в молодом зрелом возрасте талант начал светить всё сильней.
4. Тип четвёртый: Ни в детстве, ни в юности, ни даже в молодом зрелом возрасте ничего выдающегося. И лишь с взрослениеи, даже старением, начало пробиваться нечто незаурядное. (Пример выше у Поля Морана)
5. Тип пятый: Ничем не блещет с детства и до старости и вдруг, вспышка незаурядного таланта. (Приведенный раньше Гавриил Троепольский.)

Как ЭТО объяснить?
Не знаю, разве что с позиций Гениалина. Но требуется ввести ещё один фактор: Настойчивость, упорство, трудолюбие. Тяжкий умственный труд, причём постоянный и многолетний, вызывает наконец интенсификацию выработки Гениалина. Но ведь у многих был тяжкий труд, а талант так и не проснулся. А у других – «с лёгкостью» заблистал. Врождённая тенденция к производству Гениалина.

Ещё одна версия: Гипнабильность – человек медленно,; но верно «впитывает» в своё сознание (Надсознание) образцы талантливых творений, неважно, в какой области, науке, искусстве, в любой деятельности. Образцы эти ЗАСТАВЛЯЮТ открываться в мозгу «гипонабилиста» НЕОРДИНАРНЫЕ цепочки нейронов и цепочки эти обретают некую устойчивость во времени и число их непрерывно растёт. Так, средний вроде бы человек с возрастом и опытом становится всё способнее.
В какой-то момент количество перехолит в качество и барьер между Сознанием, (то есть контролируемым нашими волевыми актами мышлением) и Надсознанием (высшим уровнем мышления , нам неподконтрольным) «прозрачнеет» и через него, как в квантовой теории «просачивания микрочастиц через потенциальный барьер»,  неординарные мысли проникают в Сознание. Если цепочки оказались действительно устойчивыми и достаточно многочисленными, барьер (синаптический ) этот, становится тонким и «дырявым» и «гипнабилист» превращается в способного к творчеству человека, даже талант.
Если цепочек всё же мало и время жизни их мало (как в физике элементарных частиц – короткоживущие микрочастицы), то просачивание носит характер редкий и даже одноразовый.
Faciant meliora porentes.  – Пусть сделает лучше, кто может.
18 VI 2015