О воскресении aeviternitas

Сергей Афанколо
… и ради вселившегося в Нем Слова пребыло нетленным».
 «Но в полночь смолкнут тварь и плоть,/ Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,/ смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья». (Б.Пастернак).
  «Говорю вам тайну (1Кор.15,51), не все мы умрем, но все изменимся вдруг, в мгновение ока: мы будем разрушены и в тот же миг воссоединены душой с обновленным телом, и это будет воистину Воскресение, но минуя сон истления, ибо «плоть и кровь не наследуют не;ления».   Из длинных рассуждений св.Павла (1кор.15:35) можно заключить, что воскресшее тело не яв¬ляется впрямую возвращенной к жизни плотью, а коли так – то при чем тут раны?  Однако есть мед с рыбой дух никак не может – значит… Что-то тут не стыкуется.  In principium condradictionis)
«Душа: Ты раньше в своей речи сказала мне, рабыня, что при воскресении небо и земля примут более божественный вид, тоже и тела всех людей - и те в нетленные переменятся. А я, служительница, изменюсь тогда, или буду такой же, какой являюсь ныне, три свои части сохранив неразлучными: способности к мысли, влечению и ярости? Буду ли я и тогда тождественной себе? Тричастной с тобой вовеки пребуду? И каждая часть опять будет делать свое дело, - я имею в виду влечение и ярость? Если такими же они останутся во мне, тяжелым и мучительным для меня воскресение будет, потому что вновь подверженной страстям, и скверной, и вновь нечистой буду я из-за них. (Диоптра) 
 «Схождение Духа Св. в виде огненных языков также возможно лишь благодаря особой организации пространства и материи. Сюда же относятся такие факты, как взятие на небо пророка Илии и Богоматери. Наконец, и сама София, Премудрость Божия, есть также не что иное, как особого рода тело.
Итак, душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное. [А.Лосев- Диалектика мифа, С. 255.]
«Всё, еже даёт Мне Отец, ко Мне придет: и грядущего ко Мне не изжену вон…да всё, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу…»
Для слов (Лк. 17-33): «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её <ради Христа>,-  тот оживит её»,- есть упование ап. Павла: «не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью»: ведь мы по мысли  Н. Лосского «в Царствии Божием перестанем иметь непроницаемое тело; вместо него творим себе другое протяженное тело». Включая и другой мозг с иной топологией.
Если представить, следуя мысли Августина (не было бы совершено для нас с Божественного изволения так много столь великого, если бы со смертью тела исчезала и душа),- что под душой понимаются «сокровища памяти», то можно подумать: Бог заинтересован в сохранении и воскрешении всего лучшего. Эта мысль отсылает к Экклезиасту: «Бог воззовёт прошедшее».
Наше бо житие  на небесех есть, отнюдуже спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа: иже преобразит тело смирения нашего, яко бытии сему сообразну телу славы его, по действу еже возмогати ему и покорити себе всяческая (Фил.3,20).
 «Призри, господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным»… (Пс. 12,4)
И отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына - рожденность и Духа Святого - исходность (;;;;;;;;). Соделайся прежде чем-либо из сказанного или подобным тому и тогда познаешь столько, сколько Они познаются Друг Другом. (Свт. Григорий Богослов, Том 2, Слово 25).
 
Тем же чудешеся, воспоим: Иисус несоглядаемый, И., сила непостижимая, И., мудросте недомыслимая, И., царство непобедимое, И., ущедри мя.   
…тот и хитер и мудр, кто свою душу спасет и будет жив вечно. (vgl. Златоструй. 10–13 вв). 
Но "если бы современному человеку, - пишет Несмелов в середине 19 века, - даже и хотелось увидеть Бога в мире, то ему, во всяком случае, не захотелось бы жить в присутствии Бога, потому что на самом деле он живет не по вечному смыслу всецелого бытия, а только по индивидуальному случаю своего появления в мире". "Вместо осуществления всеобщей цели мирового бытия, он преследует только свою собственную цель...".
12. Подстерегли меня, подобно льву, бросающемуся на добычу
По объясненію Ап. Петра, пророчество Давида, съ 8—11 ст., исполнилось на Іисусе Христе и воскресеніи Его изъ мертвых (Деян. 2, 25—32). Ап. Павелъ прилагает къ Іисусу Христу пророчество 10 стиха (Деян. 13, 35).
Час близок (архетаи ора): «все верующие должны быть в Сыне, как Он всегда – в Отце, конечно, и тогда, когда наступит день Его пришествия: ибо после будет уже весна без осени и жизнь - без смерти, когда день настанет нашим общим делом, а не событием, независимым от нас». (Федоров Н.: 2-й т.). 
Пришествие Сына-Судии в Парусии знаменует начало изъятия мёда во-ипостасной памяти в ноосферном смысле утверждения Ст. Яки, назвавшем Сотера-Христа – начальником науки.
Исайя (33,17): «Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча… Се Сион град, спасение наше, очи твои узрят Иерусалиме, кущы не поколеблются в вечное время… не пойдеши по сему пути, ниже пойдет корабль плывущий: Господь той нас спасет».
Сравни с Иезек: из 34главы: истают вся силы небесныя (т.е. гравитац. поле метрики Герца -«сомкнется с   неимеющим массы полем Топоса Сына» – в метрике Паскаля), и свиется небо аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие смоковницы…
Господь предупреждает: кто не собирает вместе с Ним,– тот расточает.
Мед был изъят Самсоном из такого места (пасти мёртвого льва), что об этом нельзя было сказать прямо родителям (чтобы не изблевали). «Мед обрете яждь умеренно, да не како пресыщен изблюеши» (Притчи: 25,16).    «Ешь мед, потому что он приятен и сот, который сладок для гортани твоей; таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна» (Притчи 8:10).
«И возвратися по днех пояти ю (невесту), и обратися видети труп львов, и сей  рой пчёл во устех Львовых и мёд,  и изъя его от уст его в руце свои, и идяше идый, и ядый…» (кн. Судей,14).
У Я. Ревия это звучит в следующей парафразе:
«Немного дней прошло,- я, шедши налегке,
Нашел пчелиный рой во львином костяке,
Я соты преломил, разъяв костяк блестящий,
И ел чудесный мед,- а что бывает слаще?
Теперь ты видишь, я энигму разгадал:
 «Ядущий стал ядом, и сладок сильный стал».
«Живи, люби, иди вперед!/ Ищи борьбы, душа крылатая,
И как Самсон из львиной челюсти / добудь из грозной жизни – МЁД! (В. Брюсов).
"Из сильного вышло сладкое". Смерть во Христе становится началом вечной жизни, медом бессмертия, потому что Сын Человеческий растерзал льва — пожиравшую людей смерть.
«Се и на тебе Самсоново гадание исполняется: от ядущаго изыйде ядомое; от того, иже пожерл бяше отеческия твоя земли и многих народов пожре имения, имееши ядомое, толикий и толь дивную воинства его плень и все пребогатыя користы; от крепкаго изыйде сладость; понеже крепкий сый и страшный непобедимою твоею десницею побежден есть: того ради сладчайшая есть торжественная радость».
 (Феофан Прокопович: Сочинения, S. 36)
Близость понятий «мёд» и «дух» ясно прослеживается в языке Вед- санскрите.
Так, «сладость» передается через слово madhus, а «мёд» через-madhu; аналогично, «дух-мысль»-через слова «manas-i». Пчела нечиста для пищи, но мед – «чист». Почему? Талмуд отвечает: «пчелиный мед разрешен потому, что пчела вносит его в свое тело, но не выделяет его из своего тела» (Талмуд Бхарот 7б). Комментаторы поясняют: желудок пчелы выделяет энзим, который расщепляет двухмолекулярный сахар нектара цветов на одномолекулярные сахара меда (подобные глюкозе и фруктозе). Энзим при этом полностью расщепляется и исчезает, так что в меде ничего не остается от ритуально «нечистой» пчелы (Т. Коэн «Тора и наука»). 
Согласно сокральному толкованию энигмы Самсона изнутри «крепкого» – «изыде сладкое» нетварного света, тургурируемого в пакибытийной топике Паскаля (инородной в отношении к метрике Герца). Если  у  ап.Марка речь заходит о втором пришествии Сотера (в Парусии): «когда Господь придет дому, вечер или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяще»,- с этим коррелирует смысл готовности из Мф.24,44: «Сего ради и вы будете готови: яко воньже час не мните, Сын чел-й придет» (также - Лк.9,62).
В контексте загадки Самсона мёд –  это «Начаток воскресшего тела Христа»: «Бог не есть Бог мертвых, но бог живых» (Мк.12:27). «Как лев и спящий страшен, так владычная смерть сделалась страшною и смерти, и Диаволу… Ибо сам Себя воскресил» (блаж. Феодорит).
Этот протест против изволения на смерть души отсылает к молитве  Иова: «Спаси душу мою, еже не внити во истление: и жизнь моя Свет узрит…  избави душу мою от смерти, да живот мой во свете хвалит Его» (13,28).
«Но к Тебе, господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!» (Пс. 149,8).
Что же лучше? Отвлечь ли несчастную душу от плоти или привязать к ней еще тягчайшими узами? – вопрошает нас Свт. Григорий Богослов.
 
Эразм Ерм: Как егда беша трие отроцы в огненной пещи, так се Бог не от тления, но паче от огня соблюде, не токмо самих угождьших ему, но и мертвым вещем, одежды и обущи их… сие же во время тления без истления явися. Се есть нашему воскресению образ: Бог бо есть мощен всякого воскресити.
и хранилища издадут вданные им души. И открыется Вышний на престоле суда… И отвеща ко мне (Ангел):   День бо судный будет конец времени сего, и начало времени будущаго безсмертия, в немже мимоидет тление, отсечено есть неверие, возрасте же правда, возсия истина. Тогда бо никтоже может спасти того, иже погибе, ни потопити того, иже победи…  И отвеща ко мне (Ангел): сей век сотворил Вышний многих ради, будущий же ради малых» (3Ездры,7:32-45; 8:6).
П.Могила: «Пусть ты, как смертный, подвергаешься тлению, но если будешь иметь веру в Сына Божия, то Он освободит и тебя от уз ея, и воскресит».
«Плоть: Ныне же возносятся лишь души всех спасаемых, владычица, святых и праведных, к своей голове, то есть ко Христу. О чудо! По воскресении же - взойдут и с телами.  …Но - иное все, совсем иное, что знает один бог… как, оставив тленным, а найдя нетленным, тело свое душа узнает? Ибо то, что она оставила, или слепо и без глаз, или же глухо и немо…
 Плоть: Можно ли сказать, что у того лежащего, разрушившегося и изменившегося, восстановится то, что истлело с возрастом? Да и вместо старца юношу видя, сочтут его иным, а не им: вместо прокаженного - здоровый, вместо высохшего – плотный… Как сейчас у тела нет ничего из того, что будет содействовать той жизни, так и там не будет того, что ныне наполняет наше тело. А и тут, и там - жизнь. Значит, не стоит таковое называть воскресением, ибо по причине бесполезности для той жизни каждого из органов не воскреснут с нами тела. Если того, что на нас наложено, не будет, как же то, что из этого следует, будет нам оставлено? Потому тщетно ожидание иного некоего устроения в будущей жизни, так как ничего нет общего у того, что к нему относится, с учением о воскресении. Ибо что общего имеет изможденность и многоплотие, худоба и тучность, и все иное, что бывает свойственно изменчивой телесной природе, с жизнью оной, чуждой текущего и преходящего житейского пребывания? ([Диоптра. Разговор души и плоти).
«…Что ж говорит Слово? Идем отсюда (Ин. 14:31)! Для того пришел Я сюда, чтобы переселить в горнее тебя, низринутого грехом. Так повелевает Бог; поспешим, как окрыленные. Уготовь себя как можно скорее для неба, окрылив Словом драгоценную душу. (Свт. Григорий Богослов, Том 5, К САМОМУ СЕБЕ).
 «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Отцу. (Свт. Григорий Богослов, Том 3, Слово 29).
И отличительное свойство Отца есть нерожденность, а Сына - рожденность и Духа Святого - исходность (;;;;;;;;). Соделайся прежде чем-либо из сказанного или подобным тому и тогда познаешь столько, сколько Они познаются Друг Другом. (Свт. Григорий Богослов, Том 2, Слово 25).
Якоже  бо Отец воскрешает мертвых и живит, тако и Сын, ихже хощет живит. Яко грядет час, и ныне есть, егда мертвые услышат глас Сына, и улышаша оживут. 
«Он мертвых жизнью наделяет,/даруя кровь костям сухим,
И никого не оставляет/из тех, кто остается с Ним». (Новалис).               
В случае с воскрешением Христа – Сын Божий как Сотер предлагает шанс достижения ко-экстенсивного со-пребывания в новосотворяемой топике Паскаля (где онтология исхождения сладкого изнутри Ядущего – принципиально отличается от онтологии в зоне Самсона метрики Герца). 
Согласно Ч.Пирсу, в потоке времени-сознания прошлое оказывает прямое воздействие на будущее, следствием чего является память; будущее же воздействует на прошлое только посредством третьих (thirds). События воли, ведущие к мысли-эргону, суть нечто душевное. События чувственности, предшествующие настоящему, не суть наша душа.
Почему душа не может обладать памятью сама по себе – без помощи органа?
Ведь хранение впечатлений по существу возможно лишь для неделимого единства души, а не для множества совместно экфоризируемых частиц мозга…
Ньютон ответил на вопрос – как он понимает воскресение – когда смешал с песком железные опилки, а затем поднёс магнит к смеси и сказал: как легко отделить их,- также и Господь отделит от праха земного нужные атомы новых тел.
Можно воспользоваться аналогией: по мысли Феймана, у каждой стенки  доменов, магнитные моменты которых направлены контрверсивно,- сосредоточена энергия. 

Скрыся зарёю Божества чувственное солнце, яко на горе Фавор, видев тя преобразующася Иисусе мой: слава силе Твоей. Огнь не опаляя вещи телесныя, виден бысть невеществен, Владыко един от двою, во дву совершену естеству… неботечныя лучи Христе солнце прииде, зрак землен яко приятии благоволил еси.
Христос же яко ризою светом и главою одевается, света бо самодетелен сый… невещественно станем во граде живаго Бога, и узрим мысленно Божество Отца, и Духа, в Сыне единороднем облистающее.
Солнце тоже сделало всё наоборот: после встряски стало приходить с востока и уходить на запад (сказка Австралии).
Когда Пушкина попросили закончить мысль: «Идёт с заката царь природы..» ? - то он прорек: «… и изумленные народы не знают: спать или вставать».
Поэт намекает на незримое движение святого солнца, в огне коего окажутся назад читаемыми страницы свитков памяти/жизни (обвитых молнии огнем тел). 

А.Герцен: «Природа не только никогда не делает поколений средствами для достижения будущего, но она вовсе об будущем не заботится; она готова, как Клеопатра, распустить в вине жемчужину, лишь бы потешиться в настоящем…
…Водворение мысли о новой жизни несравненно труднее в наше время, у нас нет неба, нет "веси божией", наша весь человеческая и должна осуществиться… на земле. Тут нельзя сослаться ни на искушение диавола, ни на помощь божию, ни на жизнь за гробом».
Соломон от жён уставши, сказал: «всяк в похотех праздный есть: руки же мужественных в прилежании». Но отходя облокотясь,  с    остывшим взором пред  алтаря вратами – на жезле замер…
 «Дондеже не померкнет солнце, и свет, и звёзды… и помрачатся зрящии в скажнях, и затворят двери на торжищи…: яко отъиде человек в дом века своего,  и дух возвратится к Богу, иже даде его»  (Еккл.12,4) – и  никто не посмел  коснуться закоченевшего; и  только чрез год  свалилась мумия Соломона –  пока жучки не подточили древо посоха того…
«…тело умирает и распадается на части, что же будет с душею? Орудия ее чувствования и мысли разрушились, ей уже не принадлежат, весь состав уже разрушился; но ужели в ней все опустеет, все пропадут в ней мысли, воображения, все желания, склонности, все страсти, - все, и ни малейшего следа не останется? Не можно сего думать; ибо не иное сие бы было, как совершенное ее уничтожение. Но как возможно душе, от тела отделенной, чувствовать и мыслить; ибо орудий чувствования и мысли будет она лишена? Сие так кажется. Но понеже душа уничтожению не может быть причастна, то мысль свойственна ей пребудет…
 Нет! не токмо сила, в человеке чувствующая и мыслящая, не исчезнет; но вследствие непрерывного шествия, в природе явного, она прейдет в другой вещей порядок.
Итак, посредством хотя мозга, но внутреннею своею силою душа, в каком бы ни была состоянии, не может отчудиться своея деятельности в творении мысли… время и пространство исчезают пред ним; он сокрушает все пределы, и занесшему ногу в вечность вселенная уже тесна. Ты будущее твое определяешь настоящим; и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта».
 (Радищев А. Н.: Избранные сочинения, S. 402-449-453-476-494-502-522).
 
«Кто согласился бы средь горных мук, терпя стократ несноснейшую боль, мышление утратить, променять сознание, способное постичь, измерить вечность,- на небытие; уйти в несозданную ночь и сгинуть в ней, в её безмерном чреве?» (Т.Мильтон)
 «…И память повела его, как чародей
в волшебный лабиринт, средь темных галерей,
И ряд картин пред ним во мраке озаряет…
На всё, что предо мной она разоблачает,
 уже взираю я с спокойною душой. Уж всё так далеко, все кажется мечтой! Фигуры движутся, как в дымке фимиама, уже на всё легла эпическая рама, И свет таинственный, и муза в тишине
 Всё взором обняла и песни шепчет мне…»
 …Во мраке гробниц обитает мой взор:
там почиют народы, как спят у вас в памяти мысли и думы – Я властен их вызвать из вечной темницы,/ Как можешь в душе пробудить ты прошедшие мысли…» (А.Майков).
«Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный» (Иов:16, 22),- 
Это осознает каждый умирающий.
«Се глаголет Адонай Г-дь костем сим: се Аз введу в вас Дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и оживете, и увесте, яко есмь Гс-дь… се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробе ваших, людие мои, и введу в землю Израилеву» (Иез.37.6),- это понимается уже с усилием.
И дело не только в том, что для воображения сей картины – поля с костьми, обрастающими жилами, и как зомби восстающих на ноги тел – у нас нет дара пророка; дело – в самой подоплёке, касающейся того, зачем Богу нужно выводить из гробов не призраков, а именно людей во плоти.
Где крепость хорошо сложенных членов? - Сокрушена болезнью.
Слово «страсть» (;;;;;) происходит от глагола «страдать» (;;;;;) и обозначает внутреннюю болезнь.
 
Б.Паскаль: «Что можно сказать против воскресения?.. Разве труднее воссоздать человека целиком, чем сотворить его? (Мысли,21).   
И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно" (ТЕРТУЛЛИаН De carne Christi, V).
Эмоцион. фон мышления Т. - тоска по эсхатологич. развязке: "Наши желания устремлены к окончанию века сего, к концу мира и пришествию великого дня господня, дня гнева и отмщения" (De resurr, caruis, XXII).
 "В нем живы все творения", - говорит святой Иоанн: в то время как Отец созерцает Сына Своего, все творения отображаются в Сыне, живые. Это и есть истинная жизнь творений. Но в другом месте Иоанн говорит: "блаженны мертвые, умершие в Боге".
 (ср. Экхарт: Духовные проповеди и рассуждения, С. 105)
Шекспир: «Во мне ты видишь блеск того дня,
который гаснет в пепле прошлых дней,
И то, что жизнью было для меня,
могилою становится моей»
Т. де Шарден: «субъективно мы неизбежно – центр перспективы».
…Не так остры глаза мои, чтобы рассмотреть, как Ты действуешь, это выше сил моих, не могу постичь сам, но смогу с Твоей помощью, когда Ты подашь ее, сладостный свет внутреннего взора моего. (Аврелий: Исповедь, S. 170)
Поэтому  нужно успеть «в давно забытое родиться, и закатив глаза под веки, движенье крови затая, вдохнуть минувший сумрак некий, утробный сумрак бытия» (Вл. Ходасевич).
А.Блок: «Всё, что память сберечь мне старается,
пропадает в безумных годах,
Но горящим зигзагом взвивается
Эта повесть в ночных небесах».